- В августе вам исполняется 50 лет. Любовь зрителя, звание народного, спецпремия Президента, главные партии в спектаклях - это очень солидный капитал для артиста. О чем еще может мечтать один из главных баритонов страны? О Ла Скала?
- Не мечтаю о Ла Скала и говорю об этом не кривя душой. Считаю, что я счастлив тем, что делаю в стенах Большого театра. Радость творчества состоит в том, чтобы через музыку передать свое ощущение жизни, раскрыть душу и отдать все, чем она переполнена, людям. А уж где именно это произойдет - не столь существенно. Я пел на многих мировых известных площадках, участвовал в зарубежных концертах и спектаклях, исполнял произведения кантатно-ораториального жанра. Это было интересно, потому что каждая сценическая площадка в плане архитектуры и передачи звука имеют свою изюминку. Для вокалиста петь в акустически комфортном зале, который еще украшает его голос, поистине подарок судьбы. Я очень горд, что служу именно в нашем театре, где меня окружают отличные профессионалы, хорошие люди, единомышленники. Вижу, насколько важно для них донести суть гениального произведения и образ до зрителя, увлечь своей игрой, заставить сопереживать.
Спектакль - живой, он здесь и сейчас. Неповторим в каждое мгновение своего полета над зрительным залом. Это одномоментный продукт, который нельзя пощупать, поставить в холодильник, сохранить, а утром доесть… Он существует, пока зритель в зале и артист на сцене, а потом "растворяется". Ведь даже снятые на пленку спектакли не в силах передать магию присутствия, эмоции и энергетику сценического действа.
- А все-таки - какие мечты еще не осуществились?
- Возвращение в репертуар Большого шедевров Модеста Мусоргского - "Хованщины" и "Бориса Годунова". С большим удовольствием спел бы Симона Бокканегра в одноименной опере Верди. Запал позволяет пока исполнить и моцартовского Дон Жуана. Много интересного еще не спето. Причем как из оперной, так и из концертной музыки. Непознанного и неохваченного осталось столько, что мечтать устанешь.
- Вы выросли в музыкальной семье. Папа - виртуозный гитарист, мама - известная певица. С детства вас обучали игре на музыкальных инструментах. Внутреннего сопротивления не возникало?
- В ламповую эпоху дети общались не в интернете, а на улицах. Конечно же, как и любому ребенку, мне хотелось туда, где друзья играют в футбол, хоккей и катаются на велосипеде. А приходилось часами сидеть за гитарой. Процесс освоения любого музыкального инструмента непрост: недостаточно научиться приемам игры и вызубрить произведение. Нужно довести движения руки до автоматизма, сделать так, чтобы материал отразился на уровне мышечной памяти, импровизировать, развиваться… Родители объясняли: если день не занимался - сделал два шага назад. Так и есть. Ведь когда творческий человек перестает совершенствоваться в своей профессии, наступает регресс.
- Владимир Громов - звучит как псевдоним...
- ...но им не является. Наша фамилия идет из города Ярославль, где когда-то жила семья отца. Его дед был губернским военным комиссаром, в честь которого названа одна из улиц города. В Ярославском краеведческом музее есть стенд, посвященный моему прадеду. Гордиться есть чем, но не стоит забывать и об ответственности перед своей фамилией.
- За 20 лет в театре вы сыграли сотни спектаклей. Какие партии в числе любимых?
- Это сложный вопрос. Все партии - любимые, потому что каждую из них выносил внутри себя, "родил" и вынес на сцену. Конечно, какие-то роли позволяют раскрыться глубже, показать грани актерского мастерства, ярче заявить о себе. К примеру, для меня это партии барона Скарпиа в "Тоске", Графа в "Свадьба Фигаро", Риголетто, Макбета и Онегина в одноименных постановках.
- Говорят, что итальянский язык ложится идеально на голос артиста в опере. А что скажете о белорусском? Вы пели в национальных операх "Седая легенда" Смольского и "Дикая охота короля Стаха" Солтана. Можно ли передать красоту и мощь звучания оперы на мове?
- Когда я работал над ролью Белорецкого в "Дикой охоте", то купался в певучести нашей мовы, испытывая особое воодушевление и трепет. Дело в том, что белорусский язык заставляет работать певческий аппарат более сочно, нежели русский. Сейчас, помимо оперы, пою на белорусском языке и камерную музыку, и песни - это добавляет еще больше тембральной красоты в голос.
- Говорят, опера не близка молодым людям. Они предпочитают более простой, порой и примитивный, звуковой фон. Согласны с суждением, что опера умирает вместе со своим зрителем, который находится уже в почтенных годах?
- Абсолютно нет! Опере уже 400 лет, а она живет. Многим спектаклям, которые идут сейчас на сцене, по веку и более. Они никуда не делись за эти сотни лет, к ним пробуждается все новый интерес. В той же поп-культуре единицы исполнителей или музыкальных произведений за последние 100 лет остались в памяти. Послушайте, что звучит сегодня в теле- и радиоэфире: дикция отсутствует, незамысловатые тексты, навязчивые фразы и мелодии. Думаю, жизнь не настолько поверхностна, как ее отражают в поп-музыке. Почему старые песни, которые часто слышим на праздниках, публика воспринимает на ура? Они писались душой и сердцем, в них заложен глубокий смысл. Классическая музыка возвышает человека, пробуждает в его душе лучшее. Опера - это великий музыкальный жанр, который умеет захватить зрительское сердце и покорить его безраздельно. А потому она бессмертна.
Буквально на днях стало известно, что в номинации "За выдающийся вклад в культуру и искусство" Владимир Громов удостоен премии СНГ "Звезды Содружества". Церемония награждения лауреатов состоится в Бишкеке в сентябре на Форуме творческой и научной интеллигенции СНГ.
| Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней", фото БЕЛТА и Большого театра.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Одежда для "Песняров" и похвала от Фурцевой. Кто шил лучшие сценические костюмы в БССР?
Три женщины, которые делают театр. Почему они провели в Большом всю жизнь?
Большой театр для детей. Почему стоит сводить ребенка на оперу "История Кая и Герды"?