Одним из выдающихся начинателей новой белорусской литературы является поэт и прозаик Змитрок Бядуля. Своей деятельностью он восславил белорусский народ, обогатил его культуру и искусство. Змитрок Бядуля - фигура яркая, колоритная, неординарная: в национальной изящной письменности он поэт-романтик, автор лирических стихотворений и миниатюр, романист, публицист с выразительно определенным интересом к актуальным проблемам, талантливый и оригинальный театральный критик, исследователь вопросов этнографии и фольклора, детский писатель.
Родился Змитрок Бядуля (настоящие фамилия и имя Плавник Самуил Ефимович) 23 апреля 1886 года в местечке Посадец Логойского района Минской области в многодетной небогатой еврейской семье. Отец его был арендатором, мелким торговцем, любил музыку - играл на скрипке. Дед, единственный в местечке коваль и медник, имел личную библиотеку. Будущий писатель учился в учебных учреждениях еврейской общины. Знал иврит - древнееврейский язык, идиш, немецкий, белорусский, русский и немного польский языки. Некоторое время Змитрок Бядуля работал учителем еврейского языка.
С самого детства книги были страстью будущего писателя. Он отыскивал их самыми разными способами, в том числе выписывал из Вильно, Москвы и Петербурга, выпрашивал у господ, искал в школах, находящихся неподалеку. Еще мальчиком он начал писать стихотворения на древнееврейском языке, но началом литературной деятельности считается 1907 год, когда он начал писать стихи на русском языке и посылать их в петербургские журналы. Там стихотворения хвалили, но не публиковали.
Первое художественное произведение будущего писателя увидело свет в газете "Наша Ніва". Это был образок "Поют ночлежники".
В конце 1912 года Змитрок Бядуля переехал в Вильно, где работал в издательском товариществе, был секретарем газеты "Наша Ніва", редактором которой в то время был Янка Купала. Янка Купала и Змитрок Бядуля жили в тяжелых материальных условиях. Они редко когда ели горячую пищу - на это не хватало денег. Временами на обед или ужин их приглашала к себе Тетка. На ее квартире происходили интересные литературные встречи, товарищеские вечера. Купала очень уважал Бядулю за его талант и трудолюбие, но в то же время иногда упрекал за мягкость характера. Когда в 1920 году Купала сильно заболел и более двух месяцев лежал в больнице, Бядуля и его сестры часто посещали Купалу, помогали чем могли.
Змитрок любил приезжать домой погостить в мае, когда вся природа расцветала. Его приезд был большим праздником не только для семьи, но и для всей молодежи Посадца. Как только узнавали парни и девчата, что приехал Бядуля, они собирались в его родительском доме по вечерам. Змитрок рассказывал о Вильно и читал свои стихотворения и рассказы. Сестры пели, а отец играл на скрипке и все танцевали. Бядуля очень любил детей и временами выступал перед ними.
В молодости Змитрок Бядуля был близок к символистам, но элементы символизма в его творчестве основывались на белорусской почве, фольклорно-мифологических истоках. В белорусскую литературу он принес, как подчеркивает исследователь его творчества Иван Науменко, "адзнаку інтэлігентнасці, культ пачуцця, замілаванасць да прыгажосці, разлітай у навакольным свеце".
К ранней лирике Змитрока Бядули относится его первый сборник импрессионистических зарисовок "Образки", которые только отсутствием рифмы отличаются от стихотворений. В большинстве своих импрессий писатель обращался к природе, стремился противопоставить убогой сельской жизни ее вечно молодую, изменчивую красоту.
Настоящей классикой в истории белорусской литературы стали рассказы Змитрока Бядули "Пять ложек затирки", "Молодые дровосеки", "Летописцы", "На Рождество к сыну". В этих рассказах писатель рисует тяжелую, невыносимую, без всякой надежды на будущее жизнь. Герои многих его произведений - дети, которые вынуждены голодать, умирать, не имеют возможности развивать свои способности и талант.
В 1915 году Змитрок Бядуля возвратился в родной Посадец, а через некоторое время переехал в Минск, где участвовал в работе Минского отдела Белорусского общества помощи потерпевшим от войны. Жил на одной квартире с Максимом Богдановичем. Они оба очень любили родную Беларусь, и не только мечтали о ее светлом будущем, но и боролись за него. Бядуля работал в газете "Савецкая Беларусь", редактировал детский журнал "Зоркі". В 1926 году он начал работать в Институте белорусской культуры, редактировал краеведческо-этнографический журнал "Наш край".
Одновременно Бядуля продолжал литературную деятельность. Современным читателям малоизвестны воинственные песни и патриотические стихотворения, в 1922 году включенные в сборник "Под родным небом", которые позднее не публиковались. Это публицистические, гражданские стихотворения - призывы, сонеты патриотического звучания.
В 1920-1930-е годы Змитрок Бядуля написал несколько поэм "Беларусь", "Дед", "У ясных Крушнях", в которых противопоставлял тяжелую, беспросветную дореволюционную жизнь новому - светлому и счастливому. Писателя привлекало устное народное творчество, мифология, этнография, краеведение. Как народная легенда была обозначена его поэма "Гость", написанная на основе народного предания и включенная в сборник "Поэмы". Целиком на этнографическом и фольклорном материале создана поэма Змитрока Бядули "Ярило". На богатом фольклоре Полесья написана поэма "Полесские были". Вопросам этнографии и фольклора посвятил писатель и ряд статей, а в 1924 году издал отдельную книгу "Вера, панщина и воля в белорусских народных песнях и сказках".
Значительным явлением в белорусской литературе стала повесть Змитрока Бядули "Соловей", посвященная минувшему, диким временам крепостного права. Это интересное, содержательное, сказочное, приключенческое и романтическое произведение. Другого такого или даже похожего на него в белорусской литературе нет. По мотивам этой повести Михаилом Крошнером под руководством дирижера Ильи Гитгарца был поставлен балет "Соловей", который является первым белорусским балетом. Премьера состоялась 11 мая 1939 года на сцене Минского театра оперы и балета. А еще в 1937 году на сцене Купаловского театра с исключительным успехом прошла премьера спектакля "Соловей", в котором принимали участие лучшие актеры театра: Владомирский, Ржецкая, Глебов, Станюта, Галина, Жданович, Рахленко, который и сыграл роль Соловья.
После этой повести и одновременно с ней издавались сборники рассказов Змитрока Бядули "Рассказы", "Делегатка", "Необычные истории". Незавидная судьба выпала на долю социально-психологического романа "Язэп Крушинский". Тогдашняя критика упрекала автора на слабую идейность произведения, недостаточное отображение классовой борьбы и коллективизации. Современные исследователи творчества Бядули опровергли эти обвинения, но в то время писатель болезненно переживал нападки критики.
Змитрок Бядуля внес большой вклад в развитие белорусского краеведения и разработку проблем взаимовлияния белорусской и еврейской культуры, одним из первых в белорусской литературе обратился к показу судьбы крестьянства в условиях больших социальных преобразований. Он активно выступал в поддержку идей белорусского возрождения. Змитрок Бядуля одним из первых в Беларуси в 1939 году был награжден за литературное творчество орденом Трудового Красного Знамени.
В конце 1930-х годов Змитрок Бядуля написал две автобиографические повести "Фронт приближается" и "В дремучих лесах". Последним его произведением стала повесть-сказка "Серебряная табакерка", написанная в 1940 году. Впервые она целиком была опубликована только в 1953 году и стала любимым произведением многих поколений белорусов. В основу сюжета этой интересной повести легли позаимствованные из фольклорных записок Александра Сержпутовского мотивы народной сказки о том, как волынщик-полешук очаровал смерть. Но из народной сказки писатель сделал философско-поучительную притчу о борьбе добра и зла, жизни и смерти. Повесть-сказку "Серебряная табакерка" можно считать духовным завещанием писателя потомкам.
Произведения писателя переведены на многие языки. На слова поэта композиторы Владимир Оловников, Константин Галковский, Владимир Терравский, Григорий Пукст написали многочисленные песни.
В начале Великой Отечественной войны Змитрок Бядуля вынужден был покинуть Беларусь. Он скончался в эвакуации около Уральска 3 ноября 1941 года, где и был похоронен. Змитрока Бядулю хоронил витебский коласовский театр, который в то время гастролировал в Уральске. Обставили прощание по-театральному, гроб стоял на возвышении, а актеры читали его произведения.
Имя Змитрока Бядули присвоено школе на его родине - в деревне Посадец. Его именем названы улицы во многих городах Беларуси; на доме в Минске, где он жил, и на здании Посадской школы установлены мемориальные доски.-0-