Путь Николая Еременко в искусство был предопределен с рождения. Его родители - народные артисты Беларуси Николай Николаевич Еременко-старший и Галина Александровна Орлова - работали в Витебске, где и родился 14 февраля 1949 года их сын.
Все детство Николая Еременко-младшего буквально прошло за кулисами. Атмосфера театра, реквизит, спектакли - все это вызывало у него неподдельный восторг. Однажды он так заигрался во время спектакля, что вышел на сцену, весь увешанный оружием, и обратился к маме, чтобы она помогла ему застегнуть брюки. Спектакль по пьесе Мольера был сорван, но первое (да еще и такое эффектное!) появление Николая Еременко на сцене запомнилось жителям Витебска надолго.
В 12-летнем возрасте Николай вместе с матерью снялся в фильме о правилах дорожного движения, сделанном по заказу ГАИ. В этой короткометражке юный Николай нарушал порядок на улице, показывая, как пешеходам не надо себя вести. Собственно, чем-то подобным ему пришлось заниматься и в дворовых компаниях, чтобы постоянно доказывать приятелям, что он - "свой парень", а не пай-мальчик из привилегированной семьи.
Отец был для сына непререкаемым авторитетом. Еременко-старший самостоятельно пробивался в жизни. Когда началась война, окончил курсы младших лейтенантов в родном Новосибирске и ушел на фронт. В 1948 году окончил Театральную студию при Театре им. Якуба Коласа, и с тех пор его жизнь оказалась связанной с Беларусью. Вначале Еременко-старший работал в Театре им. Якуба Коласа в Витебске, а затем - в Национальном академическом театре им. Янки Купалы в Минске.
Супруги Еременко любили и уважали друг друга. Еременко-старший был настоящим, глубоким и правильным человеком, таким же, как и его герои в кино, обреченные изменять жизнь к лучшему; Галина Александровна - женщина строгая, но справедливая. Неслучайно среди минской интеллигенции их семью называли идеальной.
После окончания школы Еременко-младший поступал в театральный институт в Москве, но после неудачной попытки вернулся к родителям в Минск. В следующем году он поступил во ВГИК, к Сергею Герасимову. Сотрудничество с Сергеем Апполинариевичем Герасимовым продлилось многие годы. Именно в его картине "У озера" в 1969 году состоялся актерский дебют Николая Еременко, а всего Герасимов снял актера в пяти фильмах.
Символического разделения фамилии Еременко на старшего и младшего потребовали семейное имя Николай и общая профессия. Правда, Еременко-младший не стал ярко выраженным актером одного типа, как его отец. Еременко-младший всегда стремился играть самые разные роли, поэтому в конце 90-х годов прошлого столетия попробовал даже сыграть своеобразную пародию на самого себя в картине "Крестоносцы".
Наиболее значимыми для Еременко оказались два фильма - "Красное и черное" и "Пираты XX века", вошедшие в число самых популярных советских картин. Каждая из них выявила отдельную ипостась творческого облика актера - секс-символа и крутого парня. В фильме "Пираты XX века" Еременко впервые попробовал себя в качестве каскадера и выполнил все трюки без дублеров. Когда на экран вышел фильм "Красное и черное", а затем чемпион проката начала 80-х отечественный боевик "Пираты XX века", представительницы прекрасного пола - от Бреста до Владивостока - были поголовно влюблены в Николая Еременко-младшего.
Сам актер выделял среди своих ролей фильмы "Царская охота", "Юность Петра", "Красное и черное", "Пираты XX века", называя их своеобразными верстовыми столбами. Причем, по его собственному определению, мерзавцы в его творческой карьере чередовались с порядочными людьми. Самой сложной он считал роль лорда Гленарвана из сериала Станислава Говорухина "В поисках капитана Гранта", где Еременко сыграл беспорочного мужчину. В военной киноповести "Горячий снег" он создал образ мужественного защитника Родины, к которому неоднократно возвращался в своем творчестве. В фильме Дмитрия Астрахана "Подари мне лунный свет" герой Еременко - его ровесник, который, пережив юбилей, осмысливает собственную жизнь.
В творческой биографии актера практически нет проходных фильмов. Его востребованность позволяла придирчиво относиться к выбору сценариев.
Николай Еременко постоянно ощущал в себе скрытые внутренние резервы и готов был играть практически непрерывно. Его отношения с режиссерами складывались на основе доверия, и сам актер был способен вносить в роль что-то свое. Так, из графа Орлова в фильме "Царская охота" он сделал не традиционного героя-любовника, а скандалиста, задиру и отчасти авантюриста.
Многогранный талант позволял Николаю Еременко создавать разнохарактерные образы в фильмах "Крушение империи", "Любить человека", "Хождение по мукам", "Трактир на Пятницкой", "Эскадрон гусар летучих", "Уполномочен революцией", "Снайпер", "Маросейка, 12", "Бригада" и других.
В 1994 году за большие заслуги в области киноискусства Николаю Еременко было присвоено звание народного артиста Российской Федерации.
Режиссерский дебют Николая Еременко состоялся в 1995 году в работе над белорусско-российским кинофильмом с символическим названием "Сын за отца", где вместе со своим знаменитым отцом они исполнили главные роли. Фильм был отмечен наградами на многих кинофестивалях.
В картине "Я объявляю вам войну" его героем был отставной полковник, который приезжает в свой маленький городок и разбирается с местной мафией. Со свойственной Еременко природной иронией он называл этот фильм любимым фильмом наших милиционеров.
В 2001 году неожиданный инсульт прервал жизнь талантливого актера и режиссера Николая Еременко-младшего. Он ушел из жизни рано - в 52 года, пережив всего лишь на год своего отца, актера Еременко-старшего. Похоронен в Минске на Восточном кладбище, рядом с отцом.
Еременко-младший родился в День святого Валентина и этим объяснял свои многочисленные романы, хотя официально женат актер был только один раз. У Николая Еременко-младшего остались две дочери Ольга и Татьяна.
Человек огромного таланта, высокого профессионализма, личного обаяния, Николай Еременко принимал активное участие в культурной жизни Беларуси, в организации и проведении крупных международных фестивалей "Золотой Витязь", "Лістапад", "Славянский базар в Витебске". Он проводил большую работу по укреплению и развитию культурного сотрудничества, установлению тесных контактов творческой интеллигенции Беларуси и России.-0-