Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Культура

"Писанки сохраняют баланс добра и зла на земле". Быховский мастер об искусстве украшения пасхальных яиц

30.04.2024 | 16:24
В Быхове накануне Пасхи можно попасть на необычный мастер-класс по традиционной росписи пасхальных яиц, организованный силами педагогов Детской школы искусств и художественных ремесел районного центра. Анжелика Быстрова -  член Белорусского союза мастеров народного творчества - научит премудростям старинного искусства всех желающих. Педагог увлеклась писанками около пяти лет назад, и за это время освоила несколько техник. Ее мастерство знают и за пределами района, ведь она даже расписывала жидким жемчугом декоративные яйца для пасхальной композиции в подарок Президенту. Корреспонденты БЕЛТА побывали в гостях у быховчанки, чтобы увидеть весь процесс вживую.

"С традиционным крашением яиц я познакомилась случайно, когда в 2019 году попала на мастер-класс во время одной из профильных конференций для мастеров декоративно-прикладного искусства, - рассказала Анжелика Быстрова. - С тех пор у себя в школе в преддверии Пасхи мы ежегодно делаем крашенки, причем вовлекаем в эти занятия не только наших воспитанников, но и их родителей. Это очень интересный и гипнотический процесс, который в определенный момент превращается в своеобразную творческую медитацию".
Сегодня ребята создают свои работы в двух техниках: в первой деревянные заготовки в виде яиц окрашиваются в однотонный цвет, а затем на них контурами по стеклу и керамике наносится точечный орнамент, во-второй рисунок выполняется с помощью растопленного воска и красителей - процесс не быстрый, но результат оправдывает затраченные силы и время. Именно последний вариант демонстрирует нам Анжелика Быстрова.
На рабочем столе мастера - нехитрые приспособления, которые позволяют превращать куриные яйца в настоящие произведения искусства. Это палочка в виде карандаша с острым гвоздиком вместо грифеля, а также небольшой двухъярусный подсвечник, внизу которого помещается свеча и нагревает расположенную над ней небольшую чашу с воском. Природный материал расправляется, в него обмакивают острый наконечник палочки и быстро переносят горячую каплю на яйцо, прорисовывая элемент узора. Воск застывает, а манипуляция методично повторяется снова и снова.
Затем яйцо погружается в краситель, сушится и работа продолжается, но уже с использование красителя другого цвета. С готового яйца воск выпаривается, что позволяет продемонстрировать все нанесенные слои. Таким образом в узоре удается сочетать несколько цветов. К слову, две совершенно одинаковые работы в такой технике сделать невозможно - то, как ляжет краска, зависит даже от свежести яйца и температуры в помещении. И в этом есть элемент неожиданности.
"Сегодня мы используем анилиновые красители, а наши предки делали натуральные - например, в течение месяца настаивали кору дуба с ржавыми гвоздями или заваривали луковую шелуху, - продолжает Анжелика Быстрова. - Узор и цветовую гамму можно заранее не продумывать, а принимать стихийные решения уже во время процесса создания писанки - так даже интереснее. К слову, для росписи берем только свежие яйца - это важно, чтобы наш пасхальный сувенир в том числе выполнял функцию оберега. Помимо крашенок и писанок в Беларуси делали еще и драпанки: яйцо полностью покрывали воском и после процарапывали на нем нужный узор".
Писанки и драпанки - это обережные яйца, их хранили под образами целый год, от Пасхи до Пасхи. Обычно хозяйки приступала к росписи в Чистый четверг и обязательно после молитвы. На яйцо старались нанести определенные символы и изображения, такие как дубовый лист, церквушка, солнышко (символ достатка), грабельки (дождь для земледельцев), точка (плодородие). Определенный набор символов на пасхальном яйце давал хозяевам дома нужный энергетический посыл - заряжал на здоровье, богатство, благополучие. Возможно также было изобразить на пасхальном яйце четкий геометрический узор, различные комбинации из линий.

"На мастер-классах по росписи пасхальных яиц стараемся заинтересовать детей, рассказать им не только о разных техниках, но и о традициях и истории праздника, - продолжает мастер. - Такой ритуал позволяет почувствовать атмосферу предстоящей Пасхи. К слову, искусство росписи пасхальных яиц известно нам с XVII-XVIII веков, и с его появлением связана древняя легенда: баланс добра и зла на земле сохраняется до тех пор, пока люди делают писанки. Именно поэтому раскрашиваются именно свежие яйца как символ зарождающейся жизни. Готовую работу наши предки ставили в емкость с крупой. У нас это рис, хорошо впитывающий жидкость. Спустя несколько месяцев хранения яйцо высыхает изнутри, даже не надо прокалывать дырочку и выпускать содержимое".

В школе искусств к ремеслу приобщаются не только дети, но и родители - на такие мастер-классы приходят даже папы. Для такого творческого семейного тандема был создан отдельный проект "Талант рождается в семье".

"Дети и взрослые расписывали вместе стекло и одежду (узелковый батик), наносили узоры на пасхальные яйца, - отметила Анжелика Быстрова. - Каждый раз участники проекта получали яркие эмоции - и от творчества, и от совместного времяпрепровождения за полезным и созидательным делом".
В этом году к празднику в школе сделали целую коллекцию пасхальных яиц с точечным узором - кропотливая работа, которая требует от мастера большой аккуратности, чтобы не размазать намеченный контур.
"Занимаюсь в студии с первого класса, - делится восьмиклассница Валерия Киселева. - Я пробовала практически все: соломку, батик, роспись по ткани и стеклу, рисунок - пастель, гуашь, акварель… Сейчас украшаю пасхальное яйцо точечной росписью - очень интересно наблюдать, даже как за узором идет рука. Я много делала таких работ, и каждый раз получается по-разному - результат предугадать нельзя".  

Для своей работы Валерия выбрала бархатисто-черный окрас яйца, а в узоре скомбинировала белый и золотистый цвета. Начала разрисовывать с макушки, затем плавно спустила точки и линии вниз по покатым бокам своей заготовки. Оригинальные авторские сувениры она дарит родным и близким, таких у ее бабушки собралась уже целая коллекция. Женщина удивляется каждому творческому презенту от внучки, подолгу рассматривая ювелирную работу и затейливый узор. А вообще, воспитанницы школы не только украшают пасхальные яйца, но и создают оригинальные деревянные броши, браслеты и заколки.

11-летняя Анастасия Цедрик занимается в студии с детского сада. "Сегодня наносили воском орнамент на пасхальные яйца, - делится девочка. - Узор придумала сама, у меня все получилось. Я и раньше расписывала яйца, в прошлом году на мастер-класс приходила с младшей сестрой. Когда начинаешь учиться этому мастерству, важно, чтобы рядом был педагог - показывал, подсказывал и вдохновлял. Очень жду Пасхи - мне нравится этот праздник, потому что домой приходит много гостей, нам дарят сладости и подарки. Для мамы и папы делаю подарки своими руками. В прошлом году дарила им витраж - на стекле нарисовала пасхальные яйца. А в этот раз еще не придумала, чем их порадую".
Фото Олега Фойницкого