Новости темы
"Проект БЕЛТА и "ВоенТВ" "Оружейка" "
"Оружейка" - проект информационного агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ" Министерства обороны о вооружении, военной и специальной технике белорусской армии. О зарекомендовавших себя с советского времени, поступивших на вооружение в новой истории и перспективных образцах вооружения, которым только предстоит завоевывать доверие людей в погонах. Расскажем об оружии и покажем его в деле.
Детище конструкторского бюро Миля, он с самого начала летной карьеры выделялся на фоне "одноклассников". И до сих пор, несмотря на солидный возраст, не уступает позиции уникальной машины. Один из самых массовых в производстве, на сегодняшний день построено свыше 3000 машин, за свою карьеру он успел послужить практически в полусотне стран мира и принять участие в более чем 30 вооруженных конфликтах, начиная с конца 1970-х годов.
Летающая крепость, винтокрылая боевая машина пехоты, убийца танков - это также про Ми-24. Впрочем, обо всем по порядку

Не только транспортный, но и ударный
Высокая мобильность, возможность базирования на грунте и уникальная способность взлетать и садиться на ограниченные неподготовленные площадки. Вертолеты очень быстро заняли свою нишу в армии. Использовались в большинстве своем как средство доставки и были практически незаменимы. При этом опыт боевого применения вертолетов во Вьетнаме показал, что их потенциал не ограничен транспортными возможностями. Американцы успешно задействовали свои многоцелевые "Ирокезы" как боевые единицы.В советском союзе этот опыт заметили. В конце 1960-х перед конструкторами поставили задачу перевести вертолеты из категории только транспортных в ударные или ударно-транспортные. Концепция последнего была предложена легендарным советским конструктором Михаилом Милем.
Попытки оснастить своих "первенцев" вооружением конструкторы делали еще в конце 1950-х годов. Блоки неуправляемых ракет, пулеметы и даже противотанковые ракеты в качестве эксперимента получали вертолеты Ми-1 и Ми-4. Разработка же специализированного транспорта началась только в середине 1960-х.
Заказчик видел в новом вертолете машину, способную высадить тактический десант в зоне прорыва, транспортировать грузы и эвакуировать раненых. Вертолет должен был иметь мощное ракетно-пушечное вооружение и усовершенствованное прицельное и навигационное оборудование. Также была выделена в качестве обязательных требований высокая боевая живучесть, которую предполагалось обеспечить за счет бронирования кабин и важнейших агрегатов. При этом вертолет не должен был потерять в летных характеристиках.

Первоначальные модели Ми-24 несколько отличались обликом от привычных нам "Крокодилов". К примеру, в кабине пилота, так называемой веранде, летчик и оператор располагались плечом к плечу, практически как в Ми-8. Такая компоновка оказалась неудобной. В новой модификации Ми-24 в конструкцию внесли значительные изменения - кабину переделали в тандемную, с раздельным и разноуровневым расположением оператора впереди пилота. Была еще масса доработок. В итоге, к 1973 году вертолет Ми-24 получил облик, который сегодня знают во всем мире. Но только спустя три года, после всех доводок и серийных выпусков по несколько сотен единиц, был принят на вооружение в армии Советского Союза.
Может пролететь больше 1000 километров
Ми-24, или "Крокодил", стоящий на вооружении белорусской армии, - транспортно-боевой вертолет. Он предназначен для поражения живой силы и бронированной техники неприятеля, а также для повышения мобильности подразделений сухопутных войск и обеспечения их огневой поддержкой на поле боя.
Вес пустого - 8680 кг, длина - 21,35 м, высота - 4,73 м, диаметр винта - 17,3 м, размах крыльев - 2х1,7 м.

Экипаж - 3 человека, максимальный груз (внутри) - 1500 кг, максимальный груз (внешняя подвеска) - 2400 кг, десант - до 8 человек, максимальный взлетный вес - 11 500 кг.
Система жизнеобеспечения вертолета поддерживает нормальные условия работы экипажа при температурах от -50°С до +37°С, а кислородная система позволяет пилотам подниматься выше 3000 м.
Одна из главных особенностей "двадцатьчетверки" - броня. Из нее изготовлены кресла, локальные накладки по бортам кабины и на капотах двигателей. Установлено специальное лобовое остекление.
При этом "Крокодил" - один из самых быстрых в мире. Еще в начале "карьеры" он установил рекорд скорости полета, преодолев отметку в 368 км/ч. За такую подвижность в машине отвечают сразу два газотурбинных двигателя, каждый мощностью свыше 2000 л.с.
Двигатели - 2хТВ3-117, мощность двигателя - 2200 л.с.

Топливная система включает встроенные на 2000-литровые баки и до четырех подвесных емкостью по 450 л каждый. С максимальной заправкой дальность полета Ми-24 может составлять больше 1000 км.
Заправка полная - 1563 кг, заправка с подвесными баками - 2873 кг, дальность полета - 450 км.
Ми-24 - один из первых в истории вертолетостроения, оборудованный трехстоечным убираемым в полете шасси, что позволило уменьшить лобовое сопротивление и рациональнее использовать возможности двигателей на больших скоростях. Кроме того, машина по оба борта оборудована крыльями, которые создают дополнительную подъемную силу, равную четверти массы вертолета.
В полном обвесе и с предельной загрузкой "Крокодил" способен развивать максимальную скорость 320 км/ч и держать крейсерскую на уровне 270 км/ч.
Максимальная скорость - 335 км/ч, скорость крейсерская - 270 км/ч, динамический потолок - 4500 м.
Такие динамические характеристики позволяют экипажам "двадцатьчетверок" работать максимально близко к наступающим или обороняющимся войскам, поддерживая их огнем из вооружения. Которое, к слову, впечатляет своим разнообразием.

"Убийца танков"
На Ми-24 используется управляемое и неуправляемое ракетное и стрелково-пушечное вооружение, бомбардировочное вооружение, а также система отстрела ложных тепловых целей.Вооружение: управляемое ракетное, неуправляемое ракетное, бомбардировочное, стрелково-пушечное.
В зависимости от модификации, в качестве встроенного вооружения на Ми-24 может устанавливаться носовая подвижная пулеметная установка калибра 12,7 мм, четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 со скорострельностью в 4000 выстрелов в минуту или неподвижная двухствольная пушка конструкции Грязева-Шипунова калибра 30 мм.
Но гораздо шире спектр подвесных авиационных средств поражения, которые можно сочетать практически в любом варианте. На шести точках подвески можно установить в общей сложности больше 2 т вооружения. Неуправляемые ракеты калибра 80 и 50 мм, авиационные бомбы весом от 50 до 500 кг, гранатометы и пулеметы. Некоторые Ми-24 в конце 1980-х годов получили по две ракеты Р-60 "воздух-воздух" для самообороны.
Боевая нагрузка - до 2400 кг, количество узлов подвески - 6.
И все же главным оружием Ми-24 как "убийцы танков" считается управляемый противотанковый ракетный комплекс "Штурм", предназначенный для поражения бронированных подвижных и неподвижных наземных целей, полевых сооружений, а также малоскоростных воздушных целей при прямом попадании.

За полувековую историю на основе Ми-24 было создано несколько десятков модификаций - минные тральщики, разведчики-корректировщики, противолодочные, РХБ-разведки. Машина пережила несколько этапов модернизации, оснащаясь современным вооружением, электроникой и прицельными комплексами. Совершенствование продолжается и сегодня. Символ инженерной гениальности и военной мощи Ми-24 - это вертолет, который изменил представление о боевой авиации. Уникальная конструкция, мощное вооружение и универсальность сделали его одним из самых узнаваемых и уважаемых в мире. Этот вертолет еще долго будет входить в число лучших машин в своем классе.
Вооружение: 4 ПТУР 9М114 "Штурм-В", 2 Р-60, 128 НАР С-5, 80 НАР С-8, 20 НАР С-13, 8 ОФАБ-100, 4 ОФАБ-250, 2 ОДАБ-500, 2 РБК-500.
| Подготовлено по видео БЕЛТА и "ВоенТВ". Скриншоты видео.
Читайте также:
Проедет 300 км даже с пробитыми колесами. А что еще может БТР-82А?
Лучший в своем классе. Почему вертолет Ми-8МТВ-5 так популярен?