Гомельский дворцово-парковый ансамбль называют жемчужиной юго-востока страны. В дворцовых стенах и в наши дни максимально сохраняется атмосфера прошлых эпох в сочетании с самыми современными подходами индустрии. Афиша всегда привлекает, и только за прошлый год музейные объекты посетили почти 300 тыс. человек. Успешно продолжается здесь и научно-исследовательская работа. За большой вклад в развитие музейного дела, реализацию выставочных проектов по сохранению исторической памяти белорусского народа коллектив учреждения получил специальную премию Президента Республики Беларусь. Корреспонденты БЕЛТА спустились в хранилища фондов дворцово-паркового ансамбля и узнали подробности исследований последних лет.
На входе во дворец нас встречает тезка легендарной хозяйки этих владений Ирины Паскевич - генеральный директор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Ирина Пыркова. Поздравления руководитель принимает с благодарностью. "Насколько ожидаема была эта награда? Не скрою, мы хотели, ждали и, конечно же, заслужили ее. У нас высокая планка всегда, и мы делаем свою работу четко и ждем за свой труд соразмерную оценку. И это очень высокая и значимая награда", - говорит гендиректор.
Премии "За духовное возрождение" коллектив был удостоен в 2008 году по результатам 2007-го. Также спецпремия дворцово-парковому ансамблю была назначена в 2012 году по результатам 2011-го, когда Гомель был культурной столицей и дворец стал местом притяжения многочисленных международных проектов. Не менее приятна и третья награда.
Жизнь во дворце не останавливается ни на минуту. В этом величественном здании постоянно рождаются новые проекты. К 880-летию с момента первого письменного упоминания Гомеля сотрудники подготовили выставку по материалам археологических исследований древнего Гомеля - "Старше 1142 года". "Путешествие в пространстве и времени" предлагали совершить на выставке документов и фотографий, отражающих развитие города в разные исторические периоды. "Гомельчанка. Сквозь призму воспоминаний" - выставка, основанная на воспоминаниях А.С. Маланьиной о гомельском дворце и парке 1920-40-х годов.
Только за прошлый год музейные объекты посетили почти 300 тыс. человек, оцифровано почти 3 тыс. музейных предметов. Яркими экспонатами были пополнены коллекции археологии, палеонтологии, живописи, графики, скульптуры, предметов быта, ткачества и вышивки, печатных изданий, документов и фотографий. Важным для декоративно-прикладного искусства XIX века стало дополнение постоянной экспозиции "Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи" в башне дворца, а также произведений современного изобразительного искусства.
Местные фонды хранят подлинные документы и фотографии, которые рассказывают о терроре в годы Великой Отечественной войны. Многие из них не только легли в основу уголовного дела о геноциде белорусского народа, но и стали частью уникальной передвижной выставки. В Год исторической памяти ее увидели во всех уголках региона. "Мы первыми среди музейных учреждений подняли эту тему", - отмечает Ирина Пыркова. Речь о выставках "Прощайте, люди… Факты о преступлениях нацистов в оккупационном Гомеле" и "Мы не рабы! Судьбы остарбайтеров в фотодокументах, письмах и воспоминаниях" - о страшной политике геноцида на территории Гомельской области, местах и жертвах нацистских злодеяний в годы Великой Отечественной войны.
Выставка "Прощайте, люди… Факты о преступлениях нацистов в оккупационном Гомеле" была подготовлена совместно с областной прокуратурой, Государственным архивом Гомельской области и Государственным архивом общественных объединений Гомельской области. Ее открытию предшествовала кропотливая работа с историческими источниками, впервые введены в научный оборот новые материалы.
Далее в областной универсальной библиотеке имени В.И.Ленина открыли выставку "Мы не рабы! Судьбы остарбайтеров в фотодокументах, письмах и воспоминаниях" - это также результат кропотливой работы с историческими источниками. Большинство материалов обнаружено прокурорами в ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа. Экспозиция подготовлена совместно с прокуратурой Гомельской области, Гомельской областной универсальной библиотекой имени В.И.Ленина, областным музеем воинской славы, Государственным архивом Гомельской области, Гомельским государственным университетом имени Ф.Скорины. В ее основе - личные дела жителей региона, вывезенных на принудительные работы в Германию. На выставке впервые представили эти документы. К началу двух выставок работники дворцово-паркового ансамбля подготовили и издали тематические каталоги.
За подробностями спускаемся по дворцовым лестничным лабиринтам к заведующему отделом археологии и охраны историко-культурного наследия Юрию Панкову. С пытливым, горящим, профессиональным взглядом он подробно рассказывает об объемах проделанной за считанные месяцы работы. Ее масштабы впечатляют. Перевести их ценность в физический объем или материальные аналоги невозможно - вскрыт целый пласт непростого исторического периода. Изучены и сверены тысячи документов, сведены к минимуму возможные в силу прошедших десятилетий погрешности.
"Мы проводили и проводим полноценную научную работу. Чтобы приступить к изучению новых документов, необходимо было детально проработать работы историков, сделанные до нас. Так получилось, что их было очень мало. Первые публикации по уничтожению мирного населения Гомеля в военный период датируются 1995 годом. По сути, это очень молодые исследования. И такие работы можно перечесть на пальцах рук. При этом все они основаны на одном материале - актах чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Гомеле и окрестностях. Поэтому решили изначально вернуться к ним и заново проработать, переосмыслить. И уже на этом этапе стало понятно, что не все из этих актов было исследовано. Так случилось, что до этого коллеги читали только машинописные тексты, а многие рукописи остались без внимания. А в них как раз оказалось много уникального, что ранее не было введено в научный оборот. При изучении новых источников и анализе старых оказалось, что тема гораздо шире и фактов намного больше", - подчеркивает Юрий Панков.
Большой объем информации предоставили в Гомельском областном архиве общественных организаций. Просто кладезем для историков стали материалы прокуратуры Гомельской области. "Плюс фонды нашего музея и моя личная коллекция фотографий Гомеля времен оккупации. Так получилось, что некоторые материалы я передавал и прокуратуре для уголовного дела. Термин "геноцид" - широкое понятие, которое объединяет не только убийства, но и причинение увечий, отнятие детей у родителей, другие зверства. Изначально решили остановиться на самом страшном проявлении - массовых убийствах. Выставка "Прощайте, люди…" получила огромный резонанс, ее дубль побывал в различных вузах, колледжах, лицеях, предприятиях и даже в исправительной колонии Гомеля, а также районах области. Затем прокурор Гомельской области Виктор Морозов инициировал провести вторую выставку - об угоне населения, ставшую логическим продолжением первой", - делится собеседник.
Настоящей профессиональной победой и кладезем для научной мысли стал доступ к личным делам репатриированных жителей Гомельской области, возращенных из Германии. Всего - более 30 тыс. дел. Прорабатывали вместе с прокуратурой, углублялись в судьбы людей, восстанавливая их путь. Юрий Панков подключает чисто арифметический алгоритм: если рассматривать 10 дел в день, то одному человеку на весь объем потребовалось бы около 10 лет.
Для выставки сделали выборку из дел, в которых было максимум информации с фотографиями. Основной минимум каждого дела включает анкету репатриированного, протоколы допросов, максимум - справки, немецкие документы, паспорта, фотографии, письма. По каждому из них восстанавливалась судьба человека.
Параллельно все данные, приведенные в делах, верифицировали с помощью еще одного источника - немецкого архива Арользена. В те годы зачастую записывали названия предприятий, населенных пунктов на слух. Называя их, люди и сами не были уверены в точности. Поэтому верификация позволила снять некоторые неточности минувших лет. Так, все материалы, которые были представлены на выставках, были уточнены и выверены.
Среди тысяч дел Юрий обнаружил непростую историю бабушки его супруги. В 1940-х уроженку Жлобинского района и ее сестру Анну отобрали для работ в Германии. Однако девочки попытались укрыться, но их нашли и на некоторое время посадили в бункер. Затем вместе с другими родственниками и односельчанам все же увезли на чужбину, где они работали на часовой фабрике. За месяц до долгожданной победы 15-летняя девочка - сестра бабушки - погибла под бомбежкой в чужой стране.
В семейном архиве хранились личные фотографии бабушки, к которым сейчас добавились уникальные документы. "Нам удалось восстановить большую историю ее жизни. Это очень важно для меня и моей жены", - рассказывает Юрий.
В архивах сохранились и письма остарбайтеров на родину. "Понимаем, что все они проходили немецкую цензуру, но между строк читалось тяжелое положение их авторов. Все это могли не только видеть, но прочувствовать посетители выставок. Да, люди проникались историями, плакали после этих экскурсий. Значит, нам удалось добиться результата. Это важная работа и для тех, кого уже нет, и для тех, кто живет, и для будущих поколений", - подчеркивает заведующий отделом.
В учреждении хранят экспонаты, восстанавливающие хронику периода Великой Отечественной войны. "Например, в этом ящике - вещи личного обихода мирных жителей, а также орудия преступления оккупантов. Три сферических кольца от ручной немецкой гранаты. Баллистическая экспертиза подтвердила, что это элемент ручной немецкой гранаты. К тому же при раскопках были подняты также поврежденные костные останки. Получается, людей не просто расстреливали, их потом еще и подрывали, бросая гранаты. Также в одной из ям были обнаружены фрагменты немецкой военной формы, использованный тюбик, часть котелка. Вероятнее всего, оккупанты использовали эти ямы и как мусорные", - говорит научный сотрудник.
Исследовательская работа продолжается. Прорабатывается тема детских судеб на войне.
Выставка баннеров у входа на территорию дворцово-паркового ансамбля открывает авторский проект главного хранителя фондов Татьяны Шода "Победили вместе. Фронтовые письма как послания из прошлого". "В фондах музея хранятся сотни писем. Я их прочла, получила четкие ответы на главный вопрос, почему наш народ смог победить вооруженную до зубов гитлеровскую армию. С первых дней войны наши защитники верили в победу. И эта вера была непоколебима. Уже в первых письмах, датируемых 1941 годом, находим слова, которые посвящены победе. В каждой строке, как и сердцах тех, кто их писал, была полная уверенность в этом", - делится она.
Письма адресованы родным и близким. Удивительный факт: солдаты с фронта сами поддерживали тех, кто оставался в тылу или был эвакуирован. "Это люди разных национальностей: белорусы, русские, украинцы, таджики, казахи - они сражались на этой земле. Их объединяла великая вера. Из этих писем понимаем, как важно было получить весточку из дома, как ждали этих важных посланий и в тылу. В годы Великой Отечественной войны были написаны миллиарды писем", - отмечает Татьяна Шода.
Со слезами на глазах автор проекта рассказывает о судьбах мальчишек, которые в июне 1941-го только получили школьные аттестаты, а дальше их большие мечты и светлые планы нарушила война.
По мнению Татьяны Шода, символичным собирательным образом молодого человека, который олицетворяет собой тех 17- и 18-тилетних парней, которые сражались до последнего, может служить Володя Рамбаев, который учился в гомельском аэроклубе. "Он, как и его сверстники, просто горел желанием внести свой вклад в большое дело по разгрому гитлеровской Германии, тех людей или правильнее - нелюдей, которые пришли грабить, убивать, уничтожать нашу Родину. В годы войны он уехал в эвакуацию вместе с аэроклубом, окончил летную школу, потом училище. И его оставляли работать инструктором при училище, но парня это не устраивало, он подавал рапорт за портом, просился на фронт. Его отец Евгений Иванович был в гомельском подполье. Как-то в 1943 году, после освобождения Гомеля, они встретились в училище. Евгений Иванович позже вспоминал об этой встрече: "Я наблюдал за своим сыном, он возмужал, он окреп. И постоянно повторял, что уедет на фронт. Говорил, что я уже заслужил орден, и он хочет так же". Какой же внутренний стержень у этого парня, сила духа - вот оно патриотическое воспитание, преемственность поколений", - рассуждает главный хранитель фондов.
И заветное желание парня исполнилось: он попал на фронт. Но Володя погиб 6 октября 1944 года на территории Венгрии - он вынужден был приземлиться на территории, которая была оккупирована гитлеровцами (самолет был обстрелян пулеметным огнем). При этом уничтожил шестерых фашистов и сам погиб. Орден Отечественной войны I степени, которым был награжден отважный летчик, хранится в музейном собрании Гомельского дворцово-паркового ансамбля.
По словам собеседницы, сейчас эти фронтовые письма - как послания из прошлого. Однако в то время каждое из них в любой момент могло стать завещанием. Как это произошло с письмом летчика Хуснуллы Янгуразова. С 1941 года он регулярно отправлял письма с фронта своей семье в Башкирию - в деревеньку Росланово Чимшинского района, где за него молились жена с сыном Тамерланом и доченькой Мартой. Одно из последних писем летчика адресовано сыну Тамерлану. Хуснулла Хусаинович очень хотел, чтобы оно дошло к 10-летию сына - 6 мая. Письмо датировано 22 апреля 1944 года. Летчик очень надеялся, что его доставят вовремя. Татьяна Алексеевна приводит наизусть некоторые строки из письма: "...Поздравляю тебя, сын, с десятилетием. 6 мая тебе исполняется десять лет... Через 7-8 лет ты станешь самостоятельным человеком... В своей жизни всегда имей стремление вперед, ни перед чем не останавливайcя, только разрешая вопросы с благоразумностью. Первым признаком стремления вперед должно быть стремление много знать из книг, из трудов, написанных умными людьми... Знания всегда помогут тебе найти правильный ответ на твои практические вопросы и расширить твои перспективы на будущее... Мне хочется тебя видеть, крепко обнять и много раз поцеловать... Твой папа Хус".
С большой вероятностью письмо успело к маленькому юбилею юного адресата, однако стало духовным отцовским завещанием. 7 мая 1944 года летчики 3-го бомбардировочного авиационного корпуса 16-й воздушной армии майор Хуснулла Янгуразов и подполковник Алексей Симак погибли во время боевого вылета с аэродрома неподалеку от Гомеля. Крушение самолета произошло из-за технической неисправности. Летчики погибли.
"Знаете, а ведь тот мальчик Тамерлан тоже стал летчиком, а потом и его сын также связал жизнь с авиацией. Наверное, и такая крепкая преемственность не позволяла разрушить единство и единение нашего народа. В этом и объяснение героического подвига, который был совершен в годы Великой Отечественной войны", - отмечает Татьяна Шода.
Над ее рабочим столом в атмосферном кабинете висит коллаж. На фоне памятника советскому солдату в Тверской области - десятки портретов солдат разных национальностей, о которых хранятся материалы в музее. Их силуэты устремляются вместе с журавлями в небо. "Да, действительно, большинство из них не вернулись тогда с фронта, но они живы в нашей памяти. Прочитав их письма, становится понятно: это поколение победителей, которые с честью выполнили свою миссию", - заключает главный хранитель фондов.
Генеральный директор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Ирина Пыркова в начале года не торопится раскрывать все планы на год. "Конечно, планы всегда есть, мы никогда заранее не раскрываем их, лучше следите за нашими афишами. Мы и фонды наши будем больше показывать и рассказывать, дополнять. В планах и международное сотрудничество, повезем выставку в Москву. Впереди - насыщенный событиями год. Будет много значимого и интересного", - заверяет руководитель.
БЕЛТА,
фото Сергея ХОЛОДИЛИНА.-0-