Принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания Кодекс Республики Беларусь о культуре 25 июля подписал глава государства. Беларусь является пионером в таком деле: Кодекс о культуре разработан впервые и не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Чем и кому интересен этот документ, и какие новации он принесет, разбирался корреспондент БЕЛТА.
В Беларуси отношения в сфере культуры регулируются немалым количеством нормативных правовых актов различной юридической силы, что создает трудности их применения. При этом нормативные правовые акты действуют продолжительный период времени, носят устойчивый характер и апробированы на практике. Беларусь накопила достаточную нормативную правовую базу, сложилась возможность вычленения обобщающих норм, что создало условия для кодификации законодательства о культуре. Появление такого кодекса - своеобразный итог процесса формирования национального законодательства в сфере культуры. Кроме того, документ продолжает традиции Статута Великого княжества Литовского (он написан на белорусском языке) и традицию кодексного мышления, которое характерно для белорусской правоведческой практики.
Свод законодательных актов не стал простым сбором действующих ныне норм. Он объединил около 60 нормативных правовых актов различной юридической силы, из них 7 законов, 4 указа Президента Беларуси, около 20 постановлений правительства и 30 нормативных правовых актов Министерства культуры. В частности, кодекс основывается на действующих в настоящее время нормах законов "Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь", "Аб бiблiятэчнай справе ў Рэспублiцы Беларусь", "Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспублiцы Беларусь", "Аб творчых саюзах i творчых работнiках", "О кинематографии в Республике Беларусь", "Аб музеях i Музейным фондзе Рэспублiкi Беларусь", "Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь".
Все действующие нормы были проревизированы, проанализирован зарубежный опыт. В результате в документ вошли нормы, которые нашли применение на практике и носят стабильный характер, было сокращено количество отсылочных норм, унифицирована и уточнена терминология, исключены устаревшие нормы.
Документ объемом в более чем 200 страниц включает общую и особенную части, состоит из 5 разделов ("Основы правового регулирования в сфере культуры", "Субъекты культурной деятельности", "Культурные ценности", "Культурная деятельность" и заключительные положения) и 257 статей.
Предмет правового регулирования кодекса - общественные отношения, которые возникают при создании, охране, пользовании, распространении и возвращении культурных ценностей, а также правовые, экономические, социальные и организационные основы госполитики в сфере культуры.
В документе оформлено правовое регулирование по всем направлениям, в частности, по библиотечному делу, творческим коллективам, кинематографии. Революционных изменений кодекс не несет, однако содержит новации, которые совершенствуют отношения в сфере культуры. В целом документ системно и комплексно регулирует отношения в сфере культуры.
Разработчики своеобразной конституции в сфере культуры не раз отмечали, что кодекс является не кабинетным, а живым документом, к которому смогут обращаться не только люди, чья деятельность имеет отношение к сфере культуры, но и рядовые граждане, поскольку он является сводом прав и обязанностей и для зрителей, и для посетителей музеев, и для читателей.
Всего более 60 новаций включено в Кодекс о культуре.
Так, расширен круг лиц, которые относятся к субъектам культурной деятельности. Это не только граждане (в том числе работники культуры и творческие работники), коллективы художественного творчества, творческие союзы и организации культуры, но также спонсоры и меценаты культуры, учреждения образования, научные и другие организации и подразделения юридических лиц, которые осуществляют культурную деятельность. Кодекс закрепляет основные направления сотрудничества в сфере культуры госорганов с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями и государственные меры по осуществлению такого сотрудничества.
Отдельными субъектами культурной деятельности в документе обозначены спонсоры, а также меценаты культуры.
Новации коснулись совершенствования механизмов взаимодействия с белорусами зарубежья, т. е. обозначены меры по их поддержке в сфере культуры.
Упрощен порядок подтверждения статуса творческого работника, по которому статус может подтверждать творческий союз соответствующего профиля независимо от того, является ли творческий работник членом этого союза или нет.
Внесены изменения в сферу народного творчества. В отличие от действующего закона о народном творчестве, народных промыслах к изделиям народных художественных ремесел может быть отнесена продукция не только индивидуальных предпринимателей, ремесленников и организаций народных художественных ремесел, но и других юридических лиц, и им также может оказываться поддержка.
Документ содержит ряд новаций по теме историко-культурных ценностей. В частности, уточнен и значительно сокращен перечень критериев для придания статуса историко-культурной ценности. Обозначен и порядок проведения археологических исследований. Исследования, в том числе поиск археологических объектов и артефактов, проводят научные организации или музеи, имеющие разрешение Национальной академии наук Беларуси. Разрешение выдается гражданам, которые работают на основании трудового договора или гражданско-правового договора в научной организации или музее. Тем самым будет предупреждена деятельность черных копателей, которые своими действиями разрушают культурный слой и лишают возможности пополнения музейных фондов археологическими артефактами, а также затрудняют проведение научных исследований. В документе впервые прописано, что профессионально и случайно выявленные археологические артефакты подлежат передаче в госсобственность.
По сравнению с действующим законом о музеях и музейном фонде предусмотрены более серьезные требования к созданию музеев, упрощается порядок создания музеев-заповедников и музеев под открытым небом.
Много новаций касается организации концертной деятельности. Кодекс скорректировал сроки и условия возвращения входных билетов на культурно-зрелищные мероприятия. Предусмотрен срок, в который организатор имеет право отказаться от проведения культурно-зрелищного мероприятия, прописана возможность возвращения входных билетов в случае изменения состава участников культурно-зрелищных мероприятий и т. д.
Отдельная статья Кодекса о культуре посвящена порядку проведения дискотек.
"Конституция" в сфере культуры начнет действовать через шесть месяцев после официального опубликования. Ранее представители Министерства культуры Беларуси озвучивали предположения, что действовать свод нормативных актов о культуре начнет в Год культуры, которым объявлен текущий год, либо в начале 2017-го.
БЕЛТА.-0-