Новости темы
"Совместный проект БЕЛТА и газеты "7 дней"
Белорусское предприятие поставляет цветные металлы как внутри страны, так и на экспорт
Своих месторождений медных и алюминиевых руд в Беларуси нет, но промышленность сегодня не может обойтись без использования цветных и редкоземельных металлов. Выход – во вторичном использовании лома, который позволяет уменьшить зависимость от импорта и снизить себестоимость выпускаемой продукции. И здесь на помощь белорусским производителям приходит ОАО "Белцветмет", который в ноябре 2025 года отпразднует 60-летие со дня основания компании.
– В 2024 году наше предприятие показало высокую рентабельность, – отмечает директор ОАО "Белцветмет" Сергей Гунько. – Лома цветных металлов мы заготовили на 6 тыс. тонн больше, чем было заложено в бизнес-плане. Это связано с тем, что промышленность Беларуси активно развивается, темпы ее роста за последние четыре года превысили 120 %. Весь объем лома, который приходит к нам, позволяет не только создавать подушку безопасности для поставок продукции на внутренний рынок, но и обеспечивать производственную безопасность нашего предприятия.
Продукция ОАО «Белцветмет» в первую очередь отгружается белорусским предприятиям реального сектора, входящим в состав Министерства промышленности и работающим над госзаказом. Но есть нюанс. Наша страна не может полностью закрыть спрос таких производств за счет переработки лома – для выпуска наиболее важных позиций используется только первичный цветной металл.
– Излишки, которые образуются, мы отправляем на экспорт, – поясняет директор ОАО "Белцветмет". – Раньше они отгружались и в страны ЕС, но после введения санкций поставки металла в Европу приостановлены. Правда, контакты с европейскими покупателями мы сохраняем и не оставляем надежду, что в ближайшем будущем сотрудничество возобновится.
После введения санкций ОАО "Белцветмет" быстро перестроило географию поставок. Сегодня более 60 % продукции в общем объеме экспорта уходит в Россию. Там производитель успешно работает с крупнейшими промышленными предприятиями, среди которых ПАО "Северсталь" и группа "Мечел" – системообразующие гиганты металлургической отрасли Российской Федерации. Также цветные металлы отгружаются покупателям из стран дальней дуги, в том числе в Китай.
Дальнее зарубежье способно закупать большие объемы. Но ОАО "Белцветмет" реализует только то, что превышает спрос на внутреннем рынке. Что же привлекает покупателей из других стран? В первую очередь, качество производимой продукции и отгрузка уже произведенного товара. Эти два фактора позволили белорусским металлургам зарекомендовать себя в качестве надежного поставщика. Подписанные годовые контракты на постоянной основе гарантируют зарубежным покупателям высокое качество продукции и точные сроки ее поставки.
Инвестиции в производство и кадры
По словам директора, в прошлом году завершены финансовые инвестиции – за несколько лет полностью обновлен парк автомобильной техники. Началась модернизация производственного оборудования.
– Если раньше его традиционными поставщиками выступали европейские и турецкие компании, то в настоящее время вектор сместился на китайских производителей, – отмечает директор ОАО "Белцветмет". – В течение буквально четырех месяцев мы нашли партнеров в КНР благодаря посольству Беларуси в этой стране, которое эффективно отрабатывает запросы белорусской промышленности и предложения китайской стороны. Фактически все поездки в КНР завершались подписанием контрактов на поставки. Сегодня Китай – технологический лидер, и самое современное и инновационные оборудование мы получаем именно оттуда.
Сергей Гунько отмечает, что предприятие активно инвестирует в работников:
– Используем программу углубленной поддержки нашего кадрового потенциала, в первую очередь — за счет повышения квалификации наших сотрудников и обучения их новым видам деятельности. На аттестациях обращаем внимание на то, как человек развивается в профессиональной сфере, "горит" ли он своим делом.
По мнению директора ОАО "Белцветмет", для эффективной работы предприятия сегодня недостаточно современного оборудования и квалифицированных специалистов. Необходима также культура производства, которую может обеспечить только качество производственной площадки.
– В 2024 году мы полностью модернизировали Минский производственный комплекс. Сегодня на его территории расположены самые современные здания, возведенные с учетом требований. Здесь обеспечены комфортные трудовые и бытовые условия для всего коллектива, от рабочих до руководства, – подчеркивает Сергей Гунько.
Ставка на счастье
– Мы делаем все для того, чтобы люди имели возможность развиваться не только в профессиональной, но и в культурной и спортивной сферах, – рассказывает директор ОАО «Белцветмет». – Выполняем все обязательства нанимателя перед трудовым коллективом.
Совместно с профсоюзом, в котором состоят все работники, руководство предприятия обеспечивает участие коллектива в районных и городских общественно-массовых, культурных и спортивных мероприятиях.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность стала привычной и приоритетной частью корпоративной культуры ОАО "Белцветмет". Работникам предоставляются абонементы для посещения бассейнов, возмещается оплата за аренду спортивных залов и площадок. Есть возможность заниматься волейболом, бадминтоном, мини-футболом, боулингом.
Сотрудники предприятия ежегодно принимают активное участие в спартакиаде, посвященной Дню металлурга, посещают домашние игры хоккейных клубов "Металлург-Жлобин" и "Динамо-Минск" чемпионата КХЛ, игры чемпионата страны по футболу и другие спортивные мероприятия.
– Мы социально ориентированное предприятие и понимаем, что сегодня без здоровых работников невозможно добиться высоких результатов, – считает Сергей Гунько. – Моя задача как руководителя – максимально обеспечить людей необходимыми возможностями для сохранения здоровья. Совместно с компанией «Белгосстрах» мы предоставили всем сотрудникам комплексные медицинские страховки, включающие в том числе стоматологические услуги. Люди имеют возможность пройти полную медицинскую диагностику, получить профессиональную консультацию.
Согласно коллективному договору, ОАО "Белцветмет" оказывает материальную помощь впервые вступившим в брак, в связи с рождением ребенка, для подготовки детей в школу.
Профсоюз организовывает бесплатные кинопросмотры, праздничные мероприятия к Новому году, 23 февраля и 8 Марта, ко Дню матери и Дню отца, а также экскурсии, смотры-конкурсы среди детей работников предприятия на лучший рисунок или лучшую поделку с вручением призов, приобретает билеты на концертные и театральные площадки. Проводятся дни семейного отдыха.
– Мы максимально поддерживаем как работающих у нас родителей, так и их детей, чтобы они ни в чем не нуждались. Такая комплексная работа позволяет обеспечить высокие результаты в профессиональной деятельности, – уверен Сергей Гунько.
Узнаваемый бренд и качество
– Продукция ОАО "Белцветмет" всегда востребована белорусскими предприятиями, – поясняет начальник отдела маркетинга и сбыта Алексей Сошенко. – Потому что она на 100% импортозамещающая, ее использование позволяет промышленности выдерживать конкурентоспособную цену своего продукта. Ведь наши цены ниже, чем у зарубежных аналогов.
Специалист отмечает, что качество получаемой на предприятии меди не зависит от цикла ее переработки, который может быть как вторым, так и десятым.
– При формировании наших B2B-заказов основной акцент мы делаем на производстве импортозамещающего продукта в соответствии с ГОСТами. Среди крупнейших отечественных покупателей – БМЗ, МТЗ, АТЛАНТ, ММЗ, Житковичский моторостроительный завод и другие предприятия промышленности.
По словам собеседника, внутри страны объемы поставок на год согласовывает Минпром. После подписания соответствующего документа ОАО "Белцветмет" может заключать с белорусскими предприятиями прямые договоры. И только то, что превышает установленный Минпромом объем, идет на экспорт.
Но кроме производства использование ИСО 9001 позволяет управлять рисками и возможностями при работе с покупателями.
– Знаем их требования, понимаем, где возможны нюансы, на которые следует обратить внимание. Полученные данные анализируются, и принимаются управленческие решения по доработке нашей системы, – рассказывает Алла Терещенко. – В 2024 году по продукции у нас не было претензий от потребителей, в том числе благодаря применяемой системе международного качества ИСО 9001 и ГОСТам. Наличие постоянных покупателей говорит о нас как о надежном производителе.
Белорусское республиканское производственно-заготовительное управление "Вторцветмет" создано 29 ноября 1965 г., свою работу начало 1 января 1966 г. В ходе преобразований 8 декабря 2011 г. предприятие получило нынешнее название ОАО "Белцветмет" и 31 июля 2012 г. вошло в состав холдинга «Белорусская металлургическая компания».
Сегодня в структуру ОАО "Белцветмет" входят Минский производственный комплекс (аг. Гатово), ПУП "Цветмет" (г. Жодино), а также пять областных цехов.
Основные направления деятельности ОАО "Белцветмет"– заготовка, первичная обработка, отгрузка лома и отходов цветных металлов металлургическим предприятиям Беларуси и другим потребителям, а также производство вторичных литейных алюминиевых сплавов и алюминия для раскисления.
Списочная численность работников ОАО "Белцветмет" по состоянию на 01.01.2025 – 364 человека, 24 из них – в возрасте до 31 года.
Откройте свой гараж!
"В 2024 году мы показали высокую рентабельность, полностью выполнили программу инвестиций. Так, в основные фонды было вложено порядка 6 млн рублей. Поддерживаем высокий уровень средней заработной платы. И, главное, мы не делим интересы на свои и государственные, потому что государство создало все условия для нашей производственной деятельности. 2025 год мы встретили с надеждой на достойные результаты. Литейное производство работает фактически в режиме 24/7, и мы планируем наращивать объемы выпускаемой продукции. При этом наши надежды базируются на уже заключенных с покупателями контрактах", – отмечает директор ОАО "Белцветмет" Сергей Гунько.
"У нас молодой и сплоченный коллектив, где легко строить коммуникации. Все сотрудники мотивированы на работу. На предприятии хорошие соцпакет и медстраховка, оплачиваются спортивные, оздоровительные и корпоративные мероприятия. Они, как и дни открытых дверей, – примеры непрямой интеграции семей сотрудников в нашу структуру. Такой подход стимулирует работать в ОАО «Белцветмет», дорожить рабочим местом", – уверена Алла Терещенко.
Алексей Горбунов, Вадим Кондратюк