ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 12 октября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +7°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Александра, Ивенец
Какие дополнительные меры по контролю радиационной обстановки принимаются с учетом строительства АЭС?
Малкина Ия

В зоне наблюдения Белорусской АЭС (радиус 12,9 км) и на прилегающей территории в радиусе 30 км и более под эгидой Минприроды создается автоматизированная многоуровневая и многофункциональная система контроля радиационной обстановки (АСКРО).

При ее формировании учитывается международный (в первую очередь европейский) опыт создания автоматизированных систем контроля радиационной обстановки в районе размещения атомных станций.

В настоящее время в зоне наблюдения БелАЭС функционирует базовый комплекс АСКРО. Аппаратура этого комплекса в составе трех автоматических пунктов измерения (АПИ) размещена в населенных пунктах Гервяты, Михалишки, Трокеники.

АПИ осуществляет сбор, предварительную обработку и передачу информации о мощности дозы гамма-излучения, энергетическом спектре гамма-излучения и метеорологических параметрах каждые 10 минут.

В режиме нормального функционирования АЭС АСКРО предназначена для получения и обработки информации о радиационной обстановке. В случае чрезвычайных ситуаций она будет использоваться для оперативной оценки масштабов радиоактивного загрязнения для принятия управленческих решений.

Еще семь АПИ установлено за зоной наблюдения Белорусской АЭС, в настоящее время они находятся в опытной эксплуатации.

Планируется, что информация об уровнях мощности дозы гамма-излучения в районе размещения БелАЭС будет передаваться в Европейский центр сбора информации о радиационной обстановке в установленных форматах.

Информация о радиационной обстановке в районе размещения Белорусской АЭС будет размещаться в сети интернет.

Необходимо отметить, что для оценки фонового состояния окружающей среды вокруг строящейся стации Минприроды в лице Гидромета с 2009 года ведет радиационно-экологический мониторинг. Объектами мониторинга являются атмосферный воздух, снежный покров, поверхностные воды, донные отложения, почвы.

Виктор, Гродно
Какие новые предложения внесла Беларусь в ходе состоявшихся в сентябре двусторонних белорусско-литовских консультаций по АЭС? Есть ли вопросы, которые обсудить не удалось?
Малкина Ия

Эти предложения, как и ранее, касались более конструктивного подхода к двусторонним отношениям Беларуси и Литвы по трансграничному обсуждению реализации проекта по строительству БелАЭС. Мы и ранее, и сейчас предлагаем литовской стороне создать совместную группу, которая могла бы осуществлять мониторинг экологической обстановки в зоне АЭС.

Нами неоднократно подчеркивалось, что те разногласия, которые существуют между Беларусью и Литвой по строительству БелАЭС, на полях Конвенции Эспо, где рассматривается жалоба Литвы в отношении Беларуси, уже стали неконструктивными. Нужно понимать, что Конвенция Эспо - это договор, который в первую очередь обращает внимание на процедуры. А Республика Беларусь все установленные международными требованиями и национальным законодательством процедуры соблюла в полном объеме.

К сожалению, литовская сторона пытается задавать на этой площадке вопросы, которые выходят за рамки компетенции данного международного института, и фактически уводит нас в сторону от конструктивного диалога. На наш взгляд, сегодня цепляться за вопрос, связанный с остановкой строительства атомной электростанции, бесперспективно.

Мы неоднократно предлагали коллегам: давайте обсуждать, как мы будем взаимодействовать после того, как АЭС будет введена в эксплуатацию. Мы надеемся, что наши коллеги, может быть, при поддержке общественности Литвы, поймут, что, вместо того чтобы предъявлять претензии, правильнее начать работать сейчас вместе, чтобы иметь возможность в дальнейшем совместно обеспечивать безопасность и белорусского населения, и населения Литвы.

Что касается вопросов, которые обсудить не удалось. Это вопросы, касающиеся внедрения в национальное законодательство механизмов радиационного мониторинга в зоне строительства АЭС, а также ряд технических вопросов, которые мы не успели обсудить во время первого раунда консультаций. Я бы не сказала, что они критичные и смогут переломить ситуацию вокруг нашего переговорного процесса. Самое главное, что очень важно для белорусской стороны и что мы однозначно показали в ходе второго раунда, - мы открыты и готовы отвечать на все вопросы, которые интересуют литовскую сторону. Мы готовы показывать различные документы. Но мы должны понимать, что это не будет использовано против Беларуси.

Если будет необходимо что-то исправить, например, в части создания системы радиационного мониторинга, - мы готовы это сделать. Главное - не затянуть принятие решений на столько, чтобы потом было очень сложно вернуться к диалогу.

Александр Марьянович, Гродно
На совместной коллегии Минприроды и Минспорта министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Андрей Ковхуто обратил внимание на то, что для более интенсивного развития экологического туризма в нашей стране необходимы изменения в Национальной стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий, а также меры для консолидации усилий всех организаций, занимающихся развитием экологического туризма. О чем конкретно идет речь, есть ли уже сформулированные предложения?
Малкина Ия

Одним из элементов сохранения и использования биологического разнообразия является развитие системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и устойчивого или экологического туризма на них. Главными результатами такого туризма станут экологическое просвещение населения и бережное отношение человека к природе, а также рациональное использование природного потенциала и повышение благосостояния местного населения.

В Национальной стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий до 1 января 2030 года приведен перечень перспективных для развития туризма ООПТ и определено, что на этих территориях необходимо развивать экологический туризм.

Однако до настоящего времени рекреационные и туристические ресурсы особо охраняемых природных территорий используются не в полной мере. По-прежнему недостаточное участие в развитии экологического туризма на таких территориях принимает местное население. Требуется более тесное взаимодействие между государственными природоохранными учреждениями, профессиональными участниками рынка туристических услуг и местным населением, в том числе субъектами агроэкотуризма.

Рекреационный потенциал ряда заказников республиканского значения используется менее чем на треть, однако на отдельных территориях наблюдается превышение допустимых рекреационных нагрузок в 1,5 - 3 раза. В связи с этим, для принятия конкретных мер по развитию данного вида туризма и консолидации усилий всех государственных органов и организаций необходимо сконцентрировать усилия на нескольких направлениях. Среди них - совершенствование системы управления ООПТ. Для этого необходима разработка и реализация планов управления такими территориями, в том числе трансграничными, обучение (включая повышение квалификации) руководителей и работников государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление ООПТ, а также организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на таких территориях.

В числе других мер - разработка стратегий развития экологического туризма и брендов для каждой ООПТ, разработка и регистрация товарных знаков, обучение экскурсоводов и инструкторов-проводников, разработка электронных путеводителей, создание и продвижение туристического продукта, включая разработку маркетинговой стратегии, разработка и внедрение системы добровольной экологической сертификации экотуристических продуктов. Кроме того, необходимо разработать единый портал, содержащий информацию об экологическом туризме в Беларуси, а также внедрять механизмы государственно-частного партнерства в сферу развития экологического туризма на природоохранных территориях.

Перечисленные направления предлагается включить в Национальную стратегию развития системы особо охраняемых природных территорий до 1 января 2030 года и реализовать их через соответствующий комплекс мер, который включает конкретные мероприятия. Эти документы были одобрены на совместном заседании коллегий Минприроды и Минспорта и в настоящее время проходят процедуру согласования с другими госорганами.

Людмила Николаевна, Гродно
Как развивается экологический туризм на природоохранных территориях, есть ли трансграничные проекты с соседними странами?
Малкина Ия

В настоящее время наиболее известными игроками на рынке экотуристических услуг являются национальные парки. Беловежская пуща, Браславские озера, Березинский биосферный заповедник, национальные парки "Приятский" и "Нарочанский" уже стали туристическими брендами, которые известны всему миру.

При этом исключительно высокими ресурсами для организации экотуризма обладают также заказники. В частности, "Средняя Припять", или, как назвали ее ученые из Германии, "Белорусская Амазонка"; заказник "Споровский" - крупнейшее в Европе местообитание находящегося под угрозой исчезновения вида – вертлявой камышевки; "Ельня" - "международный аэропорт" для перелетных птиц. Несмотря на то, что инфраструктура у заказников менее развита, чем у национальных парков, они могут предложить ряд интереснейших экотуристических мероприятий.

Например, государственные природоохранные учреждения развивают такие новые для Беларуси направления экологического туризма, как экскурсии на болотоуступах и болотоходе, тропление следов диких животных, обучение дайвингу, наблюдения за европейским зубром. Также они предоставляют и новые виды услуг, к примеру прокат плавдачи на 5 человек и катера-понтона на 12 человек, услуги передвижной и полевой бани.

Становится востребованной фотоохота, или ”зеленая охота“, а также бердвотчинг (наблюдение за птицами). Например, интересные туры предлагаются в апреле на глухариные тока в заказнике "Налибокский". В 2016 году в заказнике окончено строительство глухариной фермы.

Однако информацию об оказываемых ГПУ услугах довольно сложно найти, в том числе и в интернете. Это снижает количество потенциальных туристов. Отсутствует единый портал, где можно получить информацию об особо охраняемых природных территориях, предоставляемых услугах в области экологического туризма и их стоимости. Кроме того, в ГПУ существует проблема нехватки квалифицированных кадров. У специалистов отсутствует опыт по формированию экотуристического продукта.

Для решения этих проблем разработан комплекс мер по развитию и продвижению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на период до 2025 года.

Приоритетным является также развитие трансграничного экологического туризма. Уже довольно давно такие экологические маршруты функционируют в Беловежской пуще. Турист, путешествующий по белорусской части Беловежской пущи, при наличии шенгенской визы может прогуляться и по польской ее части. Кроме того, с 2015 года действует безвизовый режим для туристов, посещающих Беловежскую пущу сроком на три дня.

Перспективным является создание нового трансграничного маршрута ”По заповедным местам Поозерья“. Планируется, что в этот маршрут будут включены территории сразу нескольких национальных парков: ”Браславские озера“, ”Нарочанский“ (Беларусь), ”Смоленское Поозерье“, ”Себежский“ (Россия) и Березинского биосферного заповедника (Беларусь). В этом случае длина пути для туристов составит 500 км. К слову, создание этого маршрута предусмотрено в комплексе мер по развитию и продвижению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на период до 2025 года.

Наталья, Пинск
Удалось ли Минприроды чего-то добиться в отношении введения запрета на использование этикетки из ПВХ в ПЭТ-упаковке молочной продукции? Как этот вопрос решается в рамках Таможенного союза? И какова перспектива организации технологии переработки отходов упаковки типа тетрапак?
Малкина Ия

Мы сегодня очень активно работаем над созданием той самой институциональной базы для внедрения принципов зеленой экономики, а это экономика, которая формируется с учетом сбалансированности между экономическим желанием быть "быстрее-выше-сильнее" и экологическими решениями, которые должны в определенной степени сдерживать потребление природных ресурсов, способствовать вовлечению во вторичный оборот того, что мы уже использовали. Речь о создании в определенной степени циркулярной экономики, когда все, что у меня стало отходом, у вас может быть сырьем. Это основной принцип, который закладывается в нашу программу действий.

Сейчас мы готовим национальный план действий по внедрению принципов зеленой экономики, который будет содержать институциональный пункт с развитием законодательства, в том числе направленный на ужесточение системы экологической безопасности посредством стандартизации, сертификации предприятий. В наше национальное законодательство внедрены новации, связанные с созданием экологических служб на предприятиях, которые имеют высокий класс опасности, и определенный блок ужесточений требований будет связан с использованием отходов, о которых вы говорили.

К сожалению, мы вынуждены признать, что борьба Министерства природных ресурсов за то, чтобы максимально не допускать использования в производстве такого вида упаковки, иногда наталкивается на интересы непосредственно тех предприятий, которые их используют. Этот компромисс между ценой и экологическими последствиями не всегда бывает в пользу экологии. Поэтому мне бы не хотелось говорить о том, что мы пока ведем неравную и очень сложную борьбу. Я даже не буду называть те предприятия. К сожалению, они достаточно известны, в том числе и в пищевой промышленности. Для них принципиально не отказываться от такого вида упаковки.

В любом случае мы будем с ними работать. Сегодня в Беларуси введена расширенная ответственность производителя, которая как институт существует, но на практике мы пока еще не видим, чтобы наши торговые объекты должным образом отзывались на эти нормы законодательства. Очень отдаленные перспективы и на то, чтобы работать по внедрению принципов зеленых закупок, и по ужесточению требований к торговым предприятиям для того, чтобы все-таки обеспечить максимальный сбор вредных отходов и отходов, которые могут быть использованы вторично.

Корр. БЕЛТА
Вся Европа переходит на использование биоразлагаемой упаковки (бумажной, текстильной, биоразлагаемых полимерных пакетов). Минприроды Беларуси также неоднократно выступало с инициативой рекомендовать объектам торговли использовать биоразлагаемую упаковку. Наши торговые организации используют полиэтиленовую. Как можно стимулировать производителей, чтобы они освоили производство биоразлагаемой упаковки?
Малкина Ия

К примеру, во Франции принято однозначное решение, что бесплатно пакеты на кассах в магазинах раздаваться не должны, ведь это в значительной степени негативно влияет на экологию. Плата за пакеты вводится, чтобы ограничивать их приобретение покупателями. Пример простой - магазин "Корона". Пока магазин давал пакеты бесплатно, можно было взять и пять, и десять пакетов. Как только пакеты стали распространяться на платной основе, у потребителя срабатывает защитный рефлекс - я уже не возьму три пакета, если могу все поместить в один. И магазин ввел плату не только ради собственной финансовой выгоды, это и экологическое решение.

Второй шаг - замена полиэтиленовых пакетов на бумажные. Они популярны в Западной Европе и все больше внедряются в обиход. Продажа многоразовых текстильных сумок - тоже в какой-то степени экологичное решение. Мы максимально к этому стремимся, планируем внедрять механизмы, которые стимулировали бы покупателя выбирать именно такие сумки или пакеты. Но на данном этапе развития общества мы не готовы отказаться ради экологии от своих сиюминутных желаний. Вторая сторона медали - пока это финансово затратно. Упаковка из бумаги будет стоить дороже, соответственно, выбор потребителя будет не в пользу этой упаковки. Поэтому для нас важно найти такой сбалансированный экономический инструмент, чтобы экологические решения в меньшей степени ложились на конечного потребителя, чтобы максимально в этот процесс вовлечь производителей товаров, которые были бы экологически ответственны и перед государством, и перед конечным потребителем за то, какие используют виды упаковки.

Я надеюсь, что механизмы, которые мы совместно с Министерством экономики, другими заинтересованными госорганами прорабатываем и которые будут предложены для утверждения правительству до конца этого года, все-таки смогут стимулировать производителя, торговые объекты к внедрению в свой оборот экологических решений.

Корр. БЕЛТА
Будут ли закреплять требование по биоразлагаемой упаковке на законодательном уровне?
Малкина Ия

Мы планируем. Ведется очень активная работа с Госстандартом по разработке таких документов, в том числе по проработке регламента Таможенного союза о безопасности упаковки. Будем искать компромисс.

Наталья, Минск
Правда ли, что полигон "Северный" под Минском до конца этого года закроют? Когда будет завершено строительство мусороперерабатывающего сортировочного завода в районе полигона "Тростенецкий", которое было начато в апреле?
Малкина Ия

Полигон "Северный" по захоронению твердых коммунальных отходов эксплуатируется с 1981 года, его площадь составляет 23,4 га. Он принимает на захоронение отходы от Минска и Минского района (Боровлянский, Папернянский, Острошицко-Городокский и Колодищанский сельские исполнительные комитеты).

Сейчас полигон является действующим на основании разрешительных документов, удостоверяющих право временного пользования землей: Минский областной исполнительный комитет в сентябре 2015 года продлил коммунальному унитарному предприятию по обращению с отходами "Экорес" срок пользования этим земельным участком в Минском районе до 1 января 2018 года.

Территориальные органы Минприроды на постоянной основе проводят контрольные мероприятия по соблюдению требований природоохранного законодательства при эксплуатации данного объекта. Для снижения нагрузки на него в настоящее время завершено строительство второй очереди полигона "Тростенецкий", расположенного в районе поселка Сосны. Объект сдан в эксплуатацию в июле текущего года и уже принимает отходы для захоронения.

Также с апреля 2016 года ведется строительство мусороперерабатывающего сортировочного завода в районе существующего полигона твердых коммунальных отходов "Тростенецкий" мощностью 100 тыс. т в год. Строительные работы планируется завершить в апреле 2017 года.

Корр. БЕЛТА
Не так давно вы озвучивали информацию, что Беларусь рассматривает возможность присоединения к Протоколу по стратегической экологической оценке (СЭО), который действует в рамках Конвенции Эспо. Какие обязательства страна должна будет на себя взять, если положительно решит этот вопрос? Когда это может произойти?
Малкина Ия

Беларусь сейчас не является стороной Протокола по стратегической экологической оценке, и следовательно, с юридической точки зрения положения указанного документа для нас не обязательны. Тем не менее мы рассматриваем возможность присоединения к Протоколу по СЭО, и важным шагом в этом вопросе стало внедрение данного инструмента в национальное законодательство (был принят закон "О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду", который вступает в силу в январе 2017 года).

СЭО является международно признанным инструментом для планирования, который позволяет осуществить анализ вероятных воздействий на окружающую среду принимаемых решений, включаемых в стратегии, программы, документацию по планированию городов, населенных пунктов, и принятия соответствующих мер по предотвращению, уменьшению или смягчению неблагоприятных последствий этих решений.

При этом институт СЭО нельзя назвать принципиально новым для страны. Так, разработчики программ, градостроительных проектов уже оценивают (прогнозируют) возможные неблагоприятные последствия реализации мероприятий, планируемых в таких документах, и предусматривают природоохранные мероприятия, минимизирующие неблагоприятные последствия. Однако результаты такой оценки в программах не фиксируются, и, соответственно, невозможно оценить при их рассмотрении, учтены ли все возможные последствия. Для более объективного анализа ситуации закон предусматривает механизм экологической оценки этих документов в процессе их разработки и подготовки экологического доклада по СЭО.

С подписанием данного Протокола у Беларуси возникнут обязательства проведения трансграничной процедуры согласования стратегических документов при выявлении возможного существенного воздействия последствий принимаемых решений на другие страны. В то же время Беларусь также будет задействована в трансграничных процедурах СЭО по решениям, принимаемым другими странами.

Веремейчик Алексей
В Минске в июне 2017 года пройдет 7-е Совещание сторон Конвенции Эспо. Что даст проведение такого крупного мероприятия Беларуси? Какие вопросы там будут обсуждаться?
Малкина Ия

Нужно начать с того, что решение о намерении Беларуси предложить свою кандидатуру в качестве принимающей стороны седьмой сессии Совещания сторон является важным международно-политическим шагом, демонстрирующим открытость и готовность нашей страны к партнерским отношениям в международной сфере. Проведение 7-го Совещания сторон в Беларуси положительно повлияет на имидж страны и позволит укрепить статус открытого и надежного партнера на многопрофильной международной арене.

Беларусь всегда стремилась и будет стремиться выполнять свои международные обязательства в рамках всех принятых конвенций, и Конвенция Эспо не является исключением. К такому же поведению мы призываем и наших коллег по конвенциям, а также соседей. Мы надеемся, что Совещание сторон в Минске поможет в очередной раз укрепить добрые партнерские отношения между странами - участницами Конвенции Эспо, а также наладить новые отношения с государствами, недавно присоединившимися к ней.

Что касается вопросов для обсуждения, то нужно понимать, что они вырабатываются не белорусской стороной, а Секретариатом Конвенции Эспо совместно со всеми странами-участницами в рамках рабочих органов Конвенции, таких как бюро, комитет по осуществлению, рабочая группа. И еще слишком рано говорить о точных формулировках вопросов, предполагаемых к рассмотрению.

В то же время я могу отметить, что помимо организационных моментов функционирования Конвенции Эспо и ее органов, традиционно в ходе работы Совещания сторон поднимаются важные проблемные вопросы, выявленные за отчетный период. Например, на прошлом Совещании сторон, которое состоялось в 2014 году в Швейцарии, было принято единогласное решение о необходимости гармонизации проводимых действий по выполнению Конвенции Эспо в ядерно-энергетической области. Разработанный на основании этого проект рекомендаций по надлежащей практике применения конвенции к деятельности в области ядерной энергетики будет представлен на одобрение и принятие в Минске в 2017 году, после чего он станет обязательным к выполнению.

Кроме того, нельзя оставить без внимания факт рассмотрения вопросов выполнения сторонами своих обязательств в рамках Конвенции Эспо. Среди них, наравне с вопросами других стран, будет рассматриваться и жалоба Литвы на Республику Беларусь, касающаяся соблюдения нашей страной положений Конвенции при строительстве АЭС. Эта жалоба рассматривалась еще на предыдущем Совещании сторон в 2014 году. Тогда было принято решение продолжить консультации, пригласить миссии МАГАТЭ (SЕЕD) по оценке безопасности выбранной площадки. Надеемся, что на 7-м Совещании сторон будет вынесено окончательное решение. Беларусь готова к рассмотрению данного вопроса и, как и ранее, готова приводить обоснованные аргументы и факты соблюдения белорусской стороной своих обязательств.

Веренич Евгений, Минск
В связи с постоянным ростом количества автомобильного транспорта в стране все острее стоит вопрос утилизации автомобильных шин. Подскажите, куда правильнее всего сдавать изношенные шины? Требуется ли за это платить или, наоборот, есть возможность получить компенсацию за сдачу шин в качестве вторсырья?
Малкина Ия

К сожалению, пока за сдачу шин приходится платить. Но я надеюсь, что в дальнейшем это перспективное направление будет развиваться и у нас будет столько предприятий по переработке шин, что они будут платить за сырье. Информацию о всех организациях, которые занимаются переработкой шин, можно найти на сайте РУП "Бел НИЦ Экология", которое ведет реестр организаций - переработчиков различных видов отходов.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси