Точных сведений о дате рождения Скорины не выявлено. Известно, что родился просветитель в Полоцке около 1490 года в семье состоятельного полоцкого купца Луки, который вел торговлю с Чехией, с Московской Русью, с польскими и немецкими землями. От родителей сын перенял любовь к родному Полоцку. Свое полоцкое происхождение с постоянством и настойчивостью подчеркивал в своих изданиях: "Выложень доктором Франциском Скорининым сыном из славного града Полацка".
Первоначальное образование Франциск получил в доме родителей, там научился читать и писать, затем учился в школе при католическом костеле в Полоцке. В 1504 году Скорина поступил в Краковский университет на факультет "вольных искусств" или философии и в 1506 году получил ученую степень бакалавра философии. Возможно, в этом же университете через несколько лет он достиг степени магистра, приобретя знания в области медицинских наук. Это позволило Франциску Скорине в 1512 году успешно сдать экстерном экзамены на степень доктора в "лекарских науках" в Падуанском университете в Италии.
В актовых записях Падуанского университета 1512 года написано: "Сын покойного господина Луки Скорины из Полоцка проявил себя столь похвально и превосходно во время строгого испытания, что получил единодушное одобрение всех присутствующих ученых". До сих пор в одном из залов этого учебного заведения, где находятся портреты знаменитых мужей европейской науки, которые вышли из его стен, висит портрет выдающегося белоруса работы итальянского мастера.
Издательскую деятельность Франциск Скорина начал в Праге при поддержке белорусских купцов из Полоцка и Вильно Богдана Онкова, Юрия Адверника и других. Он заказал типографское оборудование, взялся переводить и комментировать книги Библии. Образованный и деловой белорус положил начал белорусскому и восточнославянскому книгопечатанию. Именно в Праге появилась первая книга, которую Скорина посвятил "людям посполитым к доброму научению" - "Псалтырь", в предисловии к которой сообщается: "Я, Франциск Скорина, сын славного Полоцка, в лекарских науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами, а словенским языком". Она вышла в свет в августе 1517 года.
За неполные три года в Пражской типографии Скорина напечатал 23 иллюстрированные (украшены множеством ксилографических гравюр, инициалов и заставок) книги Библии в переводе на старобелорусский язык. Они снабжены предисловиями и комментариями, отражающими конфессиональные, философские и просветительские воззрения Скорины. При издании Библии он руководил работой, корректировал набор, доставал в Германии дефицитную бумагу с водяными знаками.
После долгих скитаний печатник в начале 1520-х годов решил обосноваться в Вильно. Здесь он выбрал невесту - свою соотечественницу, основал типографию в доме старшего виленского бурмистра Якуба Бабича. В типографии была напечатала "Малая подорожная книжица" для купцов и всех тех, кому неделями приходится бывать в дороге, чтобы путник мог скрасить долгие часы в обозе и вечера на постоялом дворе. Скорина сочинил для этой книги несколько акростихов, просчитал даты солнечных и лунных затмений. Вслед за ней Скорина напечатал "Апостол" - деяния и послания святых апостолов.
Белорусское книгопечатание началось сразу на европейском уровне. Ренессансные издания Скорины выделяются высоким качеством печати, характерными художественными, гравюрными и орнаментальными украшениями, шрифтом и другими компонентами издательской эстетики и мастерства.
В 1520-х - начале 1530-х годов Скорина выполнял функции секретаря и медика виленского епископа Иоанна, а в 1529 году совершил поездку в Кенигсберг по приглашению прусского герцога Альбрехта Гогенцоллерна, видимо, с медицинскими целями в связи с эпидемией.
Ряд исследователей поддерживают гипотезу о посещении Скориной Москвы с целью распространения своих изданий. Общее усложнение политических, финансовых, этноконфессиональных условий сделали невозможным продолжение его издательской деятельности в Вильно. В середине 1530-х годов он принял приглашение чешского короля Фердинанда I на должность королевского медика и садовника в только что открытом ботаническом саду в королевском замке Градчаны.
Исследователи считают, что при чешском королевском дворе Франциска Скорину знали и ценили еще с той поры, когда он принимал участие в дипломатической миссии Жигимонта Первого. Королевский советник Скорина мог использоваться и в качестве медика-гомеопата, готовить собственные лекарства из растений ботанического сада и лечить ими коронованных особ.
Точная дата смерти Скорины и место захоронения неизвестны. Предположительно, умер великий просветитель около 1551 года. В начале 1552 года его сын Симеон получил привилей чешского короля Фердинанда I на право наследования имущества покойного доктора "Франциска Руса" из Полоцка.
Основание Скориной белорусского книгопечатания стало вершиной его духовной деятельности, наиболее ярким и выразительным прологом белорусского Возрождения. В печатной книге он видел неисчерпаемые возможности духовного просвещения народа, воспитания высоких христианских моральных и гражданских качеств, активного взаимодействия с европейской культурой. Деятельность Франциска Скорины оказала огромное влияние на развитие книгопечатания и письменности в Беларуси, во всем Великом княжестве Литовском, других восточнославянских странах. Его книги оказали благотворное влияние на развитие белорусского литературного языка.
Франциск Скорина, ученый и просветитель, был не только сыном нового времени, но прежде всего выдающимся сыном своей Родины. Мировоззрение Скорины несло в себе свойственную гуманистам идею морального совершенствования общества и человека. Он первый в истории белорусской общественной мысли взял на себя смелость соединить сознание своих земляков с общечеловеческой сокровищницей моральных ценностей.
Богатство личности Франциска Скорины ставит его в один ряд с такими выдающимися людьми эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Ян Амос Каменский, Рафаэль, а белорусскую культуру, на ниве которой он работал, в один ряд с культурой европейской.
Книги Франциска Скорины оказали влияние не только на развитие духовной культуры Беларуси, но стимулировали возникновение книгопечатания в Московском государстве, распространялись в многочисленных рукописных копиях.
В Беларуси чтут память великого первопечатника. Многие улицы в нашей республике, а также Гомельский государственный университет носят его имя, установлены памятники. Последний из них был установлен в столице Беларуси, рядом со входом в новую Национальную библиотеку. К его 500-летию был создан фильм-опера "Франциск Скорина".
Законом Республики Беларусь "О государственных наградах Республики Беларусь" в 2004 году были установлены орден и медаль Франциска Скорины.
Орден Франциска Скорины вручается за значительные успехи в области национально-государственного возрождения, выдающиеся исследования истории Беларуси, достижения в области национального языка, литературы, искусства, книгоиздательства, культурно-просветительской деятельности, пропаганды культурного наследия белорусского народа; за особые заслуги в гуманитарной, благотворительной деятельности и прав граждан, милосердие и другие благородные поступки.
Медалью Франциска Скорины награждаются работники науки, образования и культуры за отличные достижения в профессиональной деятельности, значительный личный вклад в развитие и приумножение духовного и интеллектуального потенциала, культурного наследия белорусского народа.
В целях увековечивания памяти великого просветителя библиотечное сообщество предлагает объявить в Беларуси 2017-й год - годом Франциска Скорины. И в том же году, к 500-летию белорусского книгопечатания, планируется завершить издание "Книжного наследия Франциска Скорины" в 20 томах.-0-