Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) вступает в силу с 1 января 2018 года и приходит на смену действовавшему с 2010 года Таможенному кодексу Таможенного союза. По оценке разработчиков, новый документ должен привести таможенное законодательство в соответствие с правоприменительной практикой и уровнем развития интеграции в ЕАЭС и, самое главное, избавить участников рынка от излишних таможенных формальностей и издержек на ведение внешнеэкономической деятельности.
По словам председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тиграна Саркисяна, ТК ЕАЭС был подготовлен совместно с деловым сообществом и в нем максимально учтена позиция евразийского бизнеса - в кодекс вошли 70% поступивших от предпринимателей предложений и инициатив.
Новый Таможенный кодекс полностью ориентирован на электронные технологии, создан в логике взаимного обмена данными и учитывает перспективу развития нормотворчества на будущее с учетом развития цифровой повестки. "Это кодекс возможностей, стимулирующий в том числе внешнеэкономическую активность нашего бизнеса, - подчеркнул Тигран Саркисян. - В нем заложена новая логика взаимодействия бизнеса с государством и взаимного обмена данными".
ТК ЕАЭС устанавливает автоматизацию многих таможенных процессов: общение предпринимателей и таможенников сведется к минимуму. "Совершение таможенных операций через интернет, так называемое электронное декларирование, позволит сократить коррупционные риски, транзакционные издержки, ускорит работу таможенных служб и простимулирует конкуренцию сервисов этих структур. Время регистрации декларации сократится в два раза, а время выпуска товаров - в шесть раз", - отметил председатель Коллегии ЕЭК.
В идеале процесс перемещения товаров - от ввоза на таможенную территорию союза до выпуска в свободное обращение - должен выглядеть для участников внешнеэкономической деятельности как один шаг: загрузка электронной декларации в систему. Чья эта система, какие контролирующие органы, в каком количестве и в какой последовательности проверят за единицу времени эту информацию, - участника внешнеэкономической деятельности эти вопросы не должны беспокоить.
"Мы создали документ, который будет представлять ЕАЭС на мировой арене в качестве единого субъекта, гарантирующего четкий и прозрачный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, - заявил Тигран Саркисян. - Предприниматели получат доступ на общий 182-миллионный рынок по единым правилам из любой страны союза. Требования, предъявляемые к субъектам хозяйствования таможенными органами, например, Кыргызстана, будут полностью совпадать с требованиями таможенных органов Беларуси или России".
Очевидно, что реализация этого документа придаст серьезный импульс стимулированию евразийских интеграционных процессов и будет содействовать улучшению делового климата в странах союза. Поэтапное внедрение прогрессивных норм, заложенных в Таможенном кодексе ЕАЭС, даст мультипликативный эффект во многих сферах экономики. "Уверены, что практическое применение ТК ЕАЭС обеспечит качественный рывок нашей интеграции", - убежден председатель Коллегии ЕЭК.
Какие же конкретно преимущества получат субъекты хозяйствования от Таможенного кодекса ЕАЭС?
По данным пресс-службы ЕЭК, кодекс оцифровывает систему регулирования внешнеэкономической деятельности. Теперь при наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно будет совершить через интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа. Реализация этого новшества позволит выпускать товары информационными системами таможенных органов автоматически, без участия таможенного инспектора. Все решения - начиная от регистрации таможенной декларации и заканчивая выпуском товаров - сможет принимать информационная система таможенного органа, а не должностное лицо. Решения о проведении таможенного контроля и то, какие формы этого контроля будут применяться, также сможет принимать компьютер, а не человек.
ТК ЕАЭС максимально переносит таможенный контроль на этап после выпуска товаров. Предоставив обеспечение уплаты таможенных платежей, участник внешнеэкономической деятельности сможет распоряжаться ввезенным товаром в своих целях еще до завершения проверки необходимых документов. Кроме того, расширен перечень товаров, которые можно "очищать" постфактум.
Участников внешнеэкономической деятельности избавят от необходимости представлять таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявлять документы нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска, и это будут только те документы, которые определит информационная система, а не сотрудник таможни.
Новый кодекс разрешает не представлять контролирующим органам сведения, которые уже есть в информационной системе. На деле это избавит предпринимателей от подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, специалистам фитосанитарного и ветеринарного контроля и т.д. по очереди, а проверка сможет осуществляться всеми контролирующими органами одновременно.
До того момента, пока система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра, участник внешнеэкономической деятельности сможет внести изменения в уже поданную декларацию. По старым правилам изменения до проверки можно внести только в том случае, если они не повлияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей.
Время регистрации декларации сократится в два раза - с двух часов до одного, а время выпуска товаров - в шесть раз. По старому кодексу время выпуска могло составлять сутки. ТК ЕАЭС обяжет таможенную службу уложиться в четыре часа, если при проверке таможенной декларации система управления рисками не выявит их наличие.
ТК ЕАЭС предоставляет всем участникам внешнеэкономической деятельности возможность воспользоваться отсрочкой по уплате таможенных платежей с процентами. Причем в отдельных случаях повременить с уплатой, в том числе без начисления процентов за отсрочку, можно будет и до шести месяцев: исключения сделаны для форс-мажорных обстоятельств, а также поставок в рамках международных договоренностей или поддержки сельскохозяйственной деятельности.
Новый Таможенный кодекс значительно усовершенствовал институт уполномоченного экономического оператора. Теперь статус уполномоченного экономического оператора смогут получить все участники цепи поставок товаров - перевозчики, владельцы складов, таможенные представители и участники внешнеэкономической деятельности, в то время как прежде претендовать на упрощения могли только импортеры и экспортеры.
Субъекты хозяйствования, претендующие на статус уполномоченного экономического оператора, смогут выбрать из трех пакетов упрощений тот вариант, который подходит для их бизнеса. Кроме того, сам перечень получаемых уполномоченным экономическим оператором преимуществ вырос по сравнению с Таможенным кодексом Таможенного союза более чем в четыре раза: с четырех до семнадцати. Помимо уже имеющихся по прежнему кодексу привилегий, теперь уполномоченные экономические операторы смогут совершать таможенные операции на собственных складах, они получают возможность декларирования товаров после их введения в оборот (выпуск товаров до подачи таможенной декларации), пользоваться беспроцентной отсрочкой по уплате таможенных платежей до 45 дней, а также первоочередным порядком совершения таможенных операций (отдельные полосы для движения и т.д.).
При этом свидетельство уполномоченного экономического оператора, выданное в одной стране - участнице ЕАЭС, будет признаваться на всей территории союза.
В ТК ЕАЭС заложена юридическая возможность для внедрения механизма единого окна в систему регулирования внешнеэкономической деятельности стран ЕАЭС.
В настоящее время в союзе уже идет работа над развитием этого механизма. В странах ЕАЭС реализованы отдельные элементы единого окна: электронное таможенное декларирование и е-лицензирование, система управления рисков для определения мер таможенного контроля, межведомственные информационные системы, электронные таможенные платежи. В недалеком будущем участники рынка смогут получать широкий спектр государственных услуг, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, не выходя из дома через личный кабинет. На основе межведомственного взаимодействия, уже сейчас осуществляемого в странах ЕАЭС, будет реализован базовый принцип единого окна - однократное представление контролирующим органам документов при совершении таможенных операций.
ТК ЕАЭС затрагивает и интересы граждан, не занимающихся внешнеэкономической деятельностью: в документ кодифицированы нормы беспошлинного ввоза товаров при пересечении границы союза. При этом компетенция на установление верхних границ норм передана Евразийской экономической комиссии, а нижние границы могут устанавливать национальные правительства.
Совет ЕЭК уже установил новые правила ввоза товаров физическими лицами в страны ЕАЭС. Весь 2018 год будут действовать ранее существующие нормы: беспошлинно можно ввозить товары общей суммой не более 1,5 тыс. евро и весом до 50 кг. В дальнейшем в союзе будут поэтапно снижаться весовые и стоимостные лимиты беспошлинного ввоза товаров в сопровождаемом багаже любым видом транспорта, кроме воздушного. С января 2019 года лимиты снизятся до 1 тыс. евро и 50 кг, а с 1 января 2020-го - до 750 евро и 35 кг. С 1 января 2021 года из-за границы можно будет беспошлинно привезти товары на сумму, не превышающую 500 евро, и весом не более 25 кг.
Изменения не коснулись товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС в сопровождаемом багаже авиатранспортом. Путешествуя самолетом, беспошлинно привезти с собой из-за рубежа можно будет покупки на сумму до 10 тыс. евро и весом не более 50 кг.
Но следует еще раз подчеркнуть: ЕЭК установила только верхнюю планку, выше которой национальные правительства стран ЕАЭС нормы устанавливать не могут. На своей же территории каждое государство союза может оставить эти же нормы, а может их и существенно уменьшить: Таможенный кодекс ЕАЭС разрешает ужесточать нормы беспошлинного ввоза на национальном уровне.
Тот же принцип верхних и нижних границ норм касается и покупок в зарубежных интернет-магазинах, а также товаров, доставка которых покупателю из-за рубежа осуществляется посредством международных почтовых отправлений или перевозчиком. Согласно решению Совета ЕЭК, с 1 января 2018 года установлен верхний лимит на такие товары в 1 тыс. евро и 31 кг в течение одного календарного месяца. С 1 января 2019-го в течение одного календарного месяца без уплаты таможенных пошлин, налогов можно будет заказать товары на общую сумму до 500 евро и весом не более 31 кг. С 1 января 2020 года нормы беспошлинного ввоза будут снижены до 200 евро и 31 кг. При этом будут сняты все ограничения по времени и количеству заказов. Кроме того, вместе с нормами беспошлинного ввоза с 1 января 2020 года будет существенно снижена величина таможенной пошлины за превышение лимитов. Если в 2018-2019 годах за превышение нормы придется заплатить 30% стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной или весовой нормы, то уже в 2020-м - 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг перевеса.
Еще одно новшество ТК ЕАЭС касается магазинов duty free: теперь товары в них можно будет покупать не только при выезде, но и при въезде на территорию союза. Однако такая возможность появится лишь в аэропортах и морских портах. При этом спиртные и табачные изделия в магазинах на въезд будут продаваться в количестве, установленном нормой беспошлинного ввоза.
Эдуард ПИВОВАР,
БЕЛТА