Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Культура

РЕПОРТАЖ: Байки у костра в средневековом лагере

22.08.2017 | 11:47

Фестивалями исторической реконструкции нынче трудно кого-то удивить: по всей Беларуси ежегодно в летний сезон их проходит около десятка, как в столице, так и в регионах. Зрителей знакомят то с эпохой раннего Средневековья, то с периодом Великого княжества Литовского, наполеоновских войн и так далее. Правда, побывав на таком мероприятии, многие все равно продолжают называть викингов рыцарями, путая века и локации, и спрашивают, где же их рога на шлемах (ничего подобного у скандинавов и в помине не было). Чтобы изменить угол зрения, корреспондент БЕЛТА провела два дня вместе с реконструкторами внутри раннесредневекового лагеря на фестивале "Путь викинга" в парке-музее интерактивной истории "Сула" под Минском.

Ночь, а поляна, на которой развернули свои палаточные лагеря 15 клубов со всей страны и даже гости из России, гудит. Клуб исторической реконструкции и моделирования "Нагльфар", который согласился меня приютить, только приехал из Витебска. Долгая дорога утомила ребят, однако они при свете звезд и не совсем историчных фонарей (что по прибытии еще простительно) спорно расставляют шатры, накидывают внутрь сено в качестве подстилки, а сверху устилают шкурами и шерстяными плащами.

"Так и будем спать?" - удивляюсь я.

"Конечно! Нужно максимально приблизиться к тем условиям, что были у древних скандинавов в походах. Хотя у нас многие приезжают семьями, с детьми - для удобства тут в ход идут и спальники. Главное, чтобы весь "цивил" - то есть неисторичное - оставался внутри шатров, невидимый для туристов", - объясняет жена ярла, то есть правителя, хозяйка двора Ольга Мазенкова, известная под скандинавским именем Альвитр (Alvitr Smiðkona - чудесная мастерица).

"Кстати, а почему ваш клуб так называется? Надо же знать, к кому я на борт попала", - продолжаю любопытствовать.

Оказывается, мы действительно на борту: корабль даже изображен на знамени клуба. Вот только он какой-то мрачноватый. Нагльфар - мифический драккар, созданный полностью из ногтей мертвецов, который, по легенде, в назначенный срок повезет воинство тьмы и хаоса (призраков и демонов) на решающую битву с силами Света - Рагнарек. Немного пугает. Впечатление усиливается, когда во время установки одного из шатров меня просят помочь - подержать одну из деревянных балок остова будущего жилища, которое сами ребята называют лепрозорий, что значит место для прокаженных. "Куда я попала?" - думаю с ужасом. Но позже мне предстоит узнать участников клуба лучше (эти брутальные бородачи оказываются очень даже милыми), как и их своеобразное чувство юмора.

Подъем в начале восьмого утра - слишком жестоко, если спать ложишься ближе к рассвету. Но ничего не поделаешь: надо заниматься завтраком. Мужчинам весь день предстоит вновь и вновь сходиться в боях под палящим солнцем, нужно, чтобы они перед сражениями как следует подкрепились.

Лагерь постепенно просыпается - и я не узнаю вчерашних ребят и девушек. Теперь это люди из другой эпохи: в льняных рубахах и платьях, большинство - именно в домотканом льне, некоторые даже в крашенном натуральными красителями по древним технологиям.

Мужчины подпоясаны кожаными ремнями с латунными украшениями-накладками, к ним подвешены ножи, кошельки, сумки-ташки с металлическими пластинами и прочие необходимые под рукой вещи, вплоть до железной ложки.

У дам пояса либо тканые, либо вовсе отсутствуют. Но что больше привлекает в женском костюме, так это украшения. Руки сами тянутся перебрать стеклянные бусины ручной работы, нанизанные на нитку, дополненную серебряными и бронзовыми подвесками. У кого-то бусы украшают только шею, у тех, кто состоятельнее, вторая нить гирляндой свисает на груди между парными скорлупообразными фибулами. Ими же крепятся петли платья-сарафана (хангерка) к основному полотну спереди.

"Украшения - признак статуса и богатства. Одна бусина может стоить как стадо коров. Не говоря уже о двухскорлупных фибулах, так называемых черепахах, - объясняют девушки "Нагльфара". - А еще многие украшения помогают строить теории о том, как выглядел наряд древней шведки, датчанки, норвежки. Потому что костюмы мы создаем не просто так, а на основе археологических находок - конкретных захоронений скандинавов. Текстиль под землей за эти века сгнил, но остатки ткани сохранились под металлическими деталями. Их местоположение, складки, швы - все это в совокупности с изображениями валькирий и письменными источниками-описаниями дают основу для теорий. По многим вопросам кроя и декора споры идут до сих пор. И потому историческая реконструкция не может наскучить - ты постоянно развиваешься, читаешь литературу, общаешься. И вместе с тобой развивается твой костюм - от самого бедного до полного комплекса уровня королей".

Самый бедный, кстати, - это уровень рабов. Совершая набеги, викинги брали пленных и продавали их в рабство либо оставляли себе - помогать по хозяйству. В "Нагльфаре" раб всего один: Роман Малиновский недавно пришел в клуб, пока не обзавелся даже ножом (признаком свободного человека). А потому на построение клубов на открытии фестиваля его ведут в кандалах.

Рабство Романа весьма условное: предполагается, что он должен выполнять наказы любого "старшего по званию", но парня лишь назначают костровым (колоть дрова и поддерживать лагерный костер, хотя по факту этим занимаются по мере возможности и другие парни) и время от времени просят принести воды или помыть посуду.

Керамические тарелки и кувшины, деревянные плошки и ложки заполняют пространство стола под спасительным теньком навеса в самом центре лагеря. А рядом в "хозке", то есть хозяйственной палатке, хранится стратегический запас продуктов, выданных организаторами. Здесь делами заправляют женщины: им нужно определиться с меню из продуктов, которые предположительно имелись у викингов. За исключением разве что картошки. Хотя, это же варяги раньше Колумба добрались до Америки, может, и картошку они также полюбили, подобно современным белорусам.

Честно говоря, париться у кипящего котла, умываться слезами, чистя и нарезая лук в дыму вблизи костра на тридцатиградусной жаре (на обед у нас суп) - удовольствие сомнительное. Поэтому вскоре я следую примеру некоторых других девушек, снимаю верхнее туникообразное платье из домотканого льна и чувствую, что хоть немного оживаю. Но пояс с подвешенным к нему ножом в ножнах оставляю - приятно сознавать себя свободной женщиной, пускай и выполняя по сути рабскую работу.

Тем более что мужчинам приходится еще труднее. У них в это время идут турниры - один на один, между пятерками, "круг Одина" и "круг Локи", взятие ворот, бугурт (массовый бой) и другие. С небольшими перерывами, во время которых едва успеваешь перевести дух, выпить холодной воды, осмотреть бойцов на предмет травм (а их можно получить даже от незаточеных орудий) и обсудить тактику.

Многое решает не только опыт, вид оружия, но еще и выносливость. Представьте: на вас поверх льняной рубахи еще шерстяная, на ней - кожанка или запашная меховая куртка. Некоторые перекидывают через плечо и стягивают поясом сложенный шерстяной плащ. На ногах ниже колен или шерстяные обмотки, или вязаные шерстяные гольфы. Все это - чтобы смягчить удары орудий, но при этом рискуя получить удар солнечный. Надеть ламелляр (чешуйчатый доспех) по такой погоде вообще смерти подобно. Кроме того, его, как и кольчугу, может себе позволить далеко не каждый, потому что металл у скандинавов был редким и посему дорогим материалом.

"На самом деле, если бы мы следовали полностью исторической правде, то сегодня на поле подавляющее большинство воинов должно было быть без шлемов и с топорами, - поясняет позже еще один руководитель "Нагльфара" Игорь Титов, он же Ингвар Бьёрн (Ingvar - скандинавский вариант имени Игорь, а Bjorn - медведь). - Полный доспех и меч - это уровень королей и зажиточных бондов. Мало кто из них, формируя дружину, как-то снаряжал воинов. Просто те, кто оказывался ловок и удачлив в боях, возвращался с добычей и сам покупал себе более благородное оружие, чем топор. Хороший меч - это был предел мечтаний. Даже если ты в рваных шароварах, но с мечом - отношение к тебе совсем иное".

Кстати, немного отклоняются от исторической правды участники фестиваля и во время инсценировки битвы на Немиге - именно 950-летию этого события и посвящен нынешний фестиваль. Реконструкторы показывают свою интерпретацию борьбы князей за контроль над торговым путем "из варяг в греки", завершая битву сокрушительной победой войск Всеслава Чародея.

Пока одни парни добывают себе славу на ристалище, другие зарабатывают деньги и развлекают народ. Сергей Королев с супругой Настей - это такой семейный подряд ювелира и гончара. У их стола на ремесленных рядах покупателей хватает. Реконструкторы присматривают себе вещички, изготовленные на основе археологических находок. Например, булавки, кольца, мьельниры (пожалуй, самое распространенное украшение-амулет скандинавов - уменьшенные копии легендарного молота Тора). А туристов больше привлекают стилизованные предметы - чтобы смотрелось модно: близко к истории, но современно.

И куда же без забав для туристов! "Нагльфар" всегда старается удивить народ: то устройство для изготовления веревки привезет, то лепешки на камне выпекает. На этот фэст выбрали облегченный, но самый популярный вариант - фото в кандалах. Уж не знаю, что так влечет народ добровольно сунуть голову и руки в деревянные оковы и подставить шею под топор сурового викинга или позволить повесить на себя ярлык ведьмы или блудника, но охотников всегда хватает.

Также много желающих проникнуть в лагерь, зачем-то фотографировать процесс готовки, мытья посуды и прочие бытовые моменты. Оказавшись, скажем так, по ту сторону, я вдруг понимаю, насколько некомфортно от таких визитов. Ведь реконструкторы - не актеры театра, а их лагерь - не сцена и не проходной двор. Это их дом, где они рады встречать гостей, но не любопытствующих, которые дивятся всему подряд.

Бывают и исключения. Например, когда девушки и женщины всерьез интересуются рукоделием, просят провести мастер-класс. Я и сама уже успела попробовать плести декоративный шнурок из нити на вилочке, вязать костяной иглой. А теперь с интересом наблюдаю, как Ольга Подрезова, или Бьорк (Bjork - хранительница очага, воплощение женского начала), прядет шерстяную нить. Она чуть ли не единственная в клубе, кто реконструирует древних славян, причем конкретно родного Витебского региона. Носки, связанные из ее нити, можно узнать сразу: никто больше не делает такой мягкой пряжи. Мастерица закупает овечью шерсть, промывает и вычесывает, затем отбирает пушистую массу-заготовку - и с этого начинается волшебство. Кажется, все очень просто: вытянул немного шерсти, закрепил на веретено, покрутил до образования нити и намотал ее на деревянную основу. Но приловчиться к этому даже сложнее, чем к вязанию иглой. Тем более что у Ольги особая техника - веретено она держит в левой руке и крутит нить против часовой стрелки.

За делами и заботами наступает вечер. Взмокшие и уставшие мужчины возвращаются с войны, где их уже ждет ужин. Но сначала - охладиться. Шлемы, мечи, сулицы и копья, топоры откладываются аккуратно в сторону, скидываются кожаные ботинки, носки, обмотки - и голые ступни, наконец, касаются относительно прохладной травы. С помощью друг друга стаскиваются кожанки и прильнувшие к телу мокрые рубахи - будто змеи вызволяются из старой оболочки. И в одних штанах или шароварах парни устремляются к реке. Причем "Нагльфар" даже к купанию подходит с выдумкой. Драккар, на котором целый день по реке катают туристов, на этот раз везет вместе с ними и бравых викингов. Однако шумное соседство на середине пути прерывается: по сигналу капитана парни с криками ныряют за борт, смывая с себя соль битв и угольный боевой раскрас.

А затем за столом ребята обсуждают сражения. "Диме сегодня дважды крупно повезло: еще бы чуть-чуть - и в лицо мечом угодило", - рассказывает руководитель "Нагльфара" Юрий Мазенков, он же ярл Стейнолв (Steinolv - каменный волк). Целый день он провел на ристалище в качестве маршала, следил, чтобы воины соблюдали правила.

К беседам у костра присоединяются и соседи из русского лагеря. Вспоминают другие фестивали. Например, как рубятся на большом фэсте в Волине хозяева-поляки, которых парни в шутку называют шишки - из-за внешнего вида их кожаных ламелляров. "Ирландцы как-то года два назад нам сказали, что мы воюем классно, но сурово. У них же даже колющее оружие используется, при том что нет ни кольчуг, ни доспехов. Потому что очень осторожно воюют. А у нас попробуй не надень защиту!" - говорит Артем Лещина - Бьёрн Скарф (Bjorn Skarf - скупой медведь).

И все же не обходится без травм и в нашем лагере: на следующий день на турнире обладатель знатных усов Вова Захаров, он же Росомаха, чуть было их не лишился. Рассеченная ударом меча верхняя губа требовала швов, но бравому викингу везет - дежурный хирург фестиваля исполняет просьбу-мольбу "спасти усы". А в целом ребята довольны боевками и даже находят силы после войн сразиться уже в иной силовой забаве - сыграть в скандбол, или скандинавский регби. Такой кучи-малы не было даже во время бугурта!

Глядя на мужественных отцов, подрастает и молодое поколение викингов. Восьмилетний Женя Мазенков пока осваивает лук со стрелами - хороших лучников в средние века тоже очень ценили. Но все же мальчик мечтает о поединках с более весомыми "аргументами".

Два солнечных дня, перенесших нас на десяток веков назад в прошлое, заканчиваются. Но только для зрителей. У клубов до окончания сезона еще немало выездов и встреч с друзьями и соперниками. Одна из самых ожидаемый - фестиваль средневековой культуры "Рубон" в Полоцке 1-3 сентября. И ребята уже начинают готовиться: зашивают шатры, начищают доспехи и готовятся сесть на весла - впервые на фэсте в Беларуси обещают бой на драккарах. Так что до новых встреч в прошлом!

Екатерина КНЯЗЕВА,

фото автора,

БЕЛТА.-0-