ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 4 октября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +10°C
Все новости
Все новости
Онлайн-конференция
25 июля 2017, 11:00

Новое антимонопольное законодательство: планируемые изменения и ожидаемые результаты

КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА

В современных условиях приоритетным направлением деятельности белорусского правительства, органов власти и местного самоуправления становится активное содействие развитию конкуренции во всех основных сферах экономики. В настоящее время к рассмотрению во втором чтении готовятся поправки в закон "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Какие важные нововведения предусматривает законопроект? Планируется ли ужесточение наказания за нарушение антимонопольного законодательства? Как развивается сотрудничество со странами ЕАЭС в части антимонопольного регулирования? На эти и другие вопросы ответил эксперт.

Участники:

Иван Вежновец Первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Какие наиболее важные положения, поправки вы хотели бы отметить? Какие предпосылки существуют в Беларуси для их введения и какова цель: уточнение или улучшение антимонопольного законодательства?
Вежновец Иван

При подготовке проекта закона особое внимание было уделено совершенствованию понятийного аппарата, уточнению критериев доминирующего положения, четкому определению порядка и сроков рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, установлению антимонопольных требований к закупкам товаров, конкретизации запретов антиконкурентных актов и действий (бездействия) государственных органов. Кроме того, акцент был сделан на развитии института защиты от недобросовестной конкуренции, а также контроле за экономической концентрацией.

Основная цель нововведений – это разработка новых инструментов антимонопольного регулирования, четкая регламентация деятельности антимонопольного органа, устранение пробелов в законодательстве.

Многие годы основным способом регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, являлось ценовое регулирование – посредством декларирования цен и установления предельного норматива рентабельности. Однако, как показывает практика, прямое вмешательство в деятельность предприятий не всегда является эффективным.

Для развития конкурентной среды, защиты интересов малого и среднего бизнеса важно, чтобы условия покупки товара были понятными, открытыми и недискриминационными для потребителей независимо от формы собственности.

Мы предлагаем использовать альтернативные способы регулирования деятельности субъектов-доминантов посредством установления правил недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет более 70%. Это позволит существенно упростить доступ к товарам и услугам, прежде всего в инфраструктурных отраслях, сделает его максимально прозрачным.

В целях либерализации условий ведения предпринимательской деятельности планируется поднять пороговые значения по обращениям в антимонопольный орган за согласием на сделки по экономической концентрации. Основное внимание при контроле за слияниями и поглощениями будет уделено таким сделкам, которые могут значительно повлиять на структуру товарного рынка, ухудшить конкурентную среду.

В настоящее время в антимонопольном законе отсутствует порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Законопроектом же закрепляются основания установления факта нарушения антимонопольного законодательства; требования к заявлению о нарушении антимонопольного законодательства; права и обязанности лиц, права которых затрагиваются рассмотрением материалов; порядок и сроки установления фактов нарушения антимонопольного законодательства; полномочия антимонопольного органа при его установлении и порядок обжалования принятых антимонопольным органом решений.

Корр. БЕЛТА
В какой степени при подготовке документа был перенят международный опыт?
Вежновец Иван

Проект нового антимонопольного закона подготовлен с учетом сформировавшейся правоприменительной практики, предложений заинтересованных, международных правовых актов, составляющих право ЕАЭС, положительного опыта в сфере антимонопольной (конкурентной) политики государств - участников Евразийского экономического союза.

В законопроекте учтены нормы Договора о Евразийском экономическом союзе, модельного закона "О конкуренции", утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета.

Например, российское антимонопольное законодательство уже содержит нормы по установлению правил недискриминационного доступа к товарам доминантов, антимонопольные требования к торгам, нормы о предупреждении и предостережении, а также порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, и ФАС России имеет наработанную практику по применению этих норм.

При осуществлении совершенствования понятийного аппарата проектом закона уточнены определения, в том числе понятий "хозяйствующий субъект", "вертикальное соглашение", "экономическая концентрация", "монополистическая деятельность". Проектом закона введены нормы о монопсоническом положении и монопсонически низкой цене, а также о признаках ограничения конкуренции. Приведенные в законопроекте определения в полной мере соответствуют подходам модельного закона "О конкуренции" и Договору о ЕАЭС.

Существенные изменения претерпело определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта. В целях эффективного выявления и пресечения злоупотребления хозяйствующим субъектом (группой лиц) доминирующим положением на товарных рынках снижено значение совокупной рыночной доли хозяйствующих субъектов, позволяющее квалифицировать положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке как доминирующее. Так, совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов (групп лиц), должна превышать 50%, совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов (групп лиц), должна превышать 75%. Данное нововведение соответствует положениям методики оценки состояния конкуренции, разработанной на уровне ЕЭК, практике России и Казахстана.

В рамках совершенствования института противодействия монополистической деятельности с учетом норм модельного закона "О конкуренции" предусмотрено разделение и детальная регламентация норм об антиконкурентных соглашениях и о согласованных действиях.

Содас Алексей
Отдельной темой является соблюдение антимонопольного законодательства при проведении закупок. Планируются ли изменения в этом направлении?
Вежновец Иван

Сейчас законодательство позволяет заказчику устанавливать определенные критерии к товару или услуге, по которым проводятся госзакупки. Что скрывать, бывают ситуации, когда он заведомо устанавливает такие критерии, которые может выполнить только один конкретный хозяйствующий субъект, и таким образом искусственно ограничивает количество участников, нарушая принципы конкуренции. Например, это может быть требование по членству в международных или республиканских объединениях, отраслевых союзах или ассоциациях или опыт работы на соответствующей территории.

Кроме того, нами выявляются факты проведения закупок товаров (работ, услуг) в виде процедуры запроса ценовых предложений без предварительного изучения конъюнктуры рынка, что впоследствии может приводить к приобретению товара (работы, услуги) по цене, значительно превышающей среднесложившиеся рыночные цены.

Чтобы исключить вышеуказанные факты, в проекте обновленного антимонопольного закона мы предлагаем запретить координацию организаторами закупок или заказчиками деятельности участников, а также заключение соглашения между организаторами закупок и (или) заказчиками с участниками этих закупок, которые привели или могут привести к ограничению конкуренции. Также под запретом будет создание участнику или нескольким участникам закупок преимущественных условий участия.

Процедура закупки, проведенная с нарушением антимонопольных требований, может быть признана судом недействительной, в том числе по иску антимонопольного органа.

Определяемые проектом закона антимонопольные требования будут распространяться на закупки за счет собственных средств хозяйствующими субъектами всех форм собственности.

Кормилина Валентина, Минск
Что изменится в работе МАРТ, когда законопроект будет принят?
Вежновец Иван

Я бы выделил два аспекта. Первый - это то, что у нас появится новый функционал. Как я уже отмечал, мы будем переходить от ценового регулирования к установлению правил поведения на рынке. Но тут нужно понимать, что ценовое регулирование никуда не уйдет. Другое дело, что сейчас есть позиции, по которым проводить ценовое регулирование нецелесообразно. Мы проанализировали реестр субъектов, занимающих доминирующее положение: по товарным позициям, по которым мы регулируем цены, включены, например, трактора, самосвалы, металлопродукция, станки и т. д., то есть те позиции, которые не являются основными на потребительском рынке, которые не беспокоят население. Цены на эти товары регулирует даже не белорусский рынок, а международный, ведь экономика у нас экспортно ориентированная. Поэтому от ценового регулирования можно переходить к другим методам. Что касается потребительского рынка, то там контроль за ценами сохранится.

Также у антимонопольного органа появится право применять меры «мягкого реагирования» - устранение нарушений без применения санкций. МАРТ получит возможность выдачи предупреждений и предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.

При проведении закупок ограничение конкуренции будет оцениваться в случаях осуществления конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) товара, включая биржевые торги, подрядные торги (торги на закупку товаров при строительстве), переговоры. МАРТ получит право направления предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений антимонопольных требований к закупкам.

Также будет использоваться новый инструментарий воздействия на хозяйствующих субъектов, злоупотребивших доминирующим положением и способных ограничить конкуренцию в результате совершения сделок по экономической концентрации. Антимонопольный орган будет вправе выдать предписание об определении правил торговой практики, направленных на обеспечение недискриминационного доступа к товару, а также об обеспечении доступа к такой информации контрагентов. Предполагается, что такие правила будут содержать сведения о способах определения цены товара, существенные условия договоров и основания для отказа в заключение договоров на поставку товара. Это позволит устранить ситуацию, когда предприятия, обладающие значительной рыночной силой, диктуют невыгодные условия контрагентам, необоснованно отказывают от заключения договоров либо вовсе игнорируют их оферты.

Ежегодно МАРТ будет готовить и представлять в правительство доклад о состоянии конкуренции в Беларуси и мерах, принимаемых по ограничению монополистической деятельности.

Второй аспект - администрирование. Антимонопольные расследования сродни расследованию экономических преступлений. Процедуры по рассмотрению таких дел схожи как минимум по объему материалов и срокам. Поэтому мы в проекте обновленного закона предлагаем процесс администрирования регламентировать. Сейчас мы руководствуемся законом об обращении граждан и юридических лиц, где сроки рассмотрения заявлений сжаты. Понятно, что за 15 дней провести антимонопольное расследование невозможно, поэтому мы вынуждены информировать граждан и юрлиц о том, что сроки рассмотрения их обращений продлеваются по тем или иным причинам. Мы предлагаем установить трехмесячный срок рассмотрения обращения с возможным продлением.

Корр. БЕЛТА
Этого срока будет достаточно?
Вежновец Иван

Все зависит от дела. Сейчас у нас больше всего дел по недобросовестной конкуренции, когда один субъект жалуется на второго, например, потому что последний неправильно использовал товарный знак, производит аналогичную продукцию с похожим дизайном и т. д. В принципе, такое дело можно рассмотреть даже за месяц. Но бывают дела, которые требуют больше время на обоснование и сбор доказательной базы. К примеру, дело по доступу на полки магазинов. Много торговых сетей, много поставщиков. У каждого нужно запросить материалы, которых очень много. Специалист должен все изучить, собрать доказательства, чтобы если дело будет обжаловано в суде, можно было доказать свою правоту.

Дела по мере готовности выносятся на специально созданную комиссию. Если членам комиссии достаточно законодательной базы и они готовы принять решение, то оно принимается.

Корр. БЕЛТА
В какие сроки прогнозируете принятие пакета поправок?
Вежновец Иван

В настоящее время проект антимонопольного закона доработан после первого чтения и направлен Палатой представителей Национального собрания на согласование с заинтересованными. Планируется рассмотрение законопроекта во втором чтении на осенней сессии.

Принятие проекта может состояться в конце текущего - начале будущего года. Плюс предусмотрен шестимесячный период вступления в силу. Поэтому реально можно говорить, что заработает он в середине следующего года.

Сысоева Екатерина, Горки
Какие нарушения антимонопольного законодательства сейчас выявляются чаще всего? Как они выявляются (благодаря проверкам, жалобам)?
Вежновец Иван

Основной вид нарушений - это недобросовестная конкуренция. Удельный вес такого рода нарушений доходит до 70% от всех видов выявленных нарушений. В меньшей степени выявляются злоупотребление доминирующим положением, координация экономической деятельности, антиконкурентные действия государственных органов.

Всего в первом полугодии текущего года установлено 12 нарушений антимонопольного законодательства, выдано 10 предписаний юридическим лицам, составлено 26 протоколов в отношении хозяйствующих субъектов и их должностных лиц об административных правонарушениях в сфере антимонопольного регулирования. Взыскано штрафных санкций на общую сумму около Br59,6 тыс.

Нарушения выявляются преимущественно при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов. В настоящее время только в центральном аппарате на рассмотрении находится 55 дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Иванницкая Ольга
Какие меры, которые не вошли в законопроект, планируете предпринять в ближайшее время для защиты конкуренции, ее развития, снятия административных и экономических барьеров?
Вежновец Иван

Сейчас мы работаем на основании имеющейся законодательной базы. Она дает возможность использовать различные методы. Например, закон "О ценообразовании" позволяет применять 8 способов регулирования цен - они абсолютно разные. В основном по обращениям юрлиц вопросы нарушения антимонопольного законодательства у нас касаются недобросовестной конкуренции. В этой части каких-то нововведений не предусмотрено. На текущий момент по тем обращениям, которые в основном идут, достаточно инструментов, чтобы их решить. Обновленный проект антимонопольного законодательства подготовлен на перспективу, чтобы совершенствовать регулирование рынка в дальнейшем.

В ближайшее время основные усилия министерства в антимонопольном блоке будут направлены на развитие конкурентной среды на отдельных товарных рынках, устранение имеющихся барьеров для осуществления хозяйственной, предпринимательской и иной деятельности.

Сейчас идет разработка проекта концепции программы развития конкуренции на пятилетний период, основу которой составят мероприятия, направленные на развитие конкурентной среды в конкретных отраслях экономики через устранение (снижение) барьеров входа на товарные рынки, стимулирование вступления на монополизированные товарные рынки новых субъектов.

Для разработки проекта программы создана межведомственная рабочая группа, в состав которой включены представители госорганов, научных кругов и бизнес-сообществ. Первое ее заседание уже состоялось.

В рамках подготовки проекта по инициативе МАРТ проведен анализ законодательства на предмет выявления норм, ограничивающих конкуренцию как на республиканском, так и местном уровне. Выявлен ряд норм, предусматривающих приоритет организаций с участием государства, а также устанавливающий госмонополию в отдельных сферах деятельности, в том числе в областях оценочной, страховой и перестраховочной деятельности; при осуществлении закупок лекарственных средств и лечебного питания за счет бюджетных средств; на отдельные работы и услуги, составляющие медицинскую, фармацевтическую деятельность; по проектированию и строительству объектов газораспределительной системы для газификации эксплуатируемого жилищного фонда граждан; в сфере принудительной отбуксировки (эвакуации, доставке) транспортных средств; пропуска международного трафика и присоединения к сетям электросвязи иностранных государств.

Межведомственной рабочей группой будут выработаны предложения о необходимости изменения норм законодательства и целесообразности включения предложений по их изменению в проект программы. В частности, планируется отразить вопросы обязательного согласования с антимонопольным органом проектов нормативных правовых актов по экономическим вопросам, которые могут оказать влияние на состояние товарных рынков и конкуренцию; внедрения альтернативных способов регулирования деятельности монополистов (правил недискриминационного доступа и опубликования правил торговой практики); совершенствование контроля за экономической концентрацией.

Также в проект программы планируется включить проведение исследования с расчетом экономической эффективности, создание равных условий для организаций автотранспорта, осуществляющих внутриреспубликанские и международные автомобильные перевозки грузов, в части рассмотрения смягчения условий прекращения действия специального разрешения (лицензии) и другие нормы.

Проект концепции программы планируется внести в Совет Министров до 1 декабря 2017 года.

Корр. БЕЛТА
Планируется ли ужесточение наказания за нарушение антимонопольного законодательства?
Вежновец Иван

Мы считаем, что ныне действующая система наказания за нарушения антимонопольного законодательства достаточна. По основным видам нарушений, таким как злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция, антиконкурентные соглашения и согласованные действия, установлена немалая ответственность - для юридического лица она может доходить до 10% от суммы выручки от реализации товара, для должностного лица - в размере от 20 до 100 базовых величин, для индивидуального предпринимателя - от 100 до 200 БВ. Но подчеркну: до 10%. Дела рассматриваются индивидуально, и суд может наказать штрафом и в 2%, и в 5%.

Также установлена административная ответственность за непредоставление информации либо представление заведомо ложной информации антимонопольному органу, уклонение или несвоевременное исполнений предписаний - штраф в размере от 20 до 100 БВ.

Кроме того, за ограничение конкуренции, а также незаконное использование и дискредитацию деловой репутации конкурента, совершенные в течение года после наложения административного взыскания, предусмотрена уголовная ответственность.

Корр. БЕЛТА
А были ли в истории современной Беларуси уголовные дела за нарушения антимонопольного законодательства?
Вежновец Иван

Нет, не было.

Шестаков Илья
Министерству антимонопольного регулирования и торговли уже почти год. Можно ли привести примеры наиболее крупных расследований, проведенных за это время?
Вежновец Иван

Приведу несколько примеров дел, которые напрямую затрагивают население. Так, например, дело по оказанию пассажирских услуг в Гомельской области. КТУП "Гомельоблпассажиртранс" определено местными исполнительными и распорядительными органами Гомельской области единственным оператором перевозок пассажиров в регулярном сообщении. Как оператор он заключает договора на пассажирские перевозки с перевозчиками. Но он применял различный подход в части содержания обязанностей перевозчика, ответственности сторон и условий оплаты за оказываемые услуги. И не смог экономически, технологически или иным образом обосновать различные подходы к расчету и применению тарифов на одни и те же услуги. Получается, что предприятие нарушило запрет законодательства на применение к потребителям услуг неравного подхода при равных условиях.

Мы провели расследование, вынесли предписание, оно было исполнено. Предприятие и его директор привлечены экономическим судом Гомельской области к административной ответственности в размере 500 и 20 базовых величин соответственно.

В результате исполнения предписания стоимость услуг оператора для ОАО "Гомельоблавтотранс", осуществляющего автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении и получающее финансирование из местных бюджетов, уменьшилась более чем в два раза и сравнялась со стоимостью, уплачиваемой остальными субъектами, осуществляющими аналогичные перевозки. Таким образом, общая сумма экономии бюджетных средств местных бюджетов Гомельской области в расчете на год составит более Br1 млн. Все это закладывалось в тарифы для населения, предприятий.

Второй пример - по ритуальным услугам в Могилевской области. Были выявлены факты злоупотребления МГКУП "Специализированный комбинат обслуживания населения" доминирующим положением и недобросовестной конкуренции по ограничению доступа на товарный рынок ритуальных услуг другим хозяйствующим субъектам при оказании услуг по захоронению на городских кладбищах. Речь шла о запрете на осуществление услуг по копке могил, введении платы за осуществление контроля за погребением другими субъектами хозяйствования, а также необоснованном взимании платы за въезд на территорию кладбищ для похоронных процессий, сопровождаемых автотранспортом, не принадлежащем предприятию ритуальных услуг. Все это выливалось в цену для населения.

По всем выявленным фактам выданы предписания, виновные лица привлечены к административной ответственности. При этом Верховным суд в полном объеме поддержал позицию антимонопольного органа и оставил жалобы без удовлетворения.

Как я уже отмечал, много обращений поступает по недобросовестной конкуренции. К примеру, один из образовательных центров в интернете размещал заведомо ложные отзывы о своих конкурентах. Причем он это делал на своей интернет-площадке. О себе он писал положительные отзывы, о конкурентах - отрицательные, чем влиял на выбор потребителя. Были выданы предписания, они были устранены.

Корр. БЕЛТА
Вы чаще проводите расследования по обращениям граждан или по собственной инициативе?
Вежновец Иван

В основном мы работаем с обращениями. Министерство у нас новое, работаем недавно, в наш адрес поступает достаточно много обращений, потому что люди теперь понимают, куда им обращаться. Без внимания обращения оставить не можем.

Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси