18 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Гастрольный тур Санкт-Петербургского государственного драматического театра на Васильевском в Минске продлится с 11 по 14 ноября. О личном знакомстве со спектаклями, культурном и студенческом обмене с Россией и причинах труднодостижимости сочетания высокого уровня постановок и их коммерческого успеха корреспонденту БЕЛТА рассказала ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств Наталья Карчевская.
Российские актеры везут с собой два спектакля по пьесам "американского Чехова", известного драматурга XX века Торнтона Уайлдера. 11 и 12 ноября на сцене спортивно-культурного центра БГУКИ покажут спектакль "Долгий рождественский обед" о семейных ценностях и смене поколений. Новое прочтение бессмертной пьесы Александра Грибоедова "Горе от ума" в одноименном комедийном спектакле зритель сможет увидеть на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра 13 и 14 ноября. Содействие в организации гастролей российским коллегам по цеху оказал БГУКИ.
"В мае я принимала участие в составе жюри на международном фестивале театрального искусства "Евразия" в Ташкенте. Именно в рамках фестиваля, во время встреч с руководством театра на Васильевском, возникла идея познакомить белорусских зрителей с некоторыми работами театра. Для вуза это интересно с точки зрения обмена опытом. Театр на Васильевском - один из самых успешных в России в плане сочетания высокого художественного уровня постановок и коммерческого успеха. Поскольку мы готовим в том числе и менеджеров в сфере культуры, нам очень интересно понять, как удается достигать таких высоких показателей посещаемости", - рассказала Наталья Карчевская.
Российские артисты везут с собой два спектакля. В основе постановки "Долгий рождественский обед" - пьеса американского драматурга ХХ века Торнтона Уайлдера. Герои спектакля - члены одной семьи, которые каждое Рождество собираются вместе. Праздничные обеды повторяются из года в год на протяжении многих лет. Перед зрителем проходят четыре поколения семьи: люди рождаются, живут и умирают, а время идет своим чередом. Режиссер показывает угасание семьи, ее вырождение, за которым пустота и новые аналогичные истории в таких же семьях с подобной же судьбой.
Спектакль покажут не на сцене Купаловского театра, который выступает организатором показа, а на площадке спортивно-культурного центра БГУКИ, способной вместить гораздо большее число зрителей.
"Для нас важно оценить возможности своей площадки, которая прежде использовалась для концертных целей. На сцене центра показывались только студенческие театральные работы. Зачастую это были пластические, хореографические спектакли. Драматический спектакль - совсем другое дело. Для нас показ спектакля "Долгий рождественский обед" - возможность услышать мнения профессионалов из Санкт-Петербурга о возможностях нашей площадки, своеобразная проба пера в тестовом режиме", - уточнила ректор БГУКИ.
Наталья Карчевская не исключает, что при положительных отзывах российских специалистов вуз будет и впредь использовать возможности своей площадки, в том числе по этому направлению.
Современное прочтение самого известного произведения Грибоедова белорусский зритель сможет увидеть на сцене Музыкального театра. Режиссер-постановщик спектакля "Горе от ума" Руслан Нанава в соавторстве с художником по костюмам Марией Лукка создает ярких, запоминающихся, предполагающих точную узнаваемость в современном обществе персонажей. Все герои знаменитой комедии находят свое воплощение в провокационной злободневности классического сюжета. Особое место в спектакле отдано масштабному и эффектному сценографическому решению, созданному известным художником-сценографом Николаем Слободяником.
"Уникальность сценографического решения в том, что действие развивается не только горизонтально, но и вертикально. Декорации выстроены таким образом, что актеры играют на трех этажах. Сам зритель должен догадаться, что он видит перед собой. Каждый художник в широком смысле слова никогда однозначно не говорит, что значит созданное им сценическое пространство. Он дает зрителю свободу ассоциаций. Там можно увидеть многое. Но мне бы не хотелось навязывать свое видение и тем более, как сейчас модно говорить, спойлерить", - делится впечатлениями от просмотра спектакля Наталья Карчевская.
С постановкой ректор БГУКИ впервые познакомилась в Санкт-Петербурге. В Северной столице России попасть на спектакль крайне сложно, даже несмотря на то, что со дня премьерного показа прошло уже почти два года. Наталья Карчевская рассказала, как была свидетелем того, что гостям высокого уровня с трудом находили места в зале на приставных стульях. Нельзя не поинтересоваться, в чем же причина такой популярности постановки.
"Эта пьеса всегда вызывает бурю эмоций, несмотря на то, что написана около 200 лет назад. Руслан Нанава предлагает очень современную постановку, где вы не увидите костюмов эпохи романтизма. Спектакль подчеркивает, что проблемы, волновавшие современников Грибоедова, в чем-то волнуют и нас. Да, на другом уровне, в других реалиях, но тем не менее", - поясняет ректор.
Постановщик спектакля не изменил ни слова в пьесе Грибоедова. И все же режиссерская интерпретация толкает зрителя на поиск других смыслов. Наталья Карчевская усматривает в гастрольной постановке магию цифр. Александр Грибоедов завершил работу над пьесой в 1823-1824 годах, то есть двести лет назад. Театральный режиссер Роман Виктюк 40 лет назад в Минске уже делал попытку поставить "Горе от ума" на сцене Музыкального театра. И вот спустя 40 лет спектакль в новом прочтении вновь возвращается к белорусскому зрителю.
В перерывах между выступлениями сотрудники Государственного драматического театра на Васильевском согласились провести для студентов БГУКИ несколько мастер-классов: для будущих актеров, режиссеров и культурных менеджеров. В каждой из трех встреч поучаствуют около 50 студентов. Как рассказала ректор, мастер-класс по режиссуре проведет главный режиссер театра на Васильевском Руслан Нанава. Опытом со студентами факультета культурологии и социально-культурной деятельности на мастер-классе, а скорее, тренинге "Нескучный маркетинг", поделится заместитель директора по связям с общественностью и репертуару петербургского драмтеатра Татьяна Цветкова. Ректор БГУКИ отметила, что белорусским студентам было бы полезно узнать у профессионала, как эффективно продавать театральные постановки.
"В этом нет ничего зазорного. Несмотря на то, что театр - вид искусства, это также продукт, и его нужно уметь качественно преподносить и продавать. И актеры, и режиссеры должны зарабатывать, при том, что основная их задача - продуцировать смыслы и делать нашу жизнь прекраснее", - добавила Наталья Карчевская.
БГУКИ старается развивать сотрудничество и по линии образования. В допандемийный период популярными в молодежной среде были студенческие обмены. На недавнем конгрессе вузов культуры руководство Санкт-Петербургского государственного института культуры и Белорусского государственного университета культуры и искусств обсудило возможность возобновления таких контактов. В свою очередь Российский государственный институт сценических искусств готов помочь в подготовке специалистов по тем творческим специальностям, которые очень востребованы в Беларуси, например "художник по свету".
"Российская сторона, как и мы, всегда открыта для предложений. Мы просто ищем способы сделать наше сотрудничество взаимовыгодным. Перспектив много и по линии культурного обмена, и в образовательной сфере. Будем развиваться", - заключила Наталья Карчевская.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
БЕЛТА.-0-