Их называют: Еременко-старший и Еременко-младший. Отец и сын: два Николая, известные, талантливые, которые снялись в 50 кинофильмах каждый. А в фильме Николая Еременко-младшего "Сын за отца" сыграли дуэтом. 27 ноября 2001 года в Минске на доме №16 по улице Максима Танка была торжественно открыта мемориальная доска в честь Николая Николаевича Еременко - народного артиста Беларуси и СССР, известного общественного деятеля. Сюда, в этот дом, приезжал из Москвы Еременко-младший, чтобы отдохнуть душой. Здесь теперь живет хозяйка этой по-настоящему уникальной семьи, вдова, мать, народная артистка Беларуси Галина Александровна Орлова.
Родился Николай Николаевич 17 июня 1926 года в Новосибирске. Его родители были родом из Витебской области. После окончания ремесленного училища Николай пошел на завод, где работал токарем, затем поступил в Новосибирское военное училище. Великая Отечественная война внесла безжалостные коррективы в судьбу юноши. В 18 лет он пошел на фронт. Командир кавалерийского взвода Николай Еременко воевал на Калининском фронте. В 1942 году в боях под Вязьмой был тяжело ранен, попал в фашистский плен и стал узником штрафного лагеря для советских офицеров в Штутгарте. Сумел выжить в фашистском концлагере, из которого несколько раз пытался бежать.
Почти три года Николай Еременко пробыл в лагерях военнопленных, участвовал в подпольной антифашистской организации. На чужой земле, далеко от своего Отечества встретил светлый день Победы.
После войны еще некоторое время Николай Еременко работал в Венгрии, помогал репатриировать советских граждан на Родину. В декабре 1945 года он вернулся в Беларусь и стал культпросветработником, возглавил Бешенковичский дом культуры. В 1946 году на смотре художественной самодеятельности в Витебске Николая Еременко заметил знаменитый мастер белорусской сцены Александр Ильинский, который пригласил способного юношу учиться в драматическую студию при театре имени Якуба Коласа.
Занятия в студии, встречи с прекрасными педагогами и артистами Павлом Молчановым, Тимофеем Сергейчиком, Любовью Мозолевской, Александром Ильинским, Еленой Родзяловской содействовали раскрытию таланта, формированию мировоззрения, творческого отношения к труду. Именно в студии Николай Еременко впервые познакомился с системой известного реформатора русской сцены Константина Сергеевича Станиславского, творческие заветы которого были определяющими в его дальнейшей творческой деятельности.
Значительно позднее, в 1976 году, Николай Николаевич в опубликованном в газете "Літаратура і мастацтва" диалоге с Анатолием Соболевским сформулировал свое творческое кредо: "У межах рэалізму, як вядома, ёсць розныя творчыя накірункі. Што тычыцца асабіста мяне, то з'яўляюся прыхільнікам псіхалагічнага тэатра. Лічу самым высокім з пункту гледжання яго магчымасцей і самым складаным з пункту гледжання творчасці".
В 1948 году Николай Еременко был зачислен в труппу театра имени Якуба Коласа, где начался его самостоятельный путь на профессиональной сцене. В этом же году он женился на сокурснице, Галине Александровне Орловой. По ходатайству театра им выделили комнату в коммунальной квартире. Супруги любили и уважали друг друга. Еременко-старший был настоящим, глубоким и правильным человеком, таким же, как и его герои в кино. Галина Александровна была женщиной строгой, но справедливой. Не случайно среди минской интеллигенции их семью называли идеальной. О них говорили как о людях очень гордых, которые никого не пускали в свой внутренний мир, семья для них была самым главным в жизни. В 1949 году у них родился сын Николай, ставший впоследствии очень популярным актером, сыгравшим замечательные роли в фильмах "Красное и черное", "Пираты XX века", "Царская охота", "Юность Петра" и других картинах.
Творческий диапазон Еременко-старшего был очень широким. Он создавал разные, неповторимые, очень разносторонние сценические типы и характеры. В его репертуаре были герои произведений Виктора Розова и Юлия Чепурина, Даниила Гранина и Галины Николаевой, Сергея Смирнова и Петра Глебки, Максима Горького и Льва Толстого. Но в этой пестроте его репертуара в быстром времени начали определяться роли основные, в которых актер мог сказать свое важное личное слово. Образы социальных героев, людей по натуре цельных, волевых, крепких духом, уверенных в обязательной победе добра над злом необыкновенно удавались актеру. В 1950 году Еременко сыграл Инсарова в инсценировке по роману Ивана Тургенева "Накануне", позднее в драматической поэме Петра Глебки "Свет с Востока" воплотил образ революционера Азорича, в "Битве в дороге" по роману Галины Николаевой показал бескомпромиссного Бахирева.
В 1955 году Николаю Еременко было присвоено звание заслуженного артиста Беларуси, а в 1959 году его пригласили в труппу театра имени Янки Купалы, где он проработал почти до конца своей жизни. Здесь в прославленном коллективе купаловцев для актера началась новая творческая жизнь.
Более тридцати лет Николай Николаевич Еременко отдал купаловской сцене, три из них - в качестве директора театра. Люди шли в театр "на Еременко". Именно здесь он создал колоритные образы Заслонова в спектакле "Константин Заслонов" по пьесе Аркадия Мовзона, Бертмана в спектакле по пьесе Шекспира "Конец - делу венец", а за работу в спектакле "Мудромер" Николай Еременко был удостоен Государственной премии Беларуси. Последний в жизни выдающегося актера спектакль "Милый лжец" состоялся за три дня до его смерти - 27 июня 2000 года. "Рассказывайте обо мне хоть изредка и поминайте добром. Артисты живут только в памяти людской", - эти слова Николай Еременко-старший произносил от имени своего героя сэра Джона в спектакле "Костюмер". Но они стали завещанием самого артиста.
Имя Николая Николаевича хорошо известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами благодаря его блестящему таланту. Это был актер чрезвычайно широких возможностей, превосходно проявивший себя как в классическом репертуаре, так и в произведениях мировой современной драматургии. За свою творческую жизнь Николай Еременко сыграл более ста ролей на театральной сцене.
Кинематограф - также яркая страница в творческой биографии актера, он принес Николаю Николаевичу большую популярность. В кино он считал себя учеником известных советских кинорежиссеров таких, как Владимир Владимирович Корш-Саблин и Сергей Аполлинариевич Герасимов. На счету Еременко-киноактера полсотни художественных и телевизионных фильмов. Он снялся в таких фильмах, как "Освобождение", "Петровка-38", "Москва-Генуя", "Сын за отца" и других.
Как рассказывал его сын, в 1990-е годы Николай Еременко утратил интерес к работе. Это было не случайно - ему было 70 лет, он перенес два инфаркта, многое его не устраивало и в общественной жизни. Сын решил всколыхнуть отца, вдохнуть в него интерес к жизни, работе. К тому же до сих пор они вместе ни разу не снимались в кино. Еременко-младший решился снять фильм сам. Сниматься в фильме сына Николай Еременко-старший согласился. И, наверное, совсем не ожидал, что этот фильм станет для него мощной "терапией", которая оторвет его от кресла. После окончания съемок семидесятилетний актер забыл о болезнях, снялся еще в нескольких картинах, вернулся на театральную сцену, великолепно сыграв одну из главных ролей в английской пьесе "Костюмер", которая была отмечена призами на театральных фестивалях.
Много лет Николай Еременко был во главе Белорусского союза театральных деятелей. Благодаря усилиям этого неутомимого человека в республике была создана Белорусская конфедерация творческих союзов, которую он же и возглавлял. В последние годы Николай Еременко руководил советом Президентского фонда материальной помощи молодым талантам, был членом Совета Республики Национального собрания, лидером белорусской интеллигенции.
Заслуги Николая Еременко в развитии театрального искусства и на общественной ниве отмечены рядом правительственных наград: двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалями и многочисленными почетными грамотами, а еще - любовью многочисленных почитателей его таланта.
Умер Николай Еременко в 2000 году. Он навсегда остался для белорусской земли гордостью страны, гордостью народа и яркой личностью. "Последним романтиком XX столетия, который искренне верил, что мир можно изменить к лучшему", назвал Николая Николаевича Еременко народный артист Беларуси Владимир Гостюхин.-0-