11 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Как сделать науку более популярной и привлечь молодые таланты, рассказал корреспонденту БЕЛТА директор Института философии Национальной академии наук Беларуси Анатолий Лазаревич.
"Наука не может быть самодостаточной и закрытой. Она должна быть понятна обществу. Только в таком случае люди будут приходить в науку. Для этого нужно популяризировать ее. Такая работа может вестись и с научно-образовательной, и с воспитательной целью. Нужно формировать человека как личность, прививать навыки научного творчества. Разъяснять, почему наука важна и стоит ей заниматься", - сказал директор.
Анатолий Лазаревич отметил, что современное общество является высокоинновационным и следует прививать интерес к инновациям с раннего возраста. "Популяризацию науки нужно вести для того, чтобы искать в творческой и молодежной среде талантливых ребят. Пару лет назад мы проводили республиканскую олимпиаду по философии среди учащихся 9-11-х классов. Интерес к ней был повышенный. Я был поражен результатом конкурса. В нем принимали участие порядка 300 человек со всей страны. Все работы, к моему удивлению, были уникальными и творческими. Ребята попались очень подготовленные. Мы отобрали около 30 лучших работ. После этого мы пригласили их в институт и провели собеседование. Участники продемонстрировали высокое знание философии и философского мышления. Для того, чтобы не потерять таких ребят, у нас действует "Школа юного философа". Мы продолжили работать с этой группой детей. Многие из них в дальнейшем поступили на философский факультет", - поделился он.
Кроме того, есть проект "Философия для детей". "Есть даже проект по работе с детьми из детского сада. Нацелен он на формирование культуры мышления, поведения по отношению к миру, другому человеку, понимания себя в мире", - добавил Анатолий Лазаревич.
Существует способ популяризации науки через игры. Ученый рассказал, какова эффективность такой методики. "Игровая деятельность - это педагогическая методика работы с детьми в образовательной среде. Можно провести урок по стандартной схеме, и дети, конечно, усвоят информацию. Но мы вряд ли сможем привить любовь к предмету и поможем раскрыть творческий потенциал человека. Игра позволяет проявить себя и показать свой талант. Можно даже выявить, к чему человек больше склонен", - обратил внимание директор института.
По его мнению, традиционная схема популяризации науки и вовлечения в нее через школы и вузы нуждается в дополнении современными формами для омоложения кадров. "Креативность начинается с детства. Найти дорогу к талантам - важнейшая задача работы с молодежью. Стоит организовывать также публичные мероприятия. Например, молодежные научные конференции, школьные конференции с выездом профильных специалистов различных областей знания. Нужно искать талантливых ребят. Молодежь хорошо владеет информационными технологиями. Стоит использовать их для работы с ней, популяризации знаний и вовлечения в науку", - подчеркнул Анатолий Лазаревич.
Эта и другие темы обсуждались в Институте философии НАН во время круглого стола "Популяризация науки в детской и подростковой среде", приуроченного к Международному дню женщин и девочек в науке. Его целью было рассмотреть формы популяризации научного знания и способы вовлечения в науку детей и подростков в соответствии с задачами стратегии "Наука и технологии: 2018-2040". Участниками круглого стола были представители НАН Беларуси, Национального детского технопарка и других организаций. Они обсудили стратегии и современные формы популяризации научного знания, проблему баланса между доступностью и научной точностью, поделились опытом работы с детьми и подростками.-0-
"Наука не может быть самодостаточной и закрытой. Она должна быть понятна обществу. Только в таком случае люди будут приходить в науку. Для этого нужно популяризировать ее. Такая работа может вестись и с научно-образовательной, и с воспитательной целью. Нужно формировать человека как личность, прививать навыки научного творчества. Разъяснять, почему наука важна и стоит ей заниматься", - сказал директор.
Анатолий Лазаревич отметил, что современное общество является высокоинновационным и следует прививать интерес к инновациям с раннего возраста. "Популяризацию науки нужно вести для того, чтобы искать в творческой и молодежной среде талантливых ребят. Пару лет назад мы проводили республиканскую олимпиаду по философии среди учащихся 9-11-х классов. Интерес к ней был повышенный. Я был поражен результатом конкурса. В нем принимали участие порядка 300 человек со всей страны. Все работы, к моему удивлению, были уникальными и творческими. Ребята попались очень подготовленные. Мы отобрали около 30 лучших работ. После этого мы пригласили их в институт и провели собеседование. Участники продемонстрировали высокое знание философии и философского мышления. Для того, чтобы не потерять таких ребят, у нас действует "Школа юного философа". Мы продолжили работать с этой группой детей. Многие из них в дальнейшем поступили на философский факультет", - поделился он.
Кроме того, есть проект "Философия для детей". "Есть даже проект по работе с детьми из детского сада. Нацелен он на формирование культуры мышления, поведения по отношению к миру, другому человеку, понимания себя в мире", - добавил Анатолий Лазаревич.
Существует способ популяризации науки через игры. Ученый рассказал, какова эффективность такой методики. "Игровая деятельность - это педагогическая методика работы с детьми в образовательной среде. Можно провести урок по стандартной схеме, и дети, конечно, усвоят информацию. Но мы вряд ли сможем привить любовь к предмету и поможем раскрыть творческий потенциал человека. Игра позволяет проявить себя и показать свой талант. Можно даже выявить, к чему человек больше склонен", - обратил внимание директор института.
По его мнению, традиционная схема популяризации науки и вовлечения в нее через школы и вузы нуждается в дополнении современными формами для омоложения кадров. "Креативность начинается с детства. Найти дорогу к талантам - важнейшая задача работы с молодежью. Стоит организовывать также публичные мероприятия. Например, молодежные научные конференции, школьные конференции с выездом профильных специалистов различных областей знания. Нужно искать талантливых ребят. Молодежь хорошо владеет информационными технологиями. Стоит использовать их для работы с ней, популяризации знаний и вовлечения в науку", - подчеркнул Анатолий Лазаревич.
Эта и другие темы обсуждались в Институте философии НАН во время круглого стола "Популяризация науки в детской и подростковой среде", приуроченного к Международному дню женщин и девочек в науке. Его целью было рассмотреть формы популяризации научного знания и способы вовлечения в науку детей и подростков в соответствии с задачами стратегии "Наука и технологии: 2018-2040". Участниками круглого стола были представители НАН Беларуси, Национального детского технопарка и других организаций. Они обсудили стратегии и современные формы популяризации научного знания, проблему баланса между доступностью и научной точностью, поделились опытом работы с детьми и подростками.-0-