26 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. 26 сентября исполнилось 120 лет со дня рождения одного из самых ярких театральных деятелей Беларуси, народного артиста БССР Дмитрия Орлова. Его считают одним из основателей Национального академического драматического театра имени Максима Горького. Корреспондент БЕЛТА побеседовала с его дочерью - белорусским театральным критиком доктором филологических наук Татьяной Орловой и узнала, как ее отец повлиял на развитие белорусского театрального искусства.
- Как и когда Дмитрий Орлов вошел в театральное сообщество Беларуси?
- Дмитрий Орлов родился в Москве в семье священника в 1903 году. Его мать, братья и сестры увлекались театром, но все они построили различные карьеры, не связанные с театральным искусством. Он единственный из семьи стал профессиональным артистом и первоначально работал в Москве. В Беларусь он приехал, потому что мечтал о своем театре.
По одной из версий, Русский театр в Беларуси возник в 1932 году и его основателем считается Владимир Кумельский. Он хорошо знал моего отца. Поскольку Владимир Кумельский не был уверен в своих силах, то пригласил Дмитрия Орлова в Беларусь помочь ему в создании театра. Отец временами приезжал в Могилев, где тогда базировался театр, и видел, что тот нуждался в реорганизации и наборе профессиональных кадров, но только в 1937 дал согласие переехать в Беларусь. Вскоре его назначили главным режиссером Русского театра. За короткий срок отец успел принести театру большую известность, за что ему присвоили звание народного артиста БССР, это было перед началом войны.
Войну Русский театр встретил на гастролях в Белостоке, где должен был состояться показ спектакля "Три сестры". Театральная труппа возвращалась в Могилев пешком, а отец пользовался своим удостоверением народного артиста БССР, чтобы останавливать машины, которые ехали в нужном направлении.
Во время войны работал фронтовой театр, который показывал спектакли на разных фронтах, а в 1944 году было принято решение восстановить Русский театр. Поскольку в Могилеве не было подходящего помещения, то театр открылся в Гродно, а позже переехал в Минск.
- Как актер и режиссер Дмитрий Орлов сделал для театра очень много, но всю жизнь увлекался педагогикой. Расскажите о педагогической деятельности своего отца.
- В 1948 году Дмитрий Орлов ушел на преподавательскую работу в Белорусский театрально-художественный институт (ныне Белорусская государственная академия искусств. - Прим. БЕЛТА). Он выпустил около 100 актеров и 20 режиссеров, которые являются историей и гордостью белорусской театральной культуры. Став ведущим специалистом театрально-художественного института, он создал оригинальную методологию актерской школы, написал научные труды на эту тему и получил звание профессора. Кроме того, он писал статьи и рецензии. Его критика была острой и пользовалась высоким авторитетом, поэтому его немного боялись. И хотя некоторые коллеги не соглашались с мнением моего отца, его критические работы все равно пользовались популярностью, ведь он был практиком с большим опытом работы.
- Какая кинороль стала для вашего отца самой знаковой?
- Хоть снимался в кино мой отец немного, у него есть несколько знаковых ролей. В фильме "Часы остановились в полночь" он сыграл Вильгельма фон Кауница и впервые показал врага не глупцом, которого легко победить, а сложным, умным и хитрым человеком, с которым очень трудно бороться. Сейчас во многих военных фильмах врагов изображают совершенно с разных сторон, но в то время именно Дмитрий Орлов стал первым, кто не побоялся показать такого героя. Это отмечали многие критики.
- Чем отличалась актерская школа, которую Дмитрий Орлов создал в Беларуси?
- Мой отец продвигал психологическую школу Станиславского. Согласно этой системе, актер должен очень глубоко вникнуть в характер героя, которого играет, и раскрыть его с точки зрения психологии. Сейчас такой подход считается старомодным, а в театре все сконцентрировано на изображении эмоций на основе творческого воображения актера. Но тогда все опиралось на систему Станиславского, которую Дмитрий Орлов изучал в Москве. Именно он впервые использовал ее в белорусских театрах и внедрил в учебный процесс в театрально-художественном институте. Он внес большой вклад в развитие театральной науки и стал лидером многих преобразований. Основав новое направление в театральной школе и написав множество научных работ, он смог передать весь свой опыт будущим поколениям и оставить след в театральном обществе Беларуси, которое до сих пор вспоминает о нем с большим уважением.
Валерия ГАВРУКОВИЧ,
БЕЛТА.-0-