Народный артист Беларуси и СССР, лауреат Государственной премии СССР Виктор Тимофеевич Туров родился 25 октября 1936 года в Могилеве. Во время Великой Отечественной войны его семья уехала из Могилева в деревню, а отец ушел в партизаны. Зимой 1942 года отец Турова был схвачен немцами, а затем расстрелян. Через некоторое время арестовали и мать. Виктора и его сестру отправили в Германию в семейный концлагерь под Аахеном. В 1945 году пришло освобождение, Виктор Туров вернулся в Беларусь.
Через год после окончания школы Виктор Туров уехал в Москву и поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В институте он попал на курс к Александру Довженко и Михаилу Чиаурели. Довженко стремился научить каждого "говорить своим голосом". Именно поэтому многим его ученикам удалось оставить заметный след в развитии киноискусства, в том числе и Виктору Турову. К слову, он всегда считал Александра Довженко своим учителем и крестным отцом и говорил, что ему посчастливилось "попасть под крыло гения".
Виктор Туров начинал свой путь в искусство на киностудии "Беларусьфильм", куда пришел в 1959 году. Свою первую картину "Наш Солигорск" он создал в жанре документального кино. Затем последовало военное кино. Первой работой на эту тему стал фильм "Звезда на пряжке" (1962 год).
Международное признание Виктор Туров получил после создания полнометражного художественного фильма "Через кладбище" по повести Павла Нилина. Этот фильм с автобиографическими нотками был встречен как новое явление в кинематографе. Он отличался совершенно новым для своего времени взглядом на тему партизанского движения и оккупации. Режиссер сосредоточил внимание зрителей не на победах партизан, а на переживаниях вынужденно оказавшихся в оккупации. Весь фильм построен на неоднозначности чувств и состояний персонажей, в нем режиссер не спешит высказывать свое отношение, предоставляя зрителям самим разобраться в ситуации. По решению ЮНЕСКО фильм "Через кладбище" вошел в число 100 лучших мировых фильмов о войне.
"В каждой картине я пробовал показать свое - что мне знакомо и дорого, что мной пережито, - говорил режиссер. - Мне хотелось показать, как люди мечтают жить в мире".
Следующей значительной работой Виктора Турова стал фильм "Я родом из детства", вышедший на экраны в 1966 году. Это удивительно тонкая, лирическая киноповесть о детстве тех, кто во время Великой Отечественной войны впервые перенес тяжесть утраты близких, а также испытал желание мстить врагу, стремясь при этом к счастью. Герои фильма - мальчишки Игорь и Женька - живут в прифронтовом городе и ждут отцов, братьев и сестер. В картине "Я родом из детства" впервые с экрана прозвучали песни ("На братских могилах", "Холода-холода", "Звезды") Владимира Высоцкого, сыгравшего в картине одну из ролей.
Кстати, Владимир Высоцкий был частым гостем в доме Турова. С режиссером они были близкими друзьями, правда, Виктор Тимофеевич не любил это афишировать. В одном из монологов Высоцкого есть такие слова: "Часто, приглашая меня сниматься, мне предлагали что-нибудь в фильме спеть. Я соглашался. Раньше пел чужие песенки и сам себе писал, но в основном все это были вставные номера. Позже стали предлагать писать песни, которые имели самостоятельную ценность в кино. И первый такой фильм - "Я родом из детства", снятый режиссером Виктором Туровым. Это мой близкий друг, он сам весь родом из детства. Когда ему было восемь лет, на его глазах фашисты расстреляли отца, а потом их с матерью угнали в Германию... Он, потеряв мать, полгода возвращался один по европейским дорогам. Домой в Могилев он пришел 10-летним мальчишкой. Так что он снимает фильмы взрослыми, но в то же время детскими еще глазами".
В 1967 году фильм "Я родом из детства" получил дипломы за лучшую режиссуру (Виктор Туров), за женскую роль (Нина Ургант) на кинофестивале республик Прибалтики, Беларуси и Молдовы. Согласно данным опроса белорусских критиков, "Я родом из детства" признан лучшим фильмом, созданным за всю историю белорусского кино.
В дальнейшем Виктор Туров плодотворно сотрудничал с Алесем Адамовичем над дилогией "Партизаны", в которую вошли фильмы "Война под крышами" (1967) и "Сыновья уходят в бой" (1969). Эти две картины завершили военную тематику в творчестве Турова. К ней режиссер вернется еще только один раз - в фильме "Переправа", снятом в 1987 году. Фильм рассказывает про совместную советско-польскую борьбу с фашистами в 1944 году, о взаимодействии советских партизан с отрядами Армии Людовой. Картина была снята совместно студией "Беларусьфильм" и кинообъединением в Варшаве. В 1988 году фильм получил премию Министерства обороны Польской народной республики.
В 1970-80-е годы Виктор Туров создал ряд картин, посвященных проблемам современности, экранизировал ряд произведений белорусской и русской классики. В начале 1980-х режиссер создал киноцикл по мотивам трилогии Ивана Мележа "Полесская хроника" - два фильма по две серии: "Люди на болоте" и "Дыхание грозы". Первый фильм кинохроники "Люди на болоте" - вершина восхождения Турова к зрелости художника и гражданина, наиболее полная реализация его творческого потенциала. Кинолента была отмечена множеством наград. В 1982 году картина получила приз за лучший актерский ансамбль Международного кинофестиваля в Карловых Варах. В 1983 году - приз Международного кинофестиваля в Маниле.
"Полесская хроника" Ивана Мележа долгие годы была для меня тем желанным произведением, которое словно магнит притягивает к себе. Почему так? Да потому, что я всегда стремился осуществить свою личную мечту: через киноэкран рассказать миру о духовном и душевном богатстве белоруса, о его трудолюбии, искренности и мудрости. Думаю, что хоть и косвенно, но к этой мысли меня привел Александр Петрович Довженко", - говорил о своей работе Виктор Туров.
За 37 лет творческой жизни режиссер и сценарист Виктор Туров создал около 20 фильмов. Среди них: "Воскресная ночь" (специальный диплом жюри Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру, 1977 год), "Время ее сыновей", "Точка отсчета", "Младший среди братьев", "Высокая кровь" (премия Белорусской православной церкви, 1989), "Черный аист" (приз за режиссуру Международного кинофестиваля славянских и православных народов "Золотой Витязь", 1993), "Горя бояться - счастья не видать", "Жизнь и смерть дворянина Чертопханова".
"У каждого из нас в глубине души есть свои сокровенные мысли, мечты, которыми прилюдно не принято делится из-за их интимности. Но режиссерская работа позволяет вести такую беседу через судьбу своих героев, через события, которые происходят на экране", - говорил в одном из интервью Туров.
Последней работой режиссера стал фильм "Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах", снятый в 1994 году. Сценарий фильма написан по мотивам вышедшей в 1846 году книги писателя Яна Борщевского, основанной на легендах и преданиях, былях и небылицах. Это сказочный эпос белорусского народа о красоте души людей, живущих на древней земле. В отразившем извечную борьбу добра и зла литературном материале режиссер увидел возможность выразить свое гражданское кредо, тревогу за состояние современного мира, веру в неодолимость добра.
Много времени Виктор Туров посвящал преподавательской и общественной работе. Он был профессором Белорусской академии искусств, академиком Всемирной академии славянского искусства. "Мне кажется главной для каждого человека, особенно молодого, потребность "вцепиться" во что-то свое - найти свое дело и служить ему верой и правдой. И чем раньше он это сделает, тем лучше и полезнее будет для него самого и для общества", - давал совет прославленный режиссер.
В 1976-1981 годы Виктор Туров работал первым секретарем Союза кинематографистов Беларуси. В 1995 году он вошел в число 50 известных кинематографистов мира, которые составили почетный комитет по празднованию 100-летия мирового кинематографа. Избрание белорусского кинорежиссера стало высокой оценкой его творчества и профессионализма.
31 октября 1996 года Виктора Турова не стало. Он похоронен в Минске на Восточном кладбище.
Творчество одного из талантливейших белорусских режиссеров высоко отмечено государством. В 1979 году он удостоен звания "Народный артист Белорусской ССР", в 1986 году - "Народный артист СССР". В 1996 году за большой вклад в развитие белорусского кинематографа режиссер был награжден медалью Франциска Скорины. В том же году ему посмертно была присуждена Государственная премия Республики Беларусь за многолетний вклад в кинематографию.
В кино сегодня активно трудится дочь режиссера - Елена Турова. Снимают фильмы и его ученики.
Выдающегося кинорежиссера любят и помнят у него на родине. Его именем названа улица в Могилеве. В областном центре на фасаде здания кинотеатра "Родина" 29 октября 2003 года открыта памятная доска Виктору Турову. Ежегодно в конце осени коммунальное унитарное предприятие "Могилевоблкиновидеопрокат" и Могилевское областное отделение Союза кинематографистов Республики Беларусь проводят "Туровскую осень". Цикл мероприятий, посвященный известному белорусскому кинорежиссеру, проходит на разных площадках города. В Беларуси учреждены творческие награды имени выдающегося режиссера. На Международном кинофестивале "Лістапад" вручается приз "За лучший фильм конкурса молодого кино" имени народного артиста СССР Виктора Турова, на Республиканском фестивале белорусских фильмов, который традиционно проходит в Бресте один раз в два года, - приз имени Виктора Турова за лучший дебют в кинорежиссуре.-0-