9 декабря 2016 года исполняется 125 лет со дня рождения Максима Богдановича, белорусского поэта, прозаика, публициста, литературного критика.
Максим Богданович - явление в белорусской литературе феноменальное. Его творчество с самого начала находилось в движении, стремлении к новому. Во всем, к чему бы ни обращался поэт, он стремился найти свой собственный путь, свою дорогу, открыть свое творческое "я", определить свою меру прекрасного. К этой цели Максим Богданович был подготовлен своей жизнью, образованием, воспитанием, особенностями поэтического таланта.
Родился Максим Адамович Богданович 9 декабря 1891 года в Минске на улице Александровской в доме близ Свислочи. Воспитывался он в культурной, образованной семье. Его отец, Адам Егорович, был известным этнографом, фольклористом, языковедом. Мать поэта, Мария Афанасьевна Мякота, была учительницей по образованию. Помимо Максима в семье было еще трое детей: сыновья Вадим и Лев и дочка Нина.
Недолго жила семья Богдановича в том доме. Через каких-то полгода Богдановичи уже были в Гродно, где главе семейства было предложено место в Крестьянском поземельном банке. Здесь рядом с матерью и братьями прошли самые счастливые годы детства Максима.
И, наверное, всю свою пусть немыслимо короткую, но удивительно яркую жизнь Максим и прожил бы в Беларуси, на родной земле, если бы не смерть матери. Мария Афанасьевна умерла в 1896 году в возрасте 27 лет. Отца перевели в Нижний Новгород. Воспитанием детей сначала занималась их тетя Мария Егоровна, а затем вторая жена отца Александра Павловна Волжина - родная сестра жены Максима Горького - Екатерины Павловны. Но и она также вскоре умерла. После ее смерти детей воспитывала родная сестра матери Александра Афанасьевна Мякота, которая впоследствии стала женой Адама Егоровича.
Дружеские и родственные отношения с Максимом Горьким, богатое культурное наследие Нижнего Новгорода способствовали формированию взглядов и вкусов Максима Богдановича, пробуждению в нем стремления к художественному творчеству. Приблизительно в 10-11 лет будущий поэт попробовал писать на белорусском языке, которым овладел самостоятельно, читая белорусские книги из отцовской библиотеки.
Творческая деятельность Максима Богдановича началась в неполных 16 лет. Тогда, в 1907 году, виленская газета "Наша нiва" опубликовала его первое произведение "Музыка". Это был короткий рассказ, в котором автор высказывал свой взгляд на искусство. В 1908 году в той же газете были опубликованы и его первые стихи "Прыйдзе вясна", “Над магілай”, в которых автор пометил место написания: Нижний Новгород.
В связи с переводом Адама Егоровича на новое место работы в июне 1908 года семья Богдановичей переехала в Ярославль. Максима перевели в шестой класс ярославской гимназии. Приблизительно с весны 1909 года у юноши в легких начал развиваться туберкулезный процесс. В том же году Адам Егорович отвез сына на лечение в Крым. Увлечение южным краем, новый круг знакомых - все это повлияло на романтическое настроение Максима.
Несмотря на болезнь, годы учебы в гимназии были плодотворными в творчестве Максима Богдановича. Газета "Наша Ніва" периодически печатала его стихи, в газете "Голос" публиковались заметки, рецензии, фельетоны, критические статьи. В 1909 году на произведения Максима Богдановича обратил внимание Сергей Полуян - сотрудник газеты "Наша Ніва", известный публицист и критик. Он сыграл значительную роль в творческой судьбе молодого поэта. В газете "Наша Ніва" считали стихи Максима Богдановича "декадентскими", и они хранились в архиве редакции, но Сергей Полуян настоял на их публикации.
В 1911 году Максим Богданович окончил гимназию и посетил Вильно. Здесь он познакомился с братьями Иваном и Антоном Луцкевичами, Вацлавом Ластовским, Брониславом Эпимах-Шипилой. По предложению Луцкевичей поэт некоторое время гостил в фольварке их родственника Ракутевщина неподалеку от Молодечно, где работал над циклами стихов "Старая Беларусь", "Места", написал стихи, которые составили циклы "Згукі Бацькаўшчыны", "Старая спадчына", а также создал стихотворные рассказы "У вёсцы", "Вераніка". Осенью того же года Максим Богданович в Ярославле поступил в Демидовский юридический лицей, который закончил в 1916 году.
В 1913 году выходит прижизненное издание произведений Максима Богдановича "Вянок". В 1914 году поэта принимают в полноправные члены "Всероссийского общества деятелей периодической печати и литературы". Однако тяжелая болезнь все чаще приостанавливает творческую работу. Преодолевая ее жесткие проявления, поэт пишет поэму "Максім і Магдалена", цикл "На ціхім Дунаі" и другие произведения.
В октябре 1916 года, окончив юридический лицей, Максим Богданович переехал в Минск, где устроился на работу в губернский продовольственный комитет. Здесь в 1915 году был организован Комитет помощи жертвам войны, где Богданович работал вместе с белорусской писательницей Людвикой Войтик, известной под литературным псевдонимом Зоська Верас. Работе поэт отдавал много сил и времени, а по вечерам садился писать. В это время Максим Богданович написал такие знаменитые произведения, как "Страцім-лебедзь" и "Пагоня".
Что касается личной жизни поэта, известно, что первой любовью Максима была Анна Какуева - родная сестра его гимназических друзей. Она училась в консерватории в Санкт-Петербурге и приезжала в Ярославль, где жили Богдановичи, только на лето. Считается, что "Зорку Венеру" Максим посвятил именно Анне, а строки "Але расстацца нам час наступае; Пэўна, ўжо доля такая у нас..." как раз об этих коротких летних встречах. Увы, но чувства Максима девушка не разделила и вышла замуж за его гимназического друга Ивана Лилеева. Но Максим Богданович был восторженной, романтической натурой, которая не могла жить без источника вдохновения. После несчастной любви к Анне Какуевой Максим увлекся своей двоюродной сестрой Анной Гапанович. Позже, на лечении в Крыму, 18-летний Максим встретил еще одну девушку, которую сам поэт представлял как особу мистического склада ума - М.А.Китицыну. Но самые сильные любовные переживания Максима связаны с Клавой Салтыковой. Когда он лечился в Старом Крыму в 1915 году, Клава тоже лечилась от туберкулеза. О тех отношениях осталась рукопись, которая до сих пор целиком не расшифрована. Его ярославские друзья в своих воспоминаниях признавались, что эта любовь принесла ему больше мук и душевных терзаний, чем возвышенных чувств. И даже подорвала его и без этого слабое здоровье.
У Максима Богдановича было много планов, но воплотить эти намерения в жизнь он не смог. Лечение не помогло поэту, и 25 мая 1917 года в двадцатипятилетнем возрасте Максим Богданович умер. Похоронили его на городском кладбище в Ялте. Среди бумаг, найденных после смерти поэта, была книга с коротким стихом, который белорусский классик написал перед самой смертью. В нем он сказал, что не одинок в смертный час, у него есть книга стихов. Это предсмертное признание уникально в своем роде.
Роль и значение Максима Богдановича в развитии белорусской изящной словесности, в национальном и духовном возрождении белорусов высоко оценено потомками. Поэзия Максима Богдановича вошла в духовную сокровищницу белорусского народа. Многочисленные произведения поэта положены на музыку белорусскими композиторами. Некоторые из них - "Зорка Венера" и "Слуцкiя ткачыхi" - стали, по сути, народными песнями. По мотивам жизни и творчества Максима Богдановича композитор Юрий Семеняко создал оперу "Зорка Венера".
Максим Богданович является одним из зачинателей истории белорусской литературы. Он автор "Краткой истории белорусской письменности до XVI столетия", "Новый период в истории белорусской литературы".
Произведения белорусского поэта переведены на два десятка языков мира (среди них такие распространенные, как английский, испанский, немецкий, польский, русский, украинский, французский) и публиковались в Великобритании, Германии, России, Франции, Югославии и других странах.
Память Максима Богдановича увековечена в названии улицы Минска. Улицы его имени есть также в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Ялте и других населенных пунктах.
В Минске в сквере на площади Парижской Коммуны, перед театром оперы и балета, установлен памятник Максиму Богдановичу в виде бронзовой статуи поэта высотой 4,6 метра. Поэт изображен со скрещенными на груди руками, в правой руке букет васильков - цветов, воспетых в его поэзии. Авторы памятника - скульптор Сергей Вакар, архитекторы Юрий Казаков, Леонид Москалевич. Место для памятника выбрано неслучайно - через улицу стоял дом, где родился Максим Богданович. Внизу располагалась первая городская начальная школа, которой в 1885-1891 годах заведовал отец поэта Адам Егорович. На втором этаже жила семья. Сам дом сгорел в последнюю войну, фундамент использовали для другого здания.
Установлен памятник поэту и в Ярославле, в сквере у входа в главный корпус Демидовского университета. Его автором также является скульптор Сергей Вакар. В 1957 году возведен бюст поэту в Мисхоре, на территории санатория "Беларусь" на площади возле фонтана.
В Минске в Троицком предместье 23 июля 1981 года был основан один из самых красивых музеев белорусской столицы - литературный музей Максима Богдановича. Группа художников и музейных сотрудников творчески работала над созданием экспозиции музея, которая была открыта для посетителей 8 декабря 1991 года к 100-летию со дня рождения Максима Богдановича. В доме, который лишен мемориальности, с помощью экспонатов и художественных приемов воссоздан неповторимый поэтический мир поэта и его жизненный путь. Среди самых ценных экспонатов музея - четыре сборника "Вянок", оригинальные фотографии, рукописный сборник стихов "Зеленя", несколько автографов. Каждый год 25 мая сотрудники Литературного музея Максима Богдановича отмечают День памяти поэта. Кроме того, каждое лето в деревне Ракутевщина, где расположен филиал музея, проходит праздник поэзии "Ракутевское лето", посвященный памяти Максима Богдановича.
Музей Максима Богдановича есть и в Гродно. Основан он в 1986 году как литературный отдел Гродненского государственного историко-археологического музея в доме, в котором жила семья Богдановичей. В 1995 году он был преобразован в самостоятельное учреждение культуры "Музей Максима Богдановича".
Имя Максима Богдановича носит и Дом-музей в Ярославле, созданный в 1991 году в результате реализации российско-белорусского проекта. Мемориальный дом-музей располагается в здании, где с 1912 по 1914 год жила семья Богдановичей. С 1995 года музей получил статус Центра белорусской культуры.
100-летие со дня рождения классика белорусской литературы Максима Богдановича было отмечено в календарном списке ЮНЕСКО "годовщины выдающихся личностей и событий" на 1991.
В течение всего 2016 года, Года культуры, в библиотеках страны проходил цикл мероприятий в рамках акции "Читаем Богдановича вместе".
Звезда Максима Богдановича - одна из самых ярких звезд на поэтическом небосклоне Беларуси. Он прожил недолгую жизнь, но за это время успел сделать для белорусской литературы так много, как никто другой.-0-