Сегодня Конституционный Суд рассмотрел в судебном заседании дело о конституционности частей 9-12 пункта 19 статьи 208 "Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц" Налогового кодекса Республики Беларусь по жалобе гражданина.
Гражданин обратился с конституционной жалобой о проверке конституционности этих частей статьи Налогового кодекса, примененных при рассмотрении гражданского дела с его участием. Заявитель указал, что действовавшее с 2012 по 2017 год налоговое законодательство предусматривало освобождение доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, от подоходного налога с физических лиц без ограничения суммы дохода. Вместе с тем по итогам проведения инспекцией Министерства по налогам и сборам в отношении него камеральной проверки соответствия расходов доходам за период с 1 января 2012 года по 30 апреля 2022-го налоговый орган исчислил подоходный налог в отношении его доходов в размере 10% от суммы заявленных доходов, превышающей 200 базовых величин, распространив введенные в действие с 1 января 2022 года изменения в п.19 ст.208 Налогового кодекса на предшествующий период.
По мнению заявителя, внесенные законом от 31 декабря 2021 года №141-З "Об изменении законов по вопросам налогообложения" дополнения в п.19 ст.208 Налогового кодекса нарушают его конституционные права, поскольку установили для него как плательщика, правомерно применявшего льготу по подоходному налогу с физических лиц, дополнительную обязанность по уплате подоходного налога с доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, в случае указания таковых в качестве источника дохода при проведении налоговым органом камеральной проверки в порядке ст.73-1 Налогового кодекса. Гражданин считает, что обжалуемые положения этого закона, связанные с изменением порядка налогообложения, не должны иметь обратную силу.
По результатам исследования всех материалов дела Конституционный Суд в принятом решении признал взаимосвязанные положения частей 9-12 пункта 19 статьи 208 и статьи 73-1 Налогового кодекса не соответствующими статьям 7, 13, 44, 56, 58, 104 Конституции Республики Беларусь в той мере, в какой они в нарушение принципов верховенства права и справедливости допускают в случае проведения камеральной проверки соответствия расходов доходам возложение на физическое лицо обязанности по уплате подоходного налога с доходов, полученных от реализации продукции растениеводства до 1 января 2022 года в течение налоговых периодов, в которых указанные доходы были в установленном законом порядке освобождены от подоходного налога.
В соответствии с решением Конституционного Суда Совету Министров Республики Беларусь надлежит не позднее трех месяцев после вынесения этого решения внести в Палату представителей Национального собрания проект закона о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс, руководствуясь положениями Конституции Республики Беларусь и с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в решении.
Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс при применении взаимосвязанных положений частей 9-12 пункта 19 ст.208 и ст.73-1 Налогового кодекса следует обеспечить соблюдение принципов верховенства права и справедливости.
Судебные постановления, вынесенные в отношении заявителя на основании частей 9-12 пункта 19 статьи 208 и статьи 73-1 Налогового кодекса в той мере, в какой содержащиеся в них положения признаны решением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Республики Беларусь, подлежат пересмотру в установленном порядке.-0-