Новости темы
"Совместный проект БЕЛТА и газеты "7 дней"
Здесь не только производят уникальные сыры, ароматное сливочное масло и полезный творог, но и знают, чем кормить корову, чтобы она давала больше молока высокого качества. ОАО "Поставский молочный завод" сегодня — это не просто переработчик "белого золота", а головное предприятие агропромышленного объединения, куда входят пять хозяйств района. Побывали в холдинге и узнали, как здесь помогают аграриям, осваивая новые направления, и продолжают создавать молочные продукты, которые становятся лидерами продаж.

"Шарики сырные с разными вкусами – в топе в нашей семье".
"Торты с вашими 32%-ми сливками просто шедевральные получаются".
"Сыры "Белорусское золото", "Тызенгауз" – украшение праздничного стола".
Георгий Петрович на комплименты улыбается и добавляет:
– "Тызенгауз" – очень хороший сыр с красивыми "глазами" и особенным ароматом. Цех, где он производится, разработан специально для нашего завода в рамках программы по импортозамещению.
Директор подчеркивает, что ОАО "Поставский молочный завод" – прежде всего традиции и люди, которые сохраняют то, что было заложено 20 – 30 лет назад. Все это позволяет поддерживать высокое качество продукции.
На Поставском молочном заводе мы отметили, что простые работники не раз говорили, как им везло с директорами, которые всегда стремились к перевооружению предприятия, созданию новых и даже инновационных продуктов. А руководство много раз повторяло, что успех предприятия – в больших тружениках и профессионалах, преданных делу.
В прошлом году к большой семье работников Поставского завода добавились сотрудники из небольшого участка в городе Новолукомль. Именно там выпускается зерненый творог со сливками, качество которого подтверждено многочисленными наградами – только за последний год их было пять!
– Именно он стал нашим флагманом более 10 лет назад и позволяет нам развиваться, – уверяет руководитель предприятия.
Также в Поставах производят линейку цельномолочной вкусной, качественной и полезной продукции. Это молоко, кефир, сметана, ряженка и сливки. Кстати, сливки для взбивания очень высокой жирности – 32 % – стали первыми в Беларуси производить именно на Поставском молочном.
Георгий Петрович поделился новостью, которая обрадует многих любителей поставского творога в тубах. Более 10 лет назад его выпуск приостановили, но люди помнили о нем, интересовались. Так вот уже летом такой творог, но обновленный и улучшенный, снова появится на полках магазинов.
В последние два года на "Поставском молочном заводе" идет активное развитие инфраструктуры. Реконструировали котельную, увеличив ее мощность в 1,5 раза, ведутся пусконаладочные работы на очистных сооружениях, что также позволит увеличить их мощность в 1,5 раза.
– Это важный шаг для развития предприятия и выпуска новых видов продукции, – акцентирует внимание Георгий Костень и делится планами:– На заводе идет реконструкция мощностей под нарезку сыра. Мы понимаем, что современный ритм жизни очень быстрый. Поэтому покупатель хочет прийти в магазин и взять фасованную продукцию с полки, а не стоять в очереди, чтобы ему отрезали нужный кусок. В декабре прошлого года мы открыли столовую. Там планируем организовать небольшие цеха по производству полуфабрикатов, в том числе и из творога.

С момента вступления в силу Указа Президента № 70 "О развитии агропромышленного комплекса Витебской области" в 2020 году ОАО "Поставский молочный завод" преобразовалось из предприятия-переработчика молочной продукции в производителя собственного молока. Завод стал головным предприятием агропромышленного объединения (АПО), в которое уже вошли пять хозяйств района. Для местных аграриев сотрудничество с заводом – это не просто поддержка, а реальная возможность для развития. Для самого ОАО – не только дополнительная ответственность, но и новые горизонты для роста, развития сырьевой базы.
Для оказания помощи местным хозяйствам на заводе был создан сельскохозяйственный отдел из двух групп: ортопедов и специалистов по воспроизводству животных.
– У нас есть крупный механизированный отряд: 26 тракторов, полный набор прицепной техники, три кормоуборочных комбайна, два зерноуборочных, грабли, прессы и косилки, – рассказывает первый заместитель директора Константин Гайлевский. – С ранней весны до поздней осени оказываем услуги нашим сельхозпредприятиям: сеем, пашем, убираем, косим и заготавливаем корма. В результате получаем дешевую и качественную продукцию.
В декабре завод ввел в эксплуатацию молочно-товарную ферму всего в 4 километрах от предприятия. Ее строительство обошлось в 10 миллионов белорусских рублей, что позволило уложиться в затраты чуть более 12 тысяч на голову при нормативе для Беларуси – немногим более 16 тысяч. Ферма включает четыре здания: по два для выращивания телок и коровник с доильным залом. Она рассчитана на 730 голов, из которых 440 – коровы дойного стада, остальные – телочки на доращивании. Первое молоко уже было получено в сентябре 2024 года, а коровы первого отела сейчас дают по 23 литра на голову. К июлю основная масса буренок должна отелиться.
– Насколько выгодно заводу иметь свою ферму? – интересуемся у Константина Генриховича.
Он делает для нас подсчеты:
– Средняя цена закупки молока для завода – 1 рубль 15 копеек, а себестоимость собственного молока – всего 70 копеек. Свое сырье позволяет существенно снизить затраты на логистику: расстояние доставки молока сейчас составляет всего 4 километра, в то время как завод закупает его и за 300 километров. На нашей ферме мы можем полностью обеспечить технологический цикл – от молочного возраста телят до получения молока от коров. Поэтому уже сегодня наше молоко отличного качества!
– Это результат здоровья животных и качественного корма, – с гордостью отмечает Константин Гайлевский.
Ферма впечатляет чистотой и комфортом как для животных, так и для работников. Все процессы механизированы, организованы с учетом современных технологий.
– Продолжаем экспериментировать и улучшать наши технологии, чтобы добиться еще больших результатов, – подчеркивает Константин Генрихович.

Поставский молочный завод сочетает в себе многолетние традиции производства с современными технологиями. В этом мы убедились, побывав в цехах. Нашим проводником стала заместитель директора по перерабатывающей промышленности Татьяна Титова. Лучше экскурсовода и не придумаешь! Татьяна Петровна трудится здесь более 30 лет. Учитывая, что в прошлом году предприятие отметило 85-летие, она стала свидетелем самых значимых этапов развития современного завода. С какой любовью она говорит о нем!
Журналистам разрешается заходить в любой цех и делать фото, ведь на Поставском молочном заводе всегда царит порядок и дисциплина – любого проверяющего можно пустить без страха. Даже Президента! Так было в 2022 году, когда Александр Лукашенко посетил предприятие. Подготовка к встрече с главой государства заключалась лишь в небольшом "марафете".
Нам было интересно увидеть, как сыр превращается в сухие шарики. Если совсем упростить, то этот процесс похож на тот, когда в микроволновке кукуруза трансформируется в попкорн. Кстати, сыр в шариках – одна из последних новинок завода. До этого никто в Беларуси не выпускал подобного. Идею привез директор Георгий Петрович с выставки, а технологи завода разработали рецептуру. Все добавки натуральные: лук, чеснок, копченая паприка. Отзывы – только положительные. Особенно сухой сыр популярен в летнее время. Холодильник не нужен, температура хранения до +25С. В составе столько белка, что всего 100 граммов продукта покрывают более 50% дневной потребности человека в нем. На полках магазинов ищите его там, где чипсы.
Мы также зашли в камеру, где сыр созревает. Огромное помещение со стеллажами от пола до потолка, на которых лежат головки сыра. Температура – от 8 до 12 градусов. У каждого сыра свой срок созревания и технологии: одному достаточно 25 суток, а "Пармезан де Люкс" зреет полгода.
Было интересно наблюдать за ловкими руками сотрудников завода на фасовочном участке. Кажется, они обгоняют роботов, которые по ленте доставляют им продукцию для упаковки. Держать конечный продукт в руках – особая гордость, ведь работники завода точно знают, какой большой путь прошло молоко, прежде чем превратиться в творог, сметану или сыр. Кстати, продукция Поставского молочного завода и до этого выделялась своей яркой упаковкой, а после ребрендинга в 2024-м стала еще заметнее. В магазине глаз на ней точно остановится.
– Упаковка осталась узнаваемой, но стала более современной, – отмечает Татьяна Петровна. – Мы хотели подчеркнуть качество и натуральность нашей продукции, а также сохранить белорусские традиции.
На упаковке появились дополнительные элементы: рецепты блюд и игры для детей. Там же можно разместить рекламу, чем поставские организации уже активно пользуются.
В конце экскурсии мы увидели монтаж новой творожной линии мощностью 30 тонн смеси в сутки, где будет изготавливаться тот самый творог в тубах, возвращения которого так долго ждали потребители.
– На рынке Беларуси такой упаковки для творога пока немного, мы надеемся занять достойную нишу в этом сегменте. У нас установлены три творожных изготовителя, что позволит выпускать продукцию трех видов жирности. Чтобы предприятие развивалось, нельзя стоять на месте. Необходимо открывать рынки сбыта, выпускать новые виды продукции и обеспечивать ее высокое качество. Потребитель голосует за качество, и только такая продукция будет востребована, – резюмирует в конце экскурсии Татьяна Титова.
Основные экспортные товары Поставского молочного завода – сыры и фасованное масло. Небольшие объемы продукции поставляются в Узбекистан, но главным зарубежным заказчиком остается Россия. Там сыры и масло под брендом «Поставы Городок» можно найти в магазинах от Смоленска до Владивостока.
– Наше предприятие небольшое, и это надо учитывать. Мы можем найти много клиентов и партнеров, но тогда возникает дилемма: как распределить наш продукт между всеми заказчиками? – признается директор Георгий Костень. – При месячном объеме производства около 650–700 тонн сыра заявки на экспорт иногда превышают 800 тонн. Конечно, мы ищем новых партнеров, но при этом всегда соизмеряем свои возможности. Отдаем предпочтение прямым контрактам с российскими локальными и федеральными сетями.
Заместитель директора по коммерческой деятельности и материально-техническому снабжению Александр Танана рассказал, что завод стремится участвовать в самых значимых продовольственных выставках как в Беларуси, так и за рубежом. Это не только дает возможность узнать о тенденциях молочного рынка, но и шанс продемонстрировать свою продукцию, получить признание за ее качество. С каждой выставки делегация обязательно возвращается с наградами. Например, на Х Республиканской бизнес-премии "Лидер-2024" торговая марка "Поставы Городок" удостоена диплома «Гран-при» в номинации "Молочные продукты" за широкий ассортимент и высокое качество продукции.

Если вы еще не пробовали продукцию бренда «Поставы Городок», самое время познакомиться с настоящими чемпионами молочного рынка. Они завоевали десятки наград на престижных международных выставках. Вот список молочных деликатесов, которые стали хитами выставок и конкурсов:
Диплом "Лауреат" в своих номинациях, Бизнес-премия "Лидер-2024".
Диплом 1 степени. Народный конкурс-дегустация "Чемпион вкуса"». Минск, 2024.
3. Сыры "Vilno", "Маасдам деЛюкс", "Тызенгауз".
Золотые медали. Международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства "Продэкспо-2024".
Диплом в номинации "Продукты для здорового образа жизни". "Продэкспо-2025".
5. Сыр "Пармезан Гранд".
Попробуйте и убедитесь сами – это настоящие шедевры молочного искусства!