Новости темы
"Проект "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА"
28 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Этнокультуролог Иван Крук в проекте "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА рассказал о мировоззренческих основах белорусского народа и системе ценностей наших предков.
"Любое движение в сторону углубления и понимания смысла той или иной культурной или этнической традиции надо начинать с понимания мировоззренческих основ, - подчеркнул Иван Крук. - Здесь целесообразно назвать несколько слов с корневым "мир": миропонимание, мировоззрение, мировосприятие, мироощущение. Каждая из этих составляющих - путь к систематизации мировоззренческих основ, но это сложная тема и для рассуждения, и для научного поиска".
По словам этнокультуролога, невозможно ответить односложно на вопрос, в чем заключается суть мировоззрения белорусского этноса. Истоки нужно искать в мифологии и фольклоре, и только потом подключать научный поиск для систематизации этих знаний и выстраивания определенной модели, так называемого конструкта. Далее появляется картина мира, которая в том числе складывается из образов - словесных, чувственных, ментальных. Именно поэтому, если говорить о мировоззрении, надо в первую очередь опираться на народный календарь.
"Наш календарь - это квинтэссенция, - подчеркнул он. - Это то, что аккумулировало все наши мировоззренческие основания, собрало во едино и консолидировало этнос. То есть календарь навел порядок в жизни этноса - задал ему определенный ритм, временной цикл и так далее. Абстрактные категории появились значительно позже, а поначалу был чувственный мир и представление".
По словам Ивана Крука, представление белорусов о мироздании отражено в концепции мирового древа, у которого есть несколько уровней: крона, ствол и корни. "Эта трехуровневая модель мира объединила в себе три горизонта бытия, - уточнил этнокультуролог. - Прежде всего это дольний мир (от слова "дол", или "земля") - место, локус, где жил человек, социум, этнос. Под ногами была мать-земля, а над головой наших предков - небо, и центральным объектом поднебесного мира стало солнце. Поэтому культ солнца и матери-земли был стержнем, вокруг которого формировалась вся мифология. Со временем в представлении наших предков появлялась масса богов, которые воплощали разные ипостаси все того же солнца и матери-земли".
Третьим горизонтом стал так называемый мир инобытия, связанный с нашими предками. "Славянская традиция говорила о том, что души предков уходили в это родовое дерево, а его листья были вместилищем этих душ, - подчеркнул он. - Мне вспоминается одна бабушка в Вилейском районе, которая на Троицу всегда просила своего деда сесть на коника и привезти веточки или высечь маленькие березки с того места, где была ее деревня. Оказывается, до затопления на месте Вилейского водохранилища было отселено 11 деревень. То есть там была деревня их рода, там жили их души. И эта картина мира не менялась тысячелетиями, являясь основой нашего миропонимания и мировосприятия".
Иван Крук также добавил, что мир вокруг человека того времени был живым и строился по принципу бинарных оппозиций - добро и зло. "Отсюда ручеек, источник - святая вода, а из болота воду пить нельзя. Все капища и храмы строились на возвышениях ближе к небесам, а вот долины и низины - места со знаком минус. Эта система бинарных оппозиций очень мощная", - заключил он.-0-
По словам этнокультуролога, невозможно ответить односложно на вопрос, в чем заключается суть мировоззрения белорусского этноса. Истоки нужно искать в мифологии и фольклоре, и только потом подключать научный поиск для систематизации этих знаний и выстраивания определенной модели, так называемого конструкта. Далее появляется картина мира, которая в том числе складывается из образов - словесных, чувственных, ментальных. Именно поэтому, если говорить о мировоззрении, надо в первую очередь опираться на народный календарь.
"Наш календарь - это квинтэссенция, - подчеркнул он. - Это то, что аккумулировало все наши мировоззренческие основания, собрало во едино и консолидировало этнос. То есть календарь навел порядок в жизни этноса - задал ему определенный ритм, временной цикл и так далее. Абстрактные категории появились значительно позже, а поначалу был чувственный мир и представление".
По словам Ивана Крука, представление белорусов о мироздании отражено в концепции мирового древа, у которого есть несколько уровней: крона, ствол и корни. "Эта трехуровневая модель мира объединила в себе три горизонта бытия, - уточнил этнокультуролог. - Прежде всего это дольний мир (от слова "дол", или "земля") - место, локус, где жил человек, социум, этнос. Под ногами была мать-земля, а над головой наших предков - небо, и центральным объектом поднебесного мира стало солнце. Поэтому культ солнца и матери-земли был стержнем, вокруг которого формировалась вся мифология. Со временем в представлении наших предков появлялась масса богов, которые воплощали разные ипостаси все того же солнца и матери-земли".
Третьим горизонтом стал так называемый мир инобытия, связанный с нашими предками. "Славянская традиция говорила о том, что души предков уходили в это родовое дерево, а его листья были вместилищем этих душ, - подчеркнул он. - Мне вспоминается одна бабушка в Вилейском районе, которая на Троицу всегда просила своего деда сесть на коника и привезти веточки или высечь маленькие березки с того места, где была ее деревня. Оказывается, до затопления на месте Вилейского водохранилища было отселено 11 деревень. То есть там была деревня их рода, там жили их души. И эта картина мира не менялась тысячелетиями, являясь основой нашего миропонимания и мировосприятия".
Иван Крук также добавил, что мир вокруг человека того времени был живым и строился по принципу бинарных оппозиций - добро и зло. "Отсюда ручеек, источник - святая вода, а из болота воду пить нельзя. Все капища и храмы строились на возвышениях ближе к небесам, а вот долины и низины - места со знаком минус. Эта система бинарных оппозиций очень мощная", - заключил он.-0-