ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 23 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Общество
24 августа 2022, 11:34

Как улучшить систему образования? Вопрос обсудили на коллегии Администрации Президента

(Обновлено 13:54)

24 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Совершенствование системы образования стало главной темой коллегии Администрации Президента, которая организована на базе Белорусского государственного педагогического университета, передает корреспондент БЕЛТА.

Участники коллегии до ее начала ознакомились с выставкой творческих достижений педагогов, учебной и учебно-методической литературы, образцов новых технологий в образовании и воспитании. Им представили информацию о подготовке к выпуску учебных изданий, о работе Национального образовательного портала, Республиканского молодежного центра, о системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Речь шла также о взаимодействии учреждений образования, органов госуправления и организаций - заказчиков кадров, о внедрении новых специальностей и квалификаций, о развитии волонтерского движения, патриотическом воспитании детей и молодежи.

Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко в беседе с журналистами отметил, что сфера образования имеет особое значение для страны, так как с ней в той или иной степени связано большое число людей: это и учителя, учащиеся, их родители, и работники, которые обеспечивают деятельность учреждений образования, местные органы власти и т.д. "Образовательная сфера динамично меняется, появляются новые формы и материалы. Соответственно идет движение вперед. Это не что-то неподвижное, застывшее. Сегодня мы увидели то новое, что реализуется Министерством образования", - сказал Игорь Сергеенко.

Он пояснил, что участники коллегии сконцентрируются на обсуждении тем и посылов, которые прозвучали накануне на совещании у Президента о развитии национальной системы образования. Там, по его словам, были выделены три основных аспекта: кадровое обеспечение отрасли, совершенствование образовательного процесса и системы отбора абитуриентов в вузы. 

Что касается последнего, то глава государства поставил задачу до конца этого года определиться, по каким правилам будет проходить отбор студентов. Принципиальное требование - видеть личность ученика. А как показала практика проведения централизованного тестирования, оно не всегда позволяет это делать.

"Была поставлена конкретная задача нам проработать еще раз этот вопрос под эгидой Администрации Президента. До нового года. Но мы понимаем, что это нужно сделать гораздо раньше. Еще раз внимательно изучить эту проблему и определиться - сохранять ли систему централизованного тестирования в том виде (как есть. - Прим. БЕЛТА) или она должна быть изменена и предложена в том формате, как планировали со следующего года, или какие-то еще внести новации. Главой государства было подчеркнуто, что мы в ходе проведения вступительной кампании должны видеть выпускника. Существующая система ЦТ, которая функционирует 20 лет и к которой все привыкли, в определенной степени этого не позволяет сделать, несмотря на все новации по ее совершенствованию", - сказал глава Администрации.

По его словам, предстоит большая работа, проведение мощного мозгового штурма не только сегодня в рамках коллегии, на которую приглашены министр, руководители исполнительной власти на местах, областных управлений образования, практики с мест. Но и в целом, задействовав широкий круг специалистов, родителей и педагогов, в ближайшее время определить, внести предложения, какой же должна быть система отбора лучших выпускников школ, которые планируют поступать в высшие учебные заведения.

Система образования находится под пристальным вниманием Администрации Президента, подчеркнул на коллегии замглавы Администрации Игорь Луцкий. "От того, какой она будет, какие ответы будет давать на вызовы времени, зависит, сформируем ли мы здоровую и образованную нацию, умеющую отстоять свои идеалы, свободу и независимость, обеспечить поступательное развитие страны и общества", - заявил он.

По его словам, за последние годы государством много сделано для развития образования: создана необходимая законодательная база, обеспечено стабильное финансирование, учащимся и педагогам оказывается социальная поддержка. "По большому счету система работает слаженно. Свидетельством тому является укрепление позиций национального образования на мировом уровне, рост числа иностранных граждан, изъявляющих желание учиться у нас, победы наших ребят на международных олимпиадах, а также то, что наших выпускников с руками и ногами, если можно так сказать, готовы забрать к себе многие иностранные компании, в том числе и за рубежом", - констатировал Игорь Луцкий.

Вместе с тем он назвал и ряд проблемных вопросов, требующих оперативного решения. Это, например, обеспеченность детей местами в детских садах. Порядка 4,5 тыс. дошкольников нуждаются в определении в детские сады, отмечается превышение норм наполняемости групп. Особенно остро этот вопрос стоит в Брестской области, в Минске и Минском районе. "Мы понимаем, что строительство новых детских дошкольных учреждений не решается просто так, сходу. Но главой государства давались поручения по организации подвоза обучающихся к детским садам и школам, в которых имеются свободные места. На наш взгляд, надо еще раз по-хозяйски посмотреть на данную проблему, провести ревизию детских садов, проработать логистику доставки и, самое главное, необходимо организовать информационную разъяснительную работу с родительской общественностью", - подчеркнул Игорь Луцкий.

Игорь Луцкий
Игорь Луцкий

Еще одной "болевой точкой" он назвал тему закрытия и реорганизации школ. Каждый год по этому поводу приходят обращения в Администрацию Президента, люди просят не закрывать ту или иную школу, особенно часты такие обращения из Витебской и Гомельской областей. Понятно, что зачастую из-за урбанизации и снижения численности жителей малых населенных пунктов бывает нецелесообразно содержание школы. Но доходит до того, что из-за закрытия учебных заведений плечо подвоза детей до школы составляет порядка 70 км, что Игорь Луцкий считает недопустимым. По его мнению, следует усилить упредительную информационную работу в случае принятия решения о закрытии той или иной школы: "В этой связи Минобразования и облисполкомам, наверное, нужно выработать какие-то критерии, стратегию и прогнозирование того, как будет развиваться тот или иной населенный пункт, демографическая ситуация в нем. Если мы сегодня выработаем единые правила и понимание, как мы этих детей будем учить и где, то тогда не возникнет вопроса, будут готовы наши люди воспринимать это с пониманием".

Речь шла также о проблеме старения педагогических кадров, текучести и нехватке специалистов по техническим и естествоведческим направлениям (математике, физике, информатике). Затрагивалась тема воспитательного процесса, в том числе работы руководителей по военно-патриотическому воспитанию. Игорь Луцкий обратил внимание, что эти руководители отвечают не только за работу с учащимися, но за весь педагогический состав.

"Работы много, задача у всех одна - воспитать образованного гражданина и патриота. Не только образование, но и воспитание - основная функция наших педагогов. Хотелось бы, чтобы все дети, которые заканчивают школы, вузы, реализовывали свой потенциал на родной земле", - подытожил замглавы Администрации.-0-

Фото Николая Петрова

Топ-новости
Свежие новости Беларуси