Новости темы
"Репортаж"
Чуть более 25 лет назад в Минске началось строительство монастыря в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы, который стал местом притяжения верующих со всей Беларуси и паломников из зарубежных стран. Комплекс включает восемь храмов, духовно-просветительский центр "Ковчег", воскресную и общеобразовательную школы, паломнический центр с гостиницей, трапезную, несколько монастырских лавок. При обители действуют мастерские разной направленности. В месяц религиозного туризма экскурсоводам и журналистам, в числе которых были и корреспонденты БЕЛТА, показали, как создаются уникальные изделия ручной работы.
Свято-Елисаветинский монастырь - знаковый архитектурный ансамбль столицы. Комплекс вырос из одноименного сестричества, которое продолжает благотворительную деятельность в РНПЦ психического здоровья, интернатах, больницах города. Также в обители находят приют те, кто нуждается в помощи, страдает от алкоголизма, наркомании. Они трудятся в многочисленных мастерских. На монастырском подворье пекут хлеб, формируют чайные сборы, делают свечи, собирают мед. Продукцию можно приобрести.
Храмы - не просто впечатляющие архитектурные сооружения. Вся эта красота создана руками людей, которые с помощью труда изменили свою жизнь и пришли к Богу.
"Когда только начинали строить обитель, у нас практически не было профессионалов. Учились постепенно, постигая азы церковного искусства, - вводит в курс дела сестра София. - И сейчас можно уверенно сказать, что таланты наших мастеров кратно приумножились".
В монастыре никогда никому не отказывали, находили путь, как помочь. Так число мастерских выросло с двух (иконописной и швейной) до нескольких десятков. Одна из тех, что открылась недавно, называется "Добродел" и объединяет людей с ментальными расстройствами.
Шедевры из стекла и мозаики
С 2005 года работает стеклосувенирная мастерская. Здесь создают оригинальные изделия из стекла - в разных техниках и различных форм, дизайна. А выполненные мастерами витражи украшают многие храмы в Беларуси и за ее пределами. Сначала для них создается эскиз на бумаге, тщательно прорисовывается. Потом нарезаются и соединяются детали.
В основе мозаики сусальное золото и смальта - непрозрачное стекло, которое изготавливается путем выплавки с добавлением оксидов металлов и цветовых пигментов. Из них можно выложить любое изображение в мельчайших деталях.
У каждого работника своя специализация: кто-то выкладывает одежды, кто-то лики, фон и надписи. Затем на картон наносится тонкий слой пластилина и начинается предварительный набор полотна. Это позволяет проанализировать то, что получается, а также внести исправления. Обучить мастерству могут любого желающего потрудиться в мастерской.
Рождение святых ликов
Одна из старейших мастерских обители - иконописная - открылась в далеком 1998 году.
"Иконопись - искусство сложное, но интересное. Требует знаний, художественного и церковного образования. Потому иконописец - человек особенный, - считает руководитель мастерской отец Сергий Нежборт. - У нас многие работают уже длительное время. Раньше действовала еще и иконописная школа. Сейчас обучение ведется факультативно".
Иконы - неотъемлемая часть пространства. И для тех, кто их пишет, важно прочувствовать атмосферу каждого храма. Особого внимания требует написание иконостасов. Часто поступают вопросы, почему для оформления используются те или и иные образы. Отец Сергий отмечает, что не всегда нужно искать тайный смысл. "Люди склонны видеть мистику. А в иконе, в любом церковном искусстве всегда присутствует какой-то детский непосредственный восторг перед жизнью. В этом есть глубина внутреннего постижения сути вещей. Мы, люди взрослые, хотим все разложить "по полочкам", а это не всегда и нужно. Надо по-детски удивиться, порадоваться, вдохновиться", - пояснил он.
Кроме иконописной работает иконоокладная мастерская, где иконы облачают в ризы из драгоценных металлов или ткани. Оклад обычно закрывает собой всю поверхность, за исключением некоторых деталей: лика, рук, стоп. Как пояснила старшая сестра мастерской Елена, для его создания используются различные поддающиеся тиснению металлы. Материалы, которые используются в процессе, имеют символическое значение. Например, золото олицетворяет вечность и нетление, серебро - святость и чистоту, камни - духовные добродетели. Золочение выполняется сусальным золотом.
На вышивку оклада может уйти несколько недель. Применяются дорогие ткани, такие как парча и бархат, которые затем расшиваются жемчугом, бисером, драгоценными и полудрагоценными камнями. В мастерской изготавливаются оклады святых икон и по индивидуальным заказам. Часто это старинные иконы, семейные реликвии или иконы из храмов, которые перед этим отдаются на реставрацию.
С 1999 года при монастыре существует мастерская каменной россыпи. Изображение создается насыпанием дробленых минералов. Иконы, выполненные в такой технике, - одни из самых красивых, дорогих и долговечных. Их основа - мрамор или змеевик, поверх которого наносятся краски, получаемые путем дробления минералов.
Нимб или фон покрывается сусальным золотом, для декора используются драгоценные и полудрагоценные камни (бирюза, киноварь, лазурит, сердолик, малахит, яшма, азурит, диоптаз и др). Умелый художник может обыграть мерцание камней, тогда свечение мельчайших граней будет концентрировать взгляд на святом лике.
Вышитые предметы используются во время богослужений и становятся священными. Облачения украшаются разными видами вышивки - орнаментальным и лицевым шитьем.
"Сочетаем машинную вышивку и ручную. Ручная вышивка - очень трудоемкий процесс. На изготовление некоторых изделий требуется не менее полугода", - рассказала руководитель мастерской монахиня Анфиса.
Надежда МАТВЕЕВА,
фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-
Трудом изменили жизнь
Свято-Елисаветинский монастырь - знаковый архитектурный ансамбль столицы. Комплекс вырос из одноименного сестричества, которое продолжает благотворительную деятельность в РНПЦ психического здоровья, интернатах, больницах города. Также в обители находят приют те, кто нуждается в помощи, страдает от алкоголизма, наркомании. Они трудятся в многочисленных мастерских. На монастырском подворье пекут хлеб, формируют чайные сборы, делают свечи, собирают мед. Продукцию можно приобрести.
"Когда только начинали строить обитель, у нас практически не было профессионалов. Учились постепенно, постигая азы церковного искусства, - вводит в курс дела сестра София. - И сейчас можно уверенно сказать, что таланты наших мастеров кратно приумножились".
Сначала художники творили в подвальных помещениях республиканской клиники в Новинках, рядом с которой и строились храмы. Потом появились дома трудолюбия, где люди получают не просто трудоустройство, но и возможность социализироваться, реализовать творческий потенциал.
В монастыре никогда никому не отказывали, находили путь, как помочь. Так число мастерских выросло с двух (иконописной и швейной) до нескольких десятков. Одна из тех, что открылась недавно, называется "Добродел" и объединяет людей с ментальными расстройствами.
Шедевры из стекла и мозаики
С 2005 года работает стеклосувенирная мастерская. Здесь создают оригинальные изделия из стекла - в разных техниках и различных форм, дизайна. А выполненные мастерами витражи украшают многие храмы в Беларуси и за ее пределами. Сначала для них создается эскиз на бумаге, тщательно прорисовывается. Потом нарезаются и соединяются детали.
Также в монастыре бережно хранят древние традиции византийского мозаичного искусства. Работы творческого коллектива можно встретить по всему миру. А первой пробой пера стали величественные своды храма в честь иконы Божией Матери "Державная" в обители.
"Когда только начиналось строительство монастыря, мы, студенты Белорусской государственной академии искусств, по благословению стали приобщаться к церковному искусству. География заказов широкая. Например, сейчас делаем образ Христа Спасителя для храма в Иваново. Труд кропотливый и долгий", - рассказал брат Дионисий.В основе мозаики сусальное золото и смальта - непрозрачное стекло, которое изготавливается путем выплавки с добавлением оксидов металлов и цветовых пигментов. Из них можно выложить любое изображение в мельчайших деталях.
У каждого работника своя специализация: кто-то выкладывает одежды, кто-то лики, фон и надписи. Затем на картон наносится тонкий слой пластилина и начинается предварительный набор полотна. Это позволяет проанализировать то, что получается, а также внести исправления. Обучить мастерству могут любого желающего потрудиться в мастерской.
Рождение святых ликов
Одна из старейших мастерских обители - иконописная - открылась в далеком 1998 году.
"Иконопись - искусство сложное, но интересное. Требует знаний, художественного и церковного образования. Потому иконописец - человек особенный, - считает руководитель мастерской отец Сергий Нежборт. - У нас многие работают уже длительное время. Раньше действовала еще и иконописная школа. Сейчас обучение ведется факультативно".
Иконы - неотъемлемая часть пространства. И для тех, кто их пишет, важно прочувствовать атмосферу каждого храма. Особого внимания требует написание иконостасов. Часто поступают вопросы, почему для оформления используются те или и иные образы. Отец Сергий отмечает, что не всегда нужно искать тайный смысл. "Люди склонны видеть мистику. А в иконе, в любом церковном искусстве всегда присутствует какой-то детский непосредственный восторг перед жизнью. В этом есть глубина внутреннего постижения сути вещей. Мы, люди взрослые, хотим все разложить "по полочкам", а это не всегда и нужно. Надо по-детски удивиться, порадоваться, вдохновиться", - пояснил он.
Кроме иконописной работает иконоокладная мастерская, где иконы облачают в ризы из драгоценных металлов или ткани. Оклад обычно закрывает собой всю поверхность, за исключением некоторых деталей: лика, рук, стоп. Как пояснила старшая сестра мастерской Елена, для его создания используются различные поддающиеся тиснению металлы. Материалы, которые используются в процессе, имеют символическое значение. Например, золото олицетворяет вечность и нетление, серебро - святость и чистоту, камни - духовные добродетели. Золочение выполняется сусальным золотом.
На вышивку оклада может уйти несколько недель. Применяются дорогие ткани, такие как парча и бархат, которые затем расшиваются жемчугом, бисером, драгоценными и полудрагоценными камнями. В мастерской изготавливаются оклады святых икон и по индивидуальным заказам. Часто это старинные иконы, семейные реликвии или иконы из храмов, которые перед этим отдаются на реставрацию.
Образы в драгоценных камнях и золотое шитье
С 1999 года при монастыре существует мастерская каменной россыпи. Изображение создается насыпанием дробленых минералов. Иконы, выполненные в такой технике, - одни из самых красивых, дорогих и долговечных. Их основа - мрамор или змеевик, поверх которого наносятся краски, получаемые путем дробления минералов.
Нимб или фон покрывается сусальным золотом, для декора используются драгоценные и полудрагоценные камни (бирюза, киноварь, лазурит, сердолик, малахит, яшма, азурит, диоптаз и др). Умелый художник может обыграть мерцание камней, тогда свечение мельчайших граней будет концентрировать взгляд на святом лике.
"Для материала приобретаем бусы из натуральных камней, камень в породах. Есть своя дробильня, где они превращаются мелкую и более крупную фракции. Для блеска добавляется астрофиллит, для украшения - аметист. Иконы, выполненные в технике каменной россыпи, часто дарят на юбилеи, свадьбы. Большим спросом пользуются работы с изображением Петра и Февронии", - рассказала руководитель мастерской монахиня Ксения.
На создание иконы может уйти от недели до месяца. Чтобы быть мастером по каменной россыпи, не обязательно иметь художественное образование, главное - художественный вкус, трудолюбие и усидчивость. Заказы поступают из многих стран. Одна из наиболее знаковых работ - каменная икона Пресвятой Богородицы "Державная" в подарок Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. За основу был взят минерал песчаник, фактуру камня подчеркнули дубовой рамкой и сочетанием различных техник в оформлении киота: чеканки, резьбы по металлу.
В 2002 году сформировалась златошвейная мастерская. Монахини, которые положили ей начало, проходили обучение древнему ремеслу на подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге. Сейчас здесь искусно расшивают золотом и серебром предметы церковного обихода: митры, детали священнических облачений, плащаницы, литургические комплекты, хоругви и др.Вышитые предметы используются во время богослужений и становятся священными. Облачения украшаются разными видами вышивки - орнаментальным и лицевым шитьем.
"Сочетаем машинную вышивку и ручную. Ручная вышивка - очень трудоемкий процесс. На изготовление некоторых изделий требуется не менее полугода", - рассказала руководитель мастерской монахиня Анфиса.
Свято-Елисаветинский монастырь за короткое время стал одной из самых крупных православных обителей Беларуси. В планах - дальнейшее расширение, строительство нового храма, более вместительного. Все, кто трудится в мастерских, смогут внести свой вклад в общее дело.
Надежда МАТВЕЕВА,
фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-