Пятидневное погружение в пластичный мир танца в Витебске случилось. А ведь до последних недель организаторы Международного фестиваля современной хореографии переживали: удастся ли собрать на одной сцене творческие труппы. Отмечали, что форум "делает попытку вернуться" после двухлетнего перерыва, произошедшего из-за пандемии. И вот стало известно, что фестивалю быть. Быть наполненным глубоким смыслом постановкам белорусских и зарубежных хореографов на витебской сцене, восхищенным взглядам публики и не умолкающим аплодисментам от ценителей танцевального слова, которые так ждали возвращения IFMC. Корреспонденты БЕЛТА узнали, о чем сегодня на языке танца намерен говорить артист со зрителем, как у витебского фестиваля вырастают "Крылья", в какие города его частицу увезут участники и жюри, и даже - эксклюзив - с какой постановкой в следующий раз на IFMC может приехать известный хореограф Алексей Расторгуев.
Пока коллективы-участники, международные жюри и экспертный совет были на пути в город, главная площадка фестиваля из строительной преображалась в сценическую. Практически каждое помещение концертного зала "Витебск", где идет капитальный ремонт, но не прекращаются репетиции, усиленно готовили к приему гостей. За несколько дней до старта форума обновились и природные декорации. На смену мрачно-серым осенним пришли зимние пейзажи, скрывая следы строительно-монтажных работ под белоснежными сугробами у концертного зала. Нынешний фестиваль стал особенно волнительным для 25 танцевальных коллективов из Беларуси, России и Казахстана, которые претендовали на Гран-при и премии международного конкурса. Лучшие работы зритель увидел на концерте закрытия 27 ноября.
В Витебске фестиваль современной хореографии приняли две сцены: концертного зала и Национального академического драматического театра имени Я.Коласа. Также большой мастер-класс и спектакли прошли на столичных площадках, в Национальном академическом театре оперы и балета Беларуси и Дворце культуры профсоюзов. Постановки, мастер-классы, встречи со зрителем и не только - программа форума была богата на события.
Стартовал IFMC в Витебске с презентации выставки легендарного артиста балета, хореографа, театрального и ТВ режиссера, художника Владимира Васильева. Мэтр привез около 30 своих работ, где настроение и характер в основном пейзажей и немного натюрмортов передавал при помощи акварели. Два полотна "Витебск. Ночь" и "Витебск" он написал в 2012 году, когда бывал здесь в качестве председателя жюри международного конкурса современной хореографии.
Как поделился сам мастер, в дорогу он всегда берет с собой две кисточки, краски и блокнотик, чтобы при виде впечатляющих мест увезти их с собой на бумаге. А еще он признался, что поначалу "нахально и броско работал маслом", а с акварелью не выходило, но упорные попытки художника дали свои плоды. Представленные на выставке в КЗ "Витебск" "Танцующая кисть Владимира Васильева" работы - лишь малая часть его коллекции. За время пандемии, по словам творца, он непрерывно писал.
Еще одним важным художественным событием форума стала выставка Рустама Сюнякова "Грузчики ветра". Московский фотограф специализируется на съемке движущегося тела и передает в работах глубокие по смыслу истории о современном танце и артистах. Примечательно, что ровно 10 лет назад именно на IFMC Rust2D (это творческий псевдоним автора) сделал портретный снимок Владимира Васильева. Сам Васильев пояснил: ему редко нравятся свои портреты, но этот попал в яблочко. Для передачи характера работы фотограф сделал ее черно-белой.
С трепетом и приятным волнением форум ждали артисты "Балета Евгения Панфилова" и хореограф театра Алексей Расторгуев. Его постановка - спектакль "Рахманинов" - в исполнении Государственного молодежного ансамбля песни и танца "Алтай" из Барнаула открывала фестиваль. Рассказ о надежде, любви и вере пришелся витебской публике по душе. Зал искупал коллектив в овациях.
Отдельный вечер на IFMC посвятили памяти хореографа Евгения Панфилова, которого не стало 20 лет назад. Пермский театр "Балет Евгения Панфилова" восстановил его работу "Капитуляция". Спектакль еще долгое время будет актуальным, поскольку говорит на вечные темы: о поражении человека перед самим собой, считают зрители.
Алексей Расторгуев полагает, что акценты в хореографических работах пора делать не на свое свободомыслие, а направлять силы на то, чтобы подрастающая молодежь (в возрасте от 10 лет и до начала самостоятельной жизни) изучала литературу, историю и культуру своих стран. "Это важно. И с этим связан выбор тем для постановок. Почему-то литературы мало в хореографии, и мы забываем об этом", - поясняет хореограф. С легкой неуверенностью в голосе он добавил, что в ближайшее время хотел бы поработать с материалом исторического романа Марка Твена "Принц и нищий" и надеется, что привезет эту работу в Витебск на следующий фестиваль хореографии.
О важной роли классики витебской публике и артистам напомнил и Владимир Васильев. Он отметил, что фестиваль постоянно растет и обретает новые формы, ведь на то он и современный. Но и классика тоже должна быть современной, подчеркивает легенда мирового балета. "Отсутствие интереса к классике проявляется именно от того, что люди очень часто представляют себе классику как нечто устоявшееся, не поддающееся изменениям, следующее канонам. Ошибаются эти люди. Классика может нас увлечь только тогда, когда она современная", - пояснил режиссер и художник.
Гостевая афиша фестиваля порадовала витебскую публику разнонаправленными постановками. Независимая компания современного танца LIBERTATEM предложила к просмотру историю, посвященную жизни и творчеству легендарного испанского архитектора Антонио Гауди. Театр танца "Дорога из города" пригласил на постановку по пьесе английского драматурга Джона Пристли "Не будите спящую собаку". Санкт-Петербургский театр современного танца "Канон данс" исследовал глубинное психологическое воздействие на человека социальных сетей и продемонстрировал его в произведении "Вкл./Выкл". "Балет Евгения Панфилова" поделился со зрителем постановкой "LIBERTAD", посвященной художнице Фриде Кало. Ну а "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга призвали поразмыслить на тему прикосновений во время спектакля "Кожа".
Главная интрига форума - конкурс современной хореографии. В этом году он международный, по нечетным годам лучших выбирают среди белорусских коллективов. Данс-компании нынче предложили на суд жюри 39 произведений. И большую часть конкурсного времени, которое, кстати, составило 4 часа 44 минуты и 44 секунды, посвятили рассказам о человеке. Сюжетные линии постановок порой перекликались, но каждая заставляла задуматься о важном, в центре был человек. В частности, сольный проект Павла Лунцевича поднял вопрос об усталости от принятия решений, которые людям приходится делать ежедневно. Когда у них изобилие выбора, начинаются сомнения, поясняет минский хореограф. В работе он отталкивался и от простых вещей: даже выбор продуктов в магазине для человека может стать проблемой.
По словам участника, IFMC для него уже лет пять, как стал местом встречи с заинтересованными современным искусством людьми. "Первый раз, когда я был на фестивале, я был просто в шоке, - вспоминает Павел Лунцевич. - Для меня это было введение в мир современной хореографии, открытие. Я тогда только начал заниматься и не видел ничего, кроме того, что мы делали со своим коллективом. В следующие годы я уже бывал в качестве участника". Минский театр танца "Альтана", в котором выступает артист, стал обладателем III премии нынешнего международного хореографического конкурса.
Особый заряд творчества юные артисты получали на практических мастер-классах фестиваля, большинство из которых провели члены международного жюри, в числе которых танцовщики, хореографы и педагоги из Северной Македонии Игор Киров и Армении Арман Балманукян, хореограф мирового уровня, шведская танцовщица и педагог Джин Яско. Выходя их залов, подающие надежды молодые таланты отмечали: несмотря на то, что мастер-классы из-за насыщенной программы форума скорее ознакомительные и длятся всего часа полтора, они успевают погрузиться в материал, получить стимул к развитию, расширить кругозор и вдохновиться на новые работы.
"Джин Яско очень открытый человек. Это позитивный человек с легкой энергией, которую транслирует в себе как в характере и движении. Говорила нам, что мы можем двигаться лучше и больше. Это здорово раскрепощает, - с улыбкой делится Павел Лушцевич. - Лексика Игора Кирова мне близка, поэтому и на его мастер-классе я просто кайфовал. Целый класс, он был разбит на блоки и насыщенным информационно, нужно было многое запоминать. Мы работали над одной историей, но с разных сторон".
Открытием нынешнего IFMC стал театр танца "Проспект" из Тюмени. Коллектив предложил поразмыслить над эволюцией человека и тем, что в этом процессе с ним происходит. Работа под названием "Всякое действие рождает противодействие" покорила жюри, зрителей и заслужила Гран-при форума. Художественный руководитель "Проспекта", хореограф и доцент Тюменского института культуры Оксана Бакланова сразу после церемонии вручения наград поделилась, что для нее "свершилось важное событие в жизни как для творца, режиссера, хореографа". К тому же в театре вместе с ребятами из профильного вуза танцуют студенты Тюменского индустриального университета, при котором создан коллектив, - будущие инженеры, геологи, геофизики, строители. Нынешнему составу "Проспекта" около пяти лет.
Оксана Бакланова уверена: победа им досталась благодаря упорным тренировкам и общей любви к танцу. Само произведение собиралось в течение двух лет, а окончательный облик приняло лишь этой осенью. "Оно начинало вызревать, как любимое детище. Это была одна миниатюра, потом складывалась с другими в общую историю. Когда мы начинали ее ставить, не закладывали такой смысл, который могли увидеть сейчас из-за последних реалий, геополитических ситуаций. Просто история про человека, о его свободе, о том, что происходит на уровне ДНК. 40-минутную работу мы специально ужали до формата фестиваля. Ранее постановка уже получала специальные награды, но эта для нас особенно ценная", - сказала хореограф. Она добавила, что обязательно снова приедет в Витебск с новыми идеями.
В постановке тюменского театра, как отметили члены жюри и экспертного совета, четко прослеживалась сюжетная линия. Именно этого часто не хватает молодым хореографам, которые дают смелые названия своим работам, выбирают мощные спецэффекты, но упускают основную нить. "Драматургическая составляющая не всегда соответствует мысли. И это, я считаю, проблема времени, поскольку люди молодые", - говорит заслуженный артист России, премьер Мариинского театра, главный балетмейстер Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, председатель жюри международного конкурса современной хореографии Игорь Колб. Он также пояснил, что на фестивале особенно присматривается к белорусским молодым артистам, которые вскоре смогут прийти в театр и предложить свои работы.
У конкурсантов заметен высокий уровень исполнительской техники - в этом выводе сошлись все члены жюри, в состав которого вошли представители Беларуси, России, Армении, Дании, Северной Македонии и Швеции. Больше их интересовала не сама по себе танцевальная машина, а человек. "Если он раскрывается не только за счет своей лексики, но и уверенности, вовлеченности всем своим существом в процесс, эта уверенность передается зрителю", - пояснила российский хореограф, лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" Ольга Пона.
"Самая большая ценность фестиваля в том, что он дает возможность молодому поколению раскрыться и показать себя публике, - подчеркнула датский и шведский хореограф, педагог Stepz Dansestudie Джин Яско. - И невероятную ценность я вижу в мастер-классах, которые форум предоставляет участникам, в нетворкинге, когда все вместе работают, могут делиться мыслями и черпать что-то новое из совместного творчества. Мы все из разных стран, и каждый из нас увезет частичку фестиваля с собой в города, где работает. Я увезу его в Стокгольм, Копенгаген, Мюнхен, Лондон и Нью-Йорк".
Причинами дискуссий международных экспертов танцевального слова на этот раз стали постановки сразу нескольких коллективов. И дело было не в оценке материала, а в выбранных авторами направлениях и предложенных к обсуждению темах. Работа "Утица" екатеринбургской танцевальной компании "Денница" получила специальную премию фестиваля за использование фольклорной корневой культуры в современном танце.
"По сути, "Утица" - танец пост-фолк, который чувствую я. Это никак не относится к стилизации, неофолку. Образ утицы - архитипический образ, который есть почти в культуре каждого народа, но воспринимается в них по-разному. Где-то это образ соединения трех миров. У нас утица - женский образ, который включает все составляющие женской терпимости, мягкости, стойкости. Мы метафорично показываем момент перехода девушки в состояние замужней женщины - утица уже ходит с одним крылом, она уже не свободная", - пояснила художественный руководитель "Денницы" Анна Полякова.
Девушку сильно впечатлила поездка в Витебск, который она покидала с большим воодушевлением: "У вас язык другой, вы все поете, завершая фразу. Еще интересное наблюдение - внахлест разговариваете, это очень любопытно. Столько сразу идей появилось! А город просто волшебный: поющая Ратуша, витебский супрематизм". Последний, к слову, заставил Анну Полякову во время прогулки расчищать от снега и фотографировать все разрисованные в городе люки. Так что дома о Витебске ей будет напоминать еще и целая коллекция уличных снимков.
Вдохновленные танцевальным языком участники, эксперты и зрители уже разъехались по своим городам. А окрыленный фестиваль начал готовится к своему 34-му дню рождения (на днях форуму вручили Национальную премию в области хореографии под названием "Крылья", признав его танцевальным событием года).
Евгения АРХИПОВА,
фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-