ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 3 ноября 2024
Минск-Уручье +2°C
Все новости
Все новости
Круглый стол
25 апреля 2024, 11:00

Авторское право и коллективное управление правами как инструмент поддержки творческих деятелей и условия развития национальной культуры

Апрель традиционно насыщен праздниками, связанными с интеллектуальной собственностью и культурой. Ежегодно 23 апреля отмечается Всемирный день книги и авторского права, который напоминает о важности защиты интеллектуальной собственности, поддержки авторов и поощрения новаторства в современной литературе. 26 апреля - Международный день интеллектуальной собственности. Тема в 2024 году звучит так: "Интеллектуальная собственность и цели устойчивого развития: инновации и творчество на благо общего будущего".

Перечисленные события объединены общей целью - поощрить уважение к интеллектуальному труду, культурному разнообразию и научным достижениям. Они также напоминают о важности охраны и защиты авторского права и культурного наследия, способствуя продолжению традиций и развитию нашей страны.

Сфера общественных отношений, которой посвящен круглый стол, как ни одна другая зависит от развитости законодательства, от того, какие условия созданы на уровне государства для стимулирования творцов на создание новых результатов, пользователей - к правомерному использованию трудов авторов.

Участники:

Олег Елисеенков композитор и исполнитель, член рекомендательно-консультативного совета Национального центра интеллектуальной собственности, Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь
Александр Заяц Заместитель генерального директора Национального центра интеллектуальной собственности
Ольга Ильина начальник отдела законодательства в сфере авторского и смежных прав управления правового и кадрового обеспечения Национального центра интеллектуальной собственности
Татьяна Цедрик заместитель начальника управления авторского и смежных прав – начальник отдела регистрации прав Национального центра интеллектуальной собственности
Свыше 6 тыс. белорусских авторов передали имущественные права в управление НЦИС

Об этом рассказала заместитель начальника управления авторского и смежных прав - начальник отдела регистрации прав Национального центра интеллектуальной собственности Татьяна Цедрик во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

По ее словам, на сегодняшний день свыше 6 тыс. белорусских авторов и иных правообладателей непосредственно передали свои имущественные права в управление НЦИС. 
"На основе действующих договоров о взаимном представительстве интересов, заключенных с иностранными ОКУ, НЦИС представляет интересы более 1 млн авторов и иных правообладателей из разных стран мира. НЦИС оценивает текущий объем управляемого репертуара в размере не менее 1 млн музыкальных произведений, как белорусских, так и происходящих из еще 40 стран мира, с которыми у НЦИС есть договоры о взаимном представительстве интересов. Так, НЦИС осуществляет сбор, распределение и выплату вознаграждения большому количеству авторов", - пояснила начальник отдела регистрации прав НЦИС.

Она обратила внимание, что авторы в любом случае вправе рассчитывать на получение гонорара, если их произведения будут исполняться и звучать на радиостанциях, а также концертах, откуда приходит вознаграждение. "Таким образом, чем больше произведение автора будет востребовано, тем больше он будет получать вознаграждение. Например, в зимний период наблюдается тенденция увеличения посещения культурно-массовых мероприятий, люди ходят на концерты, посещают театры. Организаторы мероприятий реализовывают больше билетов, а это влияет на вознаграждение автора. В то же время летом проводится меньше культурно-массовых мероприятий, так как лето - это период отпусков и каникул, люди меньше посещают проводимые мероприятия, соответственно и гонорары могут быть меньше. Но это все очень индивидуально, так как есть иные источники получения гонорара, например радиостанции", - резюмировала Татьяна Цедрик.

Как и зачем авторам произведений заключать договор с НЦИС, пояснила специалист

"НЦИС как организация по коллективному управлению - это связующее звено между правообладателями объектов авторского права и пользователями таких объектов. НЦИС представляет интересы правообладателей в тех случаях, когда они не могут самостоятельно реализовать свои имущественные права. А пользователям гораздо удобнее сотрудничать с одной организацией, которая представляет интересы множества авторов и правообладателей. На территории Беларуси такой аккредитованной организацией выступает наш центр", - отметила Татьяна Цедрик.

Она добавила, что НЦИС в качестве организации по коллективному управлению осуществляет на территории Беларуси управление имущественными правами авторов и иных правообладателей на музыкальные произведения с текстом или без текста, постановки и произведения, используемые в спектаклях и иных театрально-зрелищных представлениях.
"Автор или иной правообладатель может заключить с НЦИС договор для того, чтобы центр помогал ему отслеживать использование его произведений или постановок и собирать вознаграждение за их использование. Договор об управлении имущественными правами заключается бесплатно путем личного обращения правообладателя в НЦИС или посредством почтовой связи", - пояснила начальник отдела регистрации прав НЦИС.

При заключении договора правообладатель заполняет регистрационный бланк, в котором содержится информация о принадлежащих ему произведениях или постановках, в том числе о названии, авторах, исполнителях и другая информация. При этом заключение договора с НЦИС не связано с возникновением авторства на произведение.

Как вопросы авторского права регулируются в интернете, рассказала специалист

По словам Ольги Ильиной, легкость получения с помощью интернета доступа к произведениям создает ложное впечатление о том, что любой человек может их так же свободно использовать. Однако на самом деле это не так.

"В интернете у авторов действуют те же предусмотренные законом права, что и за его пределами, это лишь способ распространения информации и продвижения творчества. Простота незаконного использования в интернете произведений без согласия авторов, а также сложности в защите нарушенных в интернете прав, вредит им, принося как моральные, так и материальные потери. В связи с этим регулирование вопросов защиты прав в интернете относится к одним из самых актуальных вопросов в сфере авторского права", - отметила Ольга Ильина.Она отметила, что использование произведений в личных целях не подразумевает их распространение в интернете. "Например, даже выступление школьников с авторскими песнями на концерте нельзя просто так выложить на YouTube", - пояснила начальник отдела законодательства в сфере авторского и смежных прав управления правового и кадрового обеспечения НЦИС.

Особые проблемы также вызывает трансграничное использование произведений в интернете. Например, кто-то в другой стране без разрешения публикует чужое произведение, у сайта иностранный домен, но получить к нему доступ фактически можно из любой точки мира. В настоящее время на площадке Евразийской экономической комиссии совместными усилиями государств - членов ЕАЭС прорабатываются вопросы определения согласованных подходов к борьбе с нарушениями прав на произведения в интернете.

НЦИС пояснил, в каких случаях можно использовать произведение без разрешения правообладателя

"С одной стороны, авторское право устанавливает монополию автора в отношении его произведения. Это суть как авторского права, так и интеллектуальной собственности в целом. Таким образом, у автора есть исключительное право, в связи с которым только он может использовать свое произведение и разрешать другим его использование. В то же время законодателя всегда волнуют вопросы баланса интересов между авторами и пользователями, ведь если бы монополия авторов была абсолютной, это парализовало бы развитие нашей культуры", - рассказала Ольга Ильина.

По ее словам, права правообладателя ограничены, во-первых, во времени (сроки охраны авторского права, по истечении которых произведение переходит в общественное достояние), а во-вторых, случаями свободного использования произведений."Наш закон об авторском праве содержит главу, описывающую, в каких случаях можно использовать произведение без разрешения правообладателя и почти всегда без выплаты вознаграждения. При возникновении у общества необходимости эти случаи корректируются или дополняются", - отметила начальник отдела.

Она добавила, что случаев свободного использования много, главное - внимательно в них разобраться и не выходить за их пределы. "К таким случаям относятся, например, цитирование в исследовательских, образовательных, полемических, критических или информационных целях, воспроизведение произведений в единичных экземплярах в личных целях, публичное исполнение произведений непрофессиональными исполнителями без цели извлечения прибыли. Также под свободное использование подпадает преобразование произведений в доступные форматы для незрячих, слабовидящих и иных людей с ограниченными способностями воспринимать визуальную информацию. При этом есть случаи свободного использования произведений в СМИ. Если конкретные обстоятельства использования не подходят под случаи свободного использования, то действует общее правило: для использования произведения необходимо получить разрешение у правообладателя", - подытожила Ольга Ильина.

Как легально использовать авторские произведения в своей деятельности, рассказал эксперт

По словам Александра Зайца, чтобы собрать вознаграждение авторам и иным правообладателям, НЦИС заключает договоры с пользователями, осуществляющими использование произведений или постановок в своей деятельности.

"Если пользователь использует музыкальные произведения, которые принадлежат разным авторам и правообладателям, то с каждым из них нужно индивидуально договориться. Это очень сложно. Благодаря инструменту коллективного управления организация, которая планирует использовать музыку, заключает с НЦИС всего один договор. Для массового использования это очень удобно: можно уплатить фиксированную стоимость за какой-то календарный период, чтобы спокойно использовать произведения, не переживая за нарушение какой-либо нормы закона", - пояснил заместитель генерального директора НЦИС.Использование музыкальных произведений может осуществляться такими способами: публичное исполнение (фоновая музыка в магазинах, кафе, концерты), эфирное или кабельное вещание, сообщение произведений для всеобщего сведения в интернете и другое. Все эти способы использования музыкальных произведений либо непосредственно приносят финансовую выгоду (например, радиостанциям или дискотекам), либо позволяют увеличить продажи (например, для магазинов и кафе).

При этом, чтобы композиторы и поэты продолжали создавать хорошую музыку и писать хиты, их творчество должно стимулироваться не только аплодисментами, но и достойным вознаграждением. "Пользователи заинтересованы в том, чтобы легко и эффективно взаимодействовать с организацией, которая представляет интересы множества авторов и правообладателей, и помогает на приемлемых условиях получить право использовать произведения и постановки авторов", - обратил внимание заместитель гендиректора НЦИС.

Театральные учреждения Беларуси также выступают в качестве пользователей. Они открывают для всех свои двери и радуют зрителей как премьерами, так и нашумевшими ранее спектаклями. У наших граждан есть возможность посещать различные мероприятия и видеть мировые премьеры.

"У НЦИС имеются договорные отношения со многими иностранными организациями по коллективному управлению. Нашим пользователям доступны пьесы и иные произведения авторов со всего мира. Если пользователь будет использовать произведения или постановки, находящиеся в коллективном управлении НЦИС, без соответствующего договора, то данное использование будет рассматриваться незаконным", - констатировал Александр Заяц.

Центр интеллектуальной собственности: в Верховный Суд подаем 2-3 исковых заявления в месяц

"Претензионно-исковая работа - одно из направлений деятельности нашей организации с точки зрения функционирования системы коллективного управления. Есть пользователи, которые заключили договор, но его не исполняют. А есть те, кто не заключает договор и использует произведение на бездоговорной основе. Здесь получается "кумулятивный" эффект: с одной стороны, мы побуждаем одних к законному и правомерному использованию, а с другой - это своеобразная наука для других лиц о том, какие могут наступить последствия", - отметил Александр Заяц.

По его словам, в суде есть специализированная коллегия по делам интеллектуальной собственности, которая рассматривает все споры."При этом надо отдать должное, пользователи все-таки начинают исправляться. Большое количество ситуаций, когда имеет место неправомерное использование, нам удается разрешить на стадии претензионной работы. Часто людям приходится объяснять, в чем они были неправы и почему неправомерно использовали какие-либо произведения. Они соглашаются урегулировать ситуацию и заключить договор на будущее, чтобы потом не нарушать ничьи права и быть в курсе, как правильно использовать произведения", - подытожил заместитель гендиректора НЦИС.

Елисеенков: авторское сообщество должно быть более информированным в вопросах правообладания

"Считаю, что авторское сообщество еще недостаточно грамотно в вопросах авторского права. Все это пошло еще с советских времен: люди привыкли не разбираться в подобных вопросах. При этом сегодня сотрудники НЦИС проводят большую работу в данном направлении. В каждой узкой специализации авторского права есть много нюансов, которые нужно знать и учитывать", - отметил Олег Елисеенков.По его словам, информация о деятельности НЦИС начинает больше поступать в массы: люди больше узнают о том, чем он занимается и чем может помочь автору и пользователю. Еще 5-10 лет назад не было такого глубокого погружения в тему.

"Авторское сообщество должно развиваться и быть более информированным в сфере правообладания, чтобы всем было выгодно. В этом вопросе важна роль государства. У нас создана хорошая правовая база. Так, законом регулируются вопросы авторского права, в том числе на международном уровне, чтобы соблюсти все необходимые нормы", - сказал заслуженный деятель искусств Беларуси.НЦИС предоставляет авторам отчеты по всем позициям: приводит точные цифры и статистику по сравнению с предыдущими годами, показывается динамика - как произведения продвигаются, как идут сборы. "Таким образом осуществляется полное информирование автора. Кроме того, в центре стараются прислушиваться и к нашему мнению", - обратил внимание Олег Елисеенков.

Увеличение срока охраны и презумпция творчества. В НЦИС рассказали об изменениях в авторском праве

"В сфере интеллектуальной собственности довольно детальное законодательство, и оно не стоит на месте. Как правило, мы пытаемся трансформировать правовую конструкцию под те общественные отношения, которые у нас уже сложились. Во многом мы решаем вопросы потребностей общества, государства и личности, которые возникают в процессе нашего сосуществования. Делаем в этом направлении большую работу. Инициатор ключевых нормативных изменений в сфере интеллектуальной собственности - Государственный комитет по науке и технологиям ведет непрерывную работу в указанном направлении", - подчеркнул Александр Заяц.

В ноябре прошлого года подписан закон, которым излагается в новой редакции раздел V Гражданского кодекса Беларуси "Интеллектуальная собственность", эти положения вступят в силу 19 ноября 2024 года.

По словам замгендиректора НЦИС, к наиболее значимым изменениям, которые коснулись сферы авторского права, можно отнести увеличение срока охраны авторского права.

"В настоящее время авторское право действует в течение жизни автора и 50 лет после его смерти, а со вступлением в силу новой редакции кодекса данный срок будет составлять 70 лет. Это изменение позволит улучшить правовое положение наследников авторов и обеспечит гармонизацию подходов к срокам правовой охраны произведений с подходами в других странах, в том числе в России. При этом обратной силы не будет: если произведение уже перешло в общественное достояние, даже если прошло меньше чем 70 лет, оно не станет охраняться снова. Это уже гарантия для наших пользователей", - пояснил Александр Заяц.Также со вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса законодательно будет закреплена презумпция творчества в авторском праве.

"Авторское право охраняет произведения - результат творческого труда человека. Если нет признака творчества, то и авторско-правовая охрана не возникает. Проблема в том, что до сих пор достоверно не известно, как точно определить, что такое творчество. Вряд ли вообще возможно это сделать и, тем более, закрепить на уровне закона. При этом авторское право возникает уже с самого момента создания произведения. Для этого не требуется прохождения каких-либо формальных процедур (регистрации, получения охранных документов) - никто сразу не проверяет, есть ли творчество в созданной автором песне, книге и другом", - отметил замгендиректора НЦИС.

Он добавил, что на практике у авторов, пользователей, государственных органов часто возникают вопросы: как понять, что объект является произведением, что на него распространяется авторско-правовая охрана, что у него есть автор и нужно соблюдать его права. "Презумпция творчества означает, что произведение признается созданным творческим трудом до тех пор, пока не установлено иное", - констатировал Александр Заяц.

НЦИС ведет работу с крупными российскими медиасервисами по вознаграждению белорусских авторов

"У нас есть договор о взаимном представительстве с Российским авторским обществом. Мы представляем их интересы на территории Беларуси, а они - наши интересы на территории России. Отмечу, что произведений и авторов у нас меньше, чем в соседней стране, но взаимодействие идет очень плотно, - сказал Александр Заяц. - Сейчас мы активизируем свою работу с субъектами Российской Федерации, которые работают в интернете. В частности, с онлайн-кинотеатрами и стриминговыми сервисами".

По словам заместителя гендиректора НЦИС, сфера интернета не имеет границ, поэтому бывает сложно понять, где происходит использование произведения - в Российской Федерации или все-таки на территории Беларуси.
"Сейчас уделяем большое внимание установлению в нормальных цивилизованных условиях контактов и договорных отношений с субъектами Российской Федерации, которые вещают с помощью интернета на территории нашей страны. Решаем вопросы правомерного использования. Наши граждане каждый месяц оплачивают подписки на различные сервисы и поэтому нам важно, чтобы белорусские авторы получали вознаграждение за свои произведения. Если нам все-таки удастся договориться с крупными медиасервисами, то это станет для нас огромным шагом с точки зрения развития всей системы коллективного управления", - заявил Александр Заяц.

Он добавил, что с субъектами других стран ввиду сложившейся геополитической обстановки взаимодействовать сложнее. Поэтому работа ведется там, где действительно есть перспективы.

"Нам важно взаимодействие с авторским сообществом. На регулярных встречах с рекомендательно-консультативным советом мы видим проблемы, с которыми сталкиваются наши авторы. Без их профессионального мнения бывает в принципе невозможно решить какую-то ситуацию. Таким образом наша совместная работа дает большой результат", - резюмировал заместитель генерального директора НЦИС.-0-
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси