Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Интервью
22 декабря 2024, 08:47

Спор с продавцом до суда (не) довел. Судья о защите прав потребителей

 Сфера действия правоотношений в области защиты прав потребителей очень широка. Фактически ежедневно мы осуществляем покупки в объектах торговли, совершаем поездки на такси, проводим ремонтные работы в квартире или на даче, обращаемся на станцию технического обслуживания для ремонта автомобиля, а также заказываем туристические, косметические, образовательные и иные услуги. При этом каждый надеется, что качество приобретаемых товаров, выполняемых работ (оказываемых услуг) будет надлежащим. Однако, к сожалению, потребители сталкиваются с ситуациями, когда приобретенный товар является некачественным, исполнитель не выполняет работы в срок, продавец не передает потребителю предварительно оплаченный товар. О некоторых вопросах, связанных с защитой прав потребителей, корреспондент БЕЛТА пообщалась с председателем суда Октябрьского района Минска Дмитрием Остапенко.

- Дмитрий Андреевич, в каких ситуациях потребители наиболее часто обращаются в суд? Приведите несколько наиболее типичных примеров из судебной практики.

- Наиболее частой причиной обращения за защитой своих прав является приобретение непродовольственных товаров ненадлежащего качества либо выполнение работ ненадлежащего качества.

К примеру, потребитель приобрел диван, после чего заметил, что его материал не соответствует заявленному в договоре. Продавец утверждал, что диван полностью соответствует договору, однако после проведения экспертизы установлено, что материал иной, значит, приобретенный диван не соответствует условиям договора.

Другой пример, вытекающий из договора выполнения работ. Потребитель обратился в организацию за выполнением комплекса ремонтных работ в квартире. Срок выполнения работ, указанный в договоре, истек, а работы так и не были выполнены до конца. Представители организации указывали на различные причины невыполнения работ в срок, однако потребитель знал свои права и направил в организацию претензию с требованием о расторжении договора и возврате уплаченных денежных средств, а после отказа в удовлетворении данных требований заявил их в судебном порядке. В этом случае суд на основании статьи 30 закона "О защите прав потребителей" защитил права потребителя, расторг договор выполнения работ и вернул потребителю денежные средства.

- Вы указывали, что встречаются споры из сферы оказания услуг. Полагаю, что нашим читателям и такие примеры будут интересны.

- Да, все верно, приведу пример из области пассажирских перевозок. Потребитель приобрел билет на международный автобусный рейс, в указанные в билете дату и время рейс не состоялся, автобус не прибыл, а от перевозчика поступила информация о том, что рейс перенесен на другой день. Потребителю было важно совершить поездку именно в планируемую дату, поэтому он обратился к перевозчику с требованием о возврате денежных средств за приобретенный билет. Перевозчик вернул лишь часть средств за билет, но суд посчитал правомерным требования потребителя и взыскал с перевозчика полную стоимость билета.

В период отпусков наши граждане активно посещают иностранные государства по туристическим путевкам, где также сталкиваются с некачественно оказанными туристическими услугами. Так, в процессе отдыха потребитель был заселен в отель, который не соответствует качеству, заявленному в договоре (иная "звездность" отеля). Суд пришел к выводу, что туроператором не была соблюдена программа туристического путешествия, ввиду чего суд соразмерно уменьшил стоимость оказанной услуги.

В последние годы граждане активно стали обращаться за образовательными услугами, предоставляемыми интернет-платформами. Потребитель заключила договор оказания услуг по образовательной программе дополнительного обучения по курсу "Астрология". В процессе оказания услуг исполнитель неправомерно ограничил потребителю доступ к образовательным ресурсам, а также к платформе, на которой проходили занятия. Суд расторг договор оказания услуг, взыскал в пользу истца уплаченные по договору денежные средства.

Также потребители обращались с требованиями, вытекающими из договоров оказания ветеринарных услуг. Суд защищал права потребителей в ситуациях, когда в результате неправильно оказанной медицинской помощи погибали животные.

- Подскажите, как действовать потребителю, если его права нарушены?

- Защиту нарушенного права можно начать с направления продавцу (исполнителю) претензии. В претензии, как и в исковом заявлении, необходимо заявить конкретное требование, которое заявляет потребитель в целях восстановления своего нарушенного права. Это может быть, к примеру, требование о безвозмездном устранении недостатков товара (выполненной работы), замене товара ненадлежащего качества на качественный товар, соразмерном уменьшении покупной цены товара, взыскании расходов, понесенных потребителем на устранение недостатков товара, расторжении договора и возврате уплаченных за товар денежных средств.

Отмечу, что для требования о расторжении договора предусмотрен обязательный досудебный порядок разрешения спора. В данном случае до обращения с исковым заявлением в суд направление претензии с требованием о расторжении договора является обязательным. Досудебная претензия не будет лишней и в случае заявления потребителем иных требований. Так у продавца либо исполнителя будет возможность урегулировать спор в досудебном порядке, а потребитель в случае удовлетворения его требований сэкономит время, избежав обращения в суд. В случае, если в добровольном порядке разрешить ситуацию не удалось, потребитель вправе обратиться за защитой своих прав в судебном порядке.

- Как понять, в какой суд обращаться и предусмотрена ли оплата государственной пошлины при обращении в суд?

- По общему правилу исковое заявление подается в суд по месту жительства ответчика. Однако для потребителя законодатель предусмотрел выборную подсудность: исковое заявление о защите прав потребителя может быть предъявлено также по месту жительства истца либо по месту исполнения договора или по месту причинения вреда. За рассмотрение исковых заявлений о защите прав потребителя государственная пошлина не взыскивается, как и при подаче потребителем апелляционной жалобы на решение суда по таким делам. Однако следует знать, что в случае принятия решения об отказе в удовлетворении требований о защите прав потребителя суд взыщет государственную пошлину с истца в доход государства, в связи с чем перед обращением в суд потребителю следуют взвесить все за и против в сложившейся правовой ситуации.

- Подскажите, есть ли какие-либо требования к исковому заявлению? Куда можно обратиться за помощью для составления искового заявления?

- Исковое заявление должно соответствовать требованиям статей 109, 243 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. В случае необходимости каждый вправе обратиться за юридической помощью. Профессиональную юридическую помощь в стране оказывают адвокаты. Однако в случае с правами потребителя это не единственный способ получить профессиональную помощь в защите своих прав.

Потребитель вправе обратиться в общественное объединение по защите прав потребителей, а также местные исполнительные органы (администрация района), которые вправе представлять интересы потребителя, в том числе направлять претензии, обращаться в интересах потребителя с иском в суд, защищать права потребителя в суде.

- Установлена ли ответственность за нарушение прав потребителей?

- Законом о защите прав потребителей установлены сроки, в течение которых должны быть удовлетворены требования потребителя, если они были нарушены. Как правило, это 7 либо 14 дней в зависимости от конкретного требования. Если продавцом либо исполнителем этот срок нарушен, потребитель вправе взыскать неустойку в размере 1% от стоимости товара, работы, услуги за каждый день просрочки выполнения требований потребителя по защите его прав. Данная мера ответственности призвана способствовать разрешению споров в добровольном порядке.

- Подскажите, имеет ли потребитель право на возмещение морального вреда в случае удовлетворения исковых требований?

- Да, законом о защите прав потребителей предусмотрена возможность компенсации морального вреда в случае виновного нарушения продавцом (изготовителем) прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом фактических обстоятельств дела, индивидуальных особенностей потребителя, принципов разумности и справедливости.

- Как потребителю защитить свои права, если юридическое лицо ликвидировано или индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность?

- В данном случае у потребителя есть возможность защитить свои права, предъявив требования к производителю товара, поставщику или представителю.

- Что вы можете посоветовать потребителям, чтобы не оказаться в негативных ситуациях?

- Сохраняйте чеки и другие документы, подтверждающие покупку. Это поможет вам в случае необходимости подтвердить факт приобретения товара или оказания услуги. Внимательно читайте договор перед его подписанием. Убедитесь, что понимаете все условия и обязательства, которые принимаете на себя. Если что-то непонятно, задайте вопросы продавцу или исполнителю услуг. Не стесняйтесь требовать от продавца или исполнителя предоставления вам необходимой информации. Не соглашайтесь на условия, которые кажутся вам невыгодными или несправедливыми. И помните, что вы вправе обратиться за помощью к адвокату или в общественное объединение по защите прав потребителей. Они могут помочь вам разобраться в сложной ситуации и защитить ваши интересы.

БЕЛТА.-0-
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://wap.belta.by/interview/view/spor-s-prodavtsom-do-suda-ne-dovel-sudjja-o-zaschite-prav-potrebitelej-9511/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024