Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Культура

ДОСЬЕ: Станислав Монюшко

03.09.2016 | 09:13

В отечественной музыкальной культуре XIX столетия выделяется личность прекрасного музыканта и дирижера, крупнейшего композитора своего времени Станислава Монюшко. Принято считать, что Монюшко - польский композитор. Его род происходил из этнических белорусских территорий Подлясья и принадлежал к той части населения, которая исповедовала католическую веру и пользовалась польским языком. Однако многие произведения Монюшко были созданы и впервые поставлены на белорусской земле, наполнены белорусским колоритом. Имя этого композитора имеет глубинную, кровную связь с белорусской культурой.

Родился Станислав Монюшко 5 мая 1819 года в бывшем имении Убель Червенского района Минской области. Там, среди чудесной природы Минщины, прошло его детство. Подростком он ощутил красоту и привлекательность белорусского фольклора. Станислав с увлечением слушал и запоминал песни крестьян. Дом Монюшко был наполнен творческой атмосферой: здесь собирались литераторы, музыканты, артисты, устраивались музыкальные вечеринки, в которых заправляла мать Станислава - она была прекрасной певицей, блестяще играла на фортепиано. И поэтому естественно, что белорусский колорит доминирует во всех сочинениях Станислава Монюшко, особенно ранних. В дальнейшем своем творчестве композитор черпал вдохновение в белорусских народных истоках. Григорий Романович Ширма, например, был просто очарован его оперой "Сплавщики леса", он писал: "Такое богатство песенных и народных интонаций, что порой создается впечатление, что ты где-то под Слуцком или возле Минска присутствуешь на народном празднике".

Первоначальное музыкальное образование Станислав получил от мамы, которая училась под руководством известного минского музыканта и композитора Франтишка Карафы-Корбута. Когда пришло время учебы мальчика, семья переехала в Минск, где Станислав Монюшко начал заниматься музыкой под руководством дирижера и замечательного музыкального педагога Доминика Стефановича.

В семнадцатилетнем возрасте юноша два года занимался в Берлинской певческой академии под руководством Карла Фридриха Рунгенхагена. В Берлине были написаны и изданы первые произведения Монюшко: "Три песни", песня "Разговор", баллада "Три Будрисы" на тексты Адама Мицкевича и Первый струнный квартет. К этому же времени относится и создание им первых музыкально-сценических произведений и религиозной музыки. В 1840 году, завершив образование, композитор переехал в Вильно, где женился на Александре Мюллер. Там он служил органистом в костеле святых Иоаннов. Его годовое жалованье составляло 100 рублей серебром. Кроме того, Монюшко давал уроки фортепиано и композиции (среди его учеников был и будущий известный композитор Цезарь Кюи).

В виленский период композитор создал большую часть вокальных произведений на сюжеты и тексты белорусских народных песен, переведенных на польский язык Яном Чечетом, Владиславом Сырокомлей, Адамом Мицкевичем и другими выдающимися поэтами, которые объединил в серию сборников под общим названием "Домашний песенник". Романсы и песни Станислава Монюшко фактически изменили бытовой и концертный фон Беларуси и Польши, до этого времени ориентированный на итальянские, французские и немецкие музыкальные произведения.

Создание первых водевилей, музыкальных комедий и комических опер Монюшко связано с Беларусью. В 1834 году минскими любителями поставлены "Конторские служащие", в 1841 году в Гродно, а через два года в Минске показан его шуточный спектакль "Лотерея".

Большую часть наследия Станислава Монюшко белорусского периода составили произведения на религиозную тематику, среди которых четыре "Остробрамские литании" многие исследователи считают наивысшим достижением композитора в сфере религиозной музыки, написанной в белорусский период. Работал Монюшко и в таких жанрах, как кантата, симфоническая поэма и др. На либретто Винцента Дунина-Марцинкевича им написан "Рекрутский набор", "Соревнования музыкантов", "Волшебная вода".

Поставленная в 1852 году в Минске вместе с Дуниным-Марцинкевичем и Константином Кжижановским "Идиллия" ("Селянка") стала первой в истории оперой, в которой зазвучал белорусский язык. Фактически впервые с белорусской театральной сцены звучали национальные мелодии, поговорки, пословицы и крылатые выражения. Премьера этой комической оперы прошла с оглушительным успехом, но не понравилась властям, так как в ней критиковались некоторые явления феодальной действительности. Она была запрещена, хотя в Бобруйске, Слуцке, Несвиже и Глуске ее удалось поставить.

Большую популярность завоевала знаменитая опера "Галька", которая в первоначальной редакции прозвучала в концертном исполнении в 1848 году в Вильно, а в 1856 в Минске.

В 1842 году Станислав Монюшко побывал в Санкт-Петербурге, предприняв неудавшуюся попытку получить место придворного композитора в оперном театре. В 1849 и 1856 годах давал в Санкт-Петербурге авторские концерты. Был знаком с русскими композиторами Михаилом Ивановичем Глинкой, Александром Сергеевичем Даргомыжским, Александром Николаевичем Серовым, которые высоко ценили его творчество. С 1850 года Монюшко дирижировал в виленском городском театре на оперных спектаклях.

В 1858 году Станислав Монюшко распрощался с Беларусью и переехал в Варшаву. Он стал дирижером и директором "Театра Вельки" (Большого театра), на сцене которого поставил ряд своих опер. Среди них - знаменитая "Галька" в новой 4-актовой версии, "Флис", богатство песенных и танцевальных мелодий которой взято из белорусского фольклора, оперы "Графиня" и "Вербум нобиле", которые засвидетельствовали зрелость оперного стиля композитора. Еще одна известная опера Станислава Монюшко "Страшный двор" была написана в 1865 году. Впервые в СССР она была поставлена в 1952 году Государственным театром оперы и балета Беларуси в переводе на белорусский язык Максима Танка.

В целом композитор создал 20 опер и оперетт, 3 балета, два реквиума, сотни песен, в том числе "Походную песню литвинов" на слова Владислава Сырокомли.

С 1864 года и до последних дней жизни Монюшко был профессором Музыкального института в Варшаве. В этом же году последний раз Монюшко посетил Минск, когда уже был известным и уважаемым композитором.

На протяжении всей жизни он поддерживал тесную связь с белорусскими музыкантами, оказывал им самую разностороннюю помощь в творческой деятельности. Долгое время он сам был учителем игры на фортепиано минской пианистки Горват, посылал разным издателям, в том числе Ференцу Листу, произведения талантливого композитора и пианиста из Минска Флориана Миладовского, писал статьи о своих соотечественниках - минском фортепианном и органном мастере Белявском, гродненской скрипачке Теофилии Юзефович, рецензировал их труды, в частности книгу Наполеона Орды "Грамматика музыки", помог получить музыкальное образование Камиле Марцинкевич, скрипачке Кригер и другим молодым талантам, организовывал их концерты.

Умер Станислав Монюшко в 1872 году. Европейская слава пришла к композитору в варшавский период его жизни. Он стал классиком польской музыки. Но Станислав Монюшко был, остается и всегда будет частью белорусской культуры и земли, которая взрастила и вдохновила его.

В день 150-летия композитора, 5 мая 1969 года, в поселке Озерный Червенского района был открыт музей Станислава Монюшко, который является филиалом Червенского районного краеведческого музея. Среди экспонатов 1-го зала - фотографии, копии рисунков отца композитора Чеслава Монюшко, на которых запечатлены местные пейзажи, портреты. Здесь находятся театральные костюмы. Экспозиция 2-го зала рассказывает об учебе молодого Монюшко в Берлинской музыкальной школе, его работе дирижером в Вильно и Варшаве. Здесь представлены фотографии и копии документов. Третий зал знакомит непосредственно с оперным творчеством композитора. Среди экспонатов: ноты, записи произведений на многочисленных пластинках и кассетах, фотографии постановок опер "Галька" и "Страшный двор" в Беларуси, сценические костюмы из Варшавского оперного театра, книги с автографами известных деятелей культуры.

В честь Станислава Монюшко названы улицы во многих городах Польши, а также в Минске, Гродно, Кривом Роге и Харькове.-0-