ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 6 февраля 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность -4°C
Все новости
Все новости
Общество
05 февраля 2025, 15:35

История метро в Минске от первого котлована до третьей линии: интересные факты и идеи

Новая станция метро "Аэродромная"
Новая станция метро "Аэродромная"
Сложно представить, но около четырех десятилетий назад метро в Беларуси и в помине не было. А сегодня этот безопасный, удобный и экологичный транспорт - жизненно важная артерия Минска. Красная, синяя и зеленая ветки метрополитена протянулись, говоря языком профи, почти на 45 километров железнодорожного полотна в двухпутном исчислении, включают три электродепо. Спальные микрорайоны соединяют с оживленным центром столицы 36 станций. Ежегодно минская подземка может перевозить до 300 миллионов пассажиров, то есть около 800 тысяч человек в день. Закономерно, что к строительству метро всегда приковано внимание и главы государства - некоторые станции он открывал лично.

Добротно и без излишеств

Для жителей мегаполиса метрополитен - один из самых популярных видов транспорта, что вполне объяснимо. Ведь нет лучше способа быстро добраться до нужного места без пробок и светофоров. Новые ветки и станции подземной магистрали еще больше расширяют возможности для быстрого передвижения, повышают мобильность горожан, разгружают потоки общественного транспорта.

В 2024 году столичный метрополитен перевез 249 млн человек, а с вводом трех новых станций ожидается, что количество пассажиров вырастет до 260 млн. В перспективе третья линия метро будет насчитывать 14 станций, ее общая протяженность составит 16 км и свяжет микрорайоны Зеленый Луг и Курасовщина. Введение новых станций упростит поездки в центр города для жителей крупнейшего жилого комплекса "Минск-Мир". Еще недавно он тоже представлял собой масштабную стройплощадку, а сегодня новенькие небоскребы постепенно наполняются счастливыми новоселами. Теперь они, можно сказать, будут в два раза счастливее - из-за шаговой доступности скоростного транспорта.
30 декабря 2024 года. Президент Беларуси Александр Лукашенко во время открытия нового участка третьей линии Минского метрополитена


К началу 2025 года столица получила отличный подарок: открылись станции третьей, Зеленолужской линии Минского метрополитена - "Аэродромная", "Неморшанский сад" и "Слуцкий гостинец". Торжественная церемония состоялась 30 декабря 2024 года с участием Президента Беларуси. Поздравляя минчан и гостей города с этим знаменательным событием, Александр Лукашенко подчеркнул: "Никуда не денемся, в Минске надо делать метро настоящее, хорошее метро". Он также акцентировал внимание на том, что в современных условиях делать хорошо - значит, добротно, на совесть, качественно и без излишеств: "Не надо под землю загонять дворцы. Лучше мы сделаем станции достойно, попроще, но больше. Больше построим километров".

Не многие страны занимаются строительством под землей. Александр Лукашенко напомнил, что в свое время, еще в 1990-е, учитывая экономические трудности, ему предлагали закрыть тему и не возводить метро, так как это очень дорого. Он откровенно признался, что серьезно думал над этим вопросом. И принял решение строить, пусть даже по метру в день. "Сохранив в свое время метро, мы имеем возможность сами строить недешевые километры... мы это делаем и будем делать", - заявил Президент Беларуси. "Поэтому давайте вместе будем планировать развитие этого дорогостоящего, но очень нужного, удобного вида транспорта для наших минчан", - обратился к метростроевцам и сотрудникам метрополитена Александр Лукашенко.

Возведение подземной магистрали, действительно, удовольствие не из дешевых. Три новые станции обошлись в 832 млн рублей. Один километр стоит в долларовом эквиваленте около 70 млн.

Но у наших соседей, как обратил внимание на церемонии открытия председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев, получается еще дороже.
Строительство станции "Немига"


Причем себестоимость одной поездки в метро составляет 2,12 рубля, а пассажиры платят всего 90 копеек. Недостающая сумма (около 134 млн рублей ежегодно!) дотируется из городского бюджета.

Открытие в столице Беларуси трех новых станций - событие для города и страны, несомненно, историческое. Метро приросло сразу на 10%. Третья линия, появившаяся на транспортной карте города в 2020 году, приобрела стратегическое значение для транспортной системы двухмиллионного Минска.

Новый участок под строительство был выделен в районе старого аэропорта "Минск-1". В былые времена отсюда взлетали самолеты в Могилев, Сочи и даже Берлин. Правда, какое-то время напоминало об этом уже одно только здание аэровокзала (зодчего Георгия Заборского), сохранившееся среди жилых и офисных высоток в качестве памятника архитектуры. И вот добро пожаловать на станцию "Аэродромная", где воздушную стихию и полет теперь воплощают парящие светильники и алюминиевый подвесной потолок с зеркальной поверхностью. Синие, голубые и белые тона удачно подчеркивают атмосферу небесной свободы и простора.

Своя история нашла отклик в архитектурном облике каждой новой станции. "Неморшанский сад" напоминает о владениях именитого князя Неморшанского колоннами, увенчанными стилизованной зеленой листвой. Да, было время, шляхтичи гордились своими тенистыми летними садами…

Конечная станция Зеленолужской линии - "Слуцкий гостинец" - расположена на пересечении улиц Кижеватова и Корженевского. И здесь проходит дорога в направлении города Слуцка. А чем он славен в первую очередь? Слуцкими поясами, конечно. Их узоры мы видим в интерьере станции. Дизайнеры предложили выполнить здесь белорусский орнамент в сине-оранжево-белой гамме. Теплая неоновая подсветка создает ощущение гармонии и спокойствия.
Строительство станции "Октябрьская"

А вы знали?

•    Самая глубокая станция - "Юбилейная площадь".

•    Ближе всех к поверхности дорожного полотна - "Вокзальная".

•    Самый короткий перегон в системе столичной подземки - от "Купаловской" до "Немиги".

•    Самый длинный участок - от "Пролетарской" до "Тракторного завода".

•    Самая многолюдная - "Каменная Горка".

•    Самый широкий перрон - на "Вокзальной".

•    На долю минского метро приходится около 40 % всех городских перевозок общественным транспортом.
Строительство станции "Площадь Победы"

Как все продолжалось

Сейчас в Минске действуют три линии метро: Московская, Автозаводская и Зеленолужская. Что касается именно Зеленолужской, то свои реальные очертания она получила в 2020 году, с вводом станций "Ковальская Слобода", "Вокзальная", "Площадь Франтишка Богушевича", "Юбилейная площадь". Строительные работы не прекращались даже в непростых ковидных условиях. "В этот сложный год ничего не остановило нас: ни пандемия, ни призывы к забастовкам, потому что вы были заняты делом. Как и большинство белорусов, благодаря которым страна живет и развивается, становится уютнее и краше", - говорил Александр Лукашенко 6 ноября 2020 года на открытии третьей линии Минского метрополитена. "Так будет всегда, - заверял Президент. - Даже если кому-то этого не хочется. Если мы хотим быть суверенными и независимыми. Сегодняшний запуск новой линии метро - показатель нашей социальной и политической устойчивости. В это время такие государства, как мы, подобных объектов не создают".

"В 2012 году мы потихоньку подошли к «Малиновке»", - напомнил события тех лет Президент Беларуси. - И тогда был серьезно поставлен вопрос: а что дальше. Две линии построены. И основные станции были построены в те тяжелейшие времена. И тогда мной было принято решение, которым я горжусь до сих пор: метро у нас будет!.. …если мы прекратим строительство, не будет этой великой школы. А это соразмерно с космосом, только под землей. Это высший уровень строительства. Здесь инновации, здесь самые новейшие технологии. Здесь все новое, и здесь строители наверху, на земле, черпают современные методы строительства".

Уже четыре десятилетия продолжается строительство метрополитена. Первая свая под котлован будущей станции "Парк Челюскинцев", ставшей, таким образом, первенцем белорусского метростроения, была забита 6 июня 1977 года. Об этой вдохновляющей масштабной всенародной стройке в то время возвещали растяжки: "Мы строим метро", "Городу-герою Минску отличный метрополитен". В столице курсировал МАЗовский грузовик с надписью на капоте: "Сооружение метро начато!".
1984 год. Первый поезд минского метро

В Минск прибыли сотни специалистов, имевших опыт строительства метро в других странах. Десятки заводов выполняли заказы метростроителей. Работа кипела, причем в непростых условиях плотной городской застройки, из-за чего проспект Независимости даже перекрывали на три года. Жители домов, прилегающих к проспекту, каждый день следили за движением в гигантском котловане будущего тоннеля подземки.

Строительство первого участка метрополитена от станции "Институт культуры" до станции "Московская" длилось семь лет. 29 июня 1984 года состоялось торжественное открытие. Минский метрополитен стал девятым по счету в Советском Союзе.

Постепенно строительство продолжалось: ветку продлили от станции "Московская" до "Востока", затем перешли к Автозаводской линии. Многое при этом приходилось делать впервые в истории советского метростроения. Так, при строительстве котлованов широко применялся метод "стена в грунте", была выполнена виброзащита инженерного корпуса по уникальной технологии. Непростую задачу представляло собой и сооружение перегонных тоннелей под действующими железнодорожными путями в районе вокзала. Сложнейшим этапом оказалось и форсирование Свислочи, когда необходимо было перенаправить воды реки с помощью искусственной земляной плотины.

На пути проходческих бригад встречались и огромные валуны диаметром под два метра, и военные "раритеты" - тогда вызывали саперов. Поговаривали, что на перегоне от "Борисовского тракта" до "Уручья" нашли не то бивни мамонта, не то скелет лесного слона, кости которого от соприкосновения с воздухом стали рассыпаться на глазах. А вот легенда об "исчезнувшей" после первого этапа проектирования "Комсомольской" имеет под собой вполне реальную основу. Такая станция фигурирует в отельных ранних схемах метро. Она была запроектирована на самом длинном перегоне первого пускового участка в районе здания КГБ и перекрестка проспекта Независимости с улицей Комсомольской. Ведь здесь по проспекту в радиусе примерно полукилометра нет ни одной остановки общественного транспорта, и станция метро была бы кстати. Но от идеи все же отказались.

Зеленолужская ветка метро демонстрирует инновационный подход в современном метростроении


Отличительной особенностью строительства Минского метрополитена стала небольшая глубина заложения станций. Из-за высокого уровня грунтовых вод она составляет буквально 10-17 метров. Наиболее глубоко размещенная сегодня станция "Юбилейная площадь" - там около 30 метров.

По объемам перевозок белорусская подземка занимает третье место среди метрополитенов СНГ, а по технико-эксплуатационным показателям уступает только Москве и Санкт-Петербургу.

За 40 лет с момента пуска Минский метрополитен перевез почти 8,5 млрд пассажиров!

Первая очередь именно третьей, Зеленолужской ветки метро (станции "Ковальская Слобода", "Вокзальная", "Площадь Франтишка Богушевича" и "Юбилейная площадь") в полной мере продемонстрировала инновационный подход к современному метростроению. Тогда впервые установили защитные платформенные двери, которые исключают падение на рельсы, а также снижают шум. Появились и траволаторы отечественного производства - движущиеся дорожки соединили станции "Вокзальная" и "Площадь Ленина". А переход на бесстыковые рельсы свел на минимум тряску и шум в вагонах.

"Сегодня современные подвижные составы пойдут по новой линии. Так и жизнь нашей Беларуси пойдет дальше, к новым целям, мы достроим третью ветку, на которой может быть до 17 станций, - говорил Президент во время открытия первого участка третьей линии. - И моя мечта, может быть, хотя бы начать мегапроект по строительству четвертой линии метрополитена, кольцевой, которая разгрузит Минскую кольцевую автодорогу. Благодаря этому в обозримой перспективе будут созданы полноценные транспортно-пересадочные узлы между всеми видами городского и пригородного транспорта".

Открывая второй участок Зеленолужской линии, Александр Лукашенко обозначил новые перспективные задачи, связанные не только с развитием самой подземки, но и с транспортным сообщением между городами-спутниками и Минском, которые планируется соединить скоростными трассами.

Инновации на третьей линии

•    Автоматические станционные двери. Они из прозрачного стекла, их высота - 170 см. Синхронно открываются с дверями вагонов. Это позволяет исключить падение пассажиров на рельсы.

• Травмобезопасные материалы. Быстро монтируются, долгое время не теряют эксплуатационных свойств.

• Бесстыковые рельсы. Минимум тряски и шума в вагонах.

• Эскалаторы. Разработаны в Солигорском институте проблем ресурсосбережения с опытным производством. Способны вывозить до 9 тысяч человек в час.

• Траволаторы. Выпускаются ОАО "Могилевлифтмаш". Два пешеходных тоннеля длиной 175 и 242 м соединяют Зеленолужскую линию с Московской.

• Минималистичный дизайн. Металлокерамические и оцинкованные панели придают эксклюзивный архитектурный облик.

• Архитектурный свет. Теневая подсветка и использование светофотодиодных материалов в различных композициях обеспечивают комфортную атмосферу.

•    Механизированный тоннелепроходческий комплекс "Алеся". Работает в 5 раз быстрее, чем механизированные (ручные) щиты. Скорость проходки - более 200 метров в месяц. Комплекс незаменим при близкопроходящем водном горизонте.

• Пересадочный узел. Станция "Слуцкий гостинец" стала частью крупного транспортно-пересадочного узла. Он расположен прямо у кольцевой дороги.

Чего ждать дальше

Согласно перспективному генеральному плану развития транспортной системы белорусской столицы до 2050 года, Минский метрополитен будет состоять из четырех линий общей протяженностью 87,9 км и насчитывать 64 станции.

Читайте также:
Находили останки слона, открывали линии без станций. Интересные факты о минском метро
Еще три станции. Показываем, как строят третью линию минского метро

Искусство делать возможное и невозможное: за счет чего развиваются регионы Беларуси?

По словам главного инженера ОАО "Минскметропроект" Георгия Протасова, многое еще, конечно, придется пересматривать с учетом развития транспортной системы, градостроительства. Сейчас разрастается мегаквартал - жилой комплекс "Северный Берег". С учетом этого обстоятельства и того, что во Фрунзенском и Московском районах уже проживает более 800 тысяч человек, проектируется четвертая - кольцевая - линия метро. Она будет состоять из 17 станций протяженностью 25,4 км. Ее трасса продублирует второе автотранспортное городское кольцо. Линия будет пересекаться со всеми тремя линиями метрополитена и соединять густонаселенные районы столицы.
В ближайшей перспективе Зеленолужская линия начнет двигаться в сторону микрорайона Зеленый Луг. Основные работы сместятся к площади Бангалор. К прокладке тоннелей и строительству станций планируют приступить в начале 2025 года.

- Нужно будет пройти под Свислочью и вести работы в густонаселенном районе. Строительство будет связано с очень высоким уровнем грунтовых вод, - поясняет Григорий Протасов. - Под это пришлось адаптировать все наши проектные решения. Станции запроектированы максимально компактными. Из-за высокого уровня грунтовых вод приходится делать большой объем работ по водопонижению. Будем применять новые гидроизоляционные материалы, новые способы строительства, делать герметичные котлованы. В каком-то смысле это испытание и для инженеров, и для метростроевцев.

Сейчас подготавливается территория под продолжение ветки в сторону Зеленого Луга - для станций метро "Профсоюзная", "Переспа", "Комаровская" и "Парк Дружбы народов". Одновременно разрабатываются дизайнерские решения их оформления. Ведь, согласно планам, Зеленолужскую линию достроят в 2028 году. Новые станции Минского метрополитена обещают быть не только функциональными, но и уникальными по дизайну.

Приоткрывая тайну будущего облика станций, главный архитектор ОАО "Минскметропроект" Сергей Букато отметил, что особые акценты планируется сделать на световом оформлении:

- У нас вообще была идея отказаться от отделки. Но потом приняли другое решение. Снижая стоимость материалов, мы попытаемся достигнуть максимальной выразительности, используя новые архитектурные приемы. Попробуем в отделке стен станций применить цветной архитектурный бетон, что будет крайне необычно. Добавим динамическое освещение. В проекте на компьютере это выглядит очень красиво.
Главный архитектор ОАО "Минскметропроект" Сергей Букато


"Профсоюзная", "Переспа" и "Комаровская" объединены общей идеей. Три станции - три стихии: земля, вода и огонь. Конструктивно они будут выполнены в одном ключе, отличие каждой только в цветовой гамме, небольших декоративных элементах и композиционной игре света. Станция "Переспа" будет символически связана с водной стихией, "Комаровская" - с огненной, "Профсоюзная" - с земной.

Многолетняя практика позволяет выбрать самые долговечные материалы для оформления станций метро. Георгий Протасов проектирует столичную подземку более 25 лет и уверен, что в условиях активной эксплуатации пол на станциях должен быть исключительно из гранита.

- Для метрополитена, для этих огромных пассажиропотоков, подходит только гранит, который не скользит зимой и не истирается, - отмечает специалист. - Стараемся применять материалы только травмобезопасные, которые легко и быстро монтируются, не пачкаются, не теряют своих эксплуатационных свойств. Для стен используем металлокерамические и оцинкованные панели, быстросъемные, легко монтируемые, дешевые и позволяющие придать определенный архитектурный облик.
Главный инженер ОАО "Минскметропроект" Георгий Протасов проектирует столичную подземку более 25 лет


Белорусское метро было и остается узнаваемым. И неслучайно. Ведь многие декоративные элементы и целые композиции, украшающие станции, - дело рук белорусских художников и скульпторов.

- Такие станции первой линии, как "Площадь Якуба Коласа" и "Площадь Победы", уже являются настоящими памятниками архитектуры, - подчеркивает главный архитектор ОАО "Минскметропроект". - Белорусский колорит прослеживается и в дизайнерском оформлении новых современных станций. На станции "Слуцкий гостинец" обращает на себя внимание подсветка потолка в виде орнамента слуцких поясов, на "Площади Франтишка Богушевича" - элементы, связанные с творчеством белорусского писателя, на станции "Юбилейная площадь" - композиция "Солнце"…

Наше метро - не помпезно-грандиозное. Его архитектурный образ строится на лаконичной минималистичности. А декоративные элементы и композиции делают стильным и уютным. К оригинальным находкам дизайнеров можно отнести, например, звездное небо на станции "Петровщина". Возможно, этот "космический" потолок и вдохновил Юрия Башмета на то, чтобы помузицировать здесь вместе с оркестрантами во время одного из фестивалей. А уникальное архитектурное решение станции "Вокзальная" отмечено на международном уровне (здесь есть даже наземный вестибюль со "световым фонарем", так что солнечные лучи иногда могут попадать на подземную платформу). Где еще такое увидишь?

Минская подземка давно перестала быть просто достопримечательностей столицы. Это настоящий бренд Беларуси. И несомненно, зеркало нашей эпохи.

| Снежана МИХАЙЛОВСКАЯ, журнал "Беларуская думка". Фото Николая ПЕТРОВА, БЕЛТА.
Топ-новости
Свежие новости Беларуси