ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 16 октября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +6°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Дмитрий Хомичук, Брест
Добрый день. Согласно пункту "ж" статьи 12 закона о пенсионном обеспечении водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам, имеют право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. Относятся ли к данной категории водители автобусов экспрессного сообщения в городе Бресте, в просторечии называемые маршрутками? По условиям труда и нормативным документам данный вид деятельности относится к регулярным автомобильным перевозкам пассажиров. Условия труда и законы для них точно такие же, как и для "больших" автобусов. Если относятся, то я считаю, что в законе эта норма должна быть уточнена, для избежания спорных трактовок закона на местах. Если не относятся, то я считаю, что это несправедливо, т.к. от "больших" автобусов они ничем не отличаются по условиям труда, и прошу поднять этот вопрос в министерстве и/или Совете Министров. Спасибо за внимание, Дмитрий.
Яшкова Лариса

Для включения периодов работы водителем в стаж, дающий право на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "ж" статьи 12 закона "О пенсионном обеспечении" (специальный стаж), должен быть соблюден ряд условий. К таким условиям относятся: занятость в профессии водитель пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов и трамваев); работа на городских или (и) отдельных пригородных маршрутах, по условиям труда приравненных к городским; непосредственная занятость выполнением вышеуказанной работы в течение полного рабочего дня.

Указанные требования предъявляются к периодам работы до 1 января 2009 года. За периоды работы после 1 января 2009 года профессиональный стаж формируется при соблюдении помимо условий, указанных выше, также условий занятости на работе не менее чем на полную ставку (оклад) и уплаты обязательных страховых взносов на цели профессионального пенсионного страхования.

Продолжительность специального стажа для назначения досрочной пенсии подтверждается справкой работодателя, выдаваемой в установленном порядке, профессионального - справкой отдела фонда социальной защиты населения Минтруда.

По вопросу формирования такого стажа необходимо в первую очередь обращаться к своему работодателю.

Светлана Васильевна Земченок, Минск
Мне - 55,5 лет, трудовой стаж - 36 лет, социальный - 23 года! Могу ли я оформить пенсию до достижения 56,5? Может, с понижающим коэффициентом?
Мурашкевич Наталья

Непонятно, о каком понижающем коэффициенте вы ведете речь. Законодательством предусмотрена возможность назначения трудовой пенсии по возрасту досрочно.

В частности, при соблюдении условий, предусмотренных законами "О занятости населения Республики Беларусь" и "О пенсионном обеспечении", гражданам, признанным в установленном порядке безработными, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия может быть предложено назначение досрочной пенсии по возрасту. При этом досрочная пенсия по возрасту назначается не ранее чем за один год до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Логвин Валентина Петровна, Минск
Если у пенсионера, длительно работающего после назначения пенсии, зарплата превысила ту, с которой назначалась пенсия, логично, что он вправе произвести перерасчет своей пенсии. Ведь с его зарплаты продолжали производиться все отчисления, дающие право на пенсионное обеспечение. Каков порядок перерасчета?
Яшкова Лариса

Перерасчет назначенной пенсии по возрасту и за выслугу лет с учетом периодов работы (стажа) после ее назначения производится при условии неполучения пенсии в этот период. Перерасчет пенсии по возрасту из заработка за периоды работы после ее назначения законодательством не предусмотрен.

Рулькевич Елена Владимировна, Молодечно
Здравствуйте. Работаю у ИП без печати по контракту товароведом. Мне установлена группа инвалидности. Для оформления документов на пенсию необходимо предоставить представление, которое должно быть заверено печатью. В связи с внесением изменений в правила ведения трудовых книжек надо ли заверять представление в исполкоме?
Мурашкевич Наталья

Ваш работодатель - индивидуальный предприниматель и вправе не использовать печать. В связи с этим представление к назначению пенсии органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, должно быть принято без заверения печатью.

Крючков Александр Иванович, Минск
Добрый день! Я, Крючков Александр Иванович, офицер запаса, страховой стаж 14,5 лет. После 23 лет службы в армии более 21 года был государственным служащим в ГТК и в 2016 году ушел в отставку. Собирался уйти в отставку после 20 лет государственной службы, опасаясь, что потеряю право получения пенсии государственного служащего. Руководство уверило, что изменений не будет, и я служил до исполнения 65 лет. В результате после выхода в отставку мне отказали в выделении пенсии государственного служащего в связи с изменениями в пенсионном законодательстве. Обращался в администрацию Первомайского района Минска (по месту жительства), но мне отказали. Затем обращался в Министерство труда и социальной защиты. Оттуда мое обращение направили по месту жительства, и опять был отказ. Я как-то слушал выступление Президента о том, что такие случаи рассматриваются индивидуально. Можно ли использовать такой шанс мне? Куда обратиться? Очень надеюсь, что мой вопрос можно решить положительно в свете внесения дополнительных изменений в пенсионное законодательство. Неужели, имея стаж государственной службы более 21 года, уплачивая все эти годы не маленькие взносы в пенсионный фонд, я теперь не имею права получения соответствующей пенсии? Прошу прощения за беспокойство. Заранее благодарю за ответ.
Яшкова Лариса

Пенсия за выслугу лет государственного служащего назначается при соблюдении установленных законодательством условий. В частности, для назначения такой пенсии требуется наличие определенного стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда Республики Беларусь (в текущем году - это не менее 16 лет 6 месяцев) и стажа государственной службы не менее 20 лет. Согласно положениям общего пенсионного законодательства и законодательства о государственной службе, в указанные стаж работы с уплатой взносов и стаж государственной службы не включаются периоды работы на государственной службе после 1 августа 2006 года с одновременным получением, в частности, военной пенсии за выслугу лет.

Возможность принятия индивидуальных, исключительных решений по вопросам пенсионного обеспечения законодательством не предусмотрена.

Занкевич Елена Петровна, Минск
В соответствии с действующим законодательством для назначения пенсии по возрасту в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет. На какую пенсию может (трудовую или социальную) рассчитывать работник, если ко времени достижения пенсионного возраста его страховой стаж в Республике Беларусь составит 15 лет и 5 лет страхового стажа в Российской Федерации?
Мурашкевич Наталья

Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией предусмотрено суммирование страхового (трудового) стажа для целей определения права на пенсию. Таким образом, в приведенной ситуации, если гражданин Республики Беларусь будет оформляться на пенсию с учетом норм договора, то стаж его работы в Российской Федерации будет просуммирован с белорусским стажем при условии подтверждения российского стажа компетентными органами Российской Федерации.

Петрович Алла Андреевна, Новополоцк
Уважаемая Лариса Михайловна, помогите в решении вопроса о назначении мне пенсии. Я, Петрович Алла Андреевна, 1960 года рождения. Гражданка Республики Беларусь. В настоящее время зарегистрирована и проживаю в Республике Польша, замужем за поляком. Но гражданство не меняла. До отъезда в Польшу работала на заводе "Измеритель" в Новополоцке. Имею 15 лет трудового стажа, обращалась в пенсионный отдел в Новополоцке о назначении мне пенсии, но получила отказ. Считаю это неправильным и несправедливым, так как я уплачивала взносы в пенсионный фонд. В настоящее время работаю в Польше. Могу ли я рассчитывать на назначение мне пенсии по возрасту. - - - Кармес Любовь Сергеевна, Новополоцк: - - - Может ли быть назначена и выплачиваться пенсия гражданке Республики Беларусь, выехавшей в связи с замужеством на постоянное жительство в Польшу. Имеет трудовой стаж в Беларуси 18 лет, возраст 58 лет. Зарегистрирована в Республике Польша.
Яшкова Лариса

Право на пенсионное обеспечение предоставляется гражданам Беларуси при условии постоянного проживания на территории республики. Иной порядок пенсионного обеспечения может предусматриваться международными договорами, заключаемыми Республикой Беларусь с иностранными государствами. В настоящее время белорусскими и польскими экспертами ведется работа над проектом договора в области социального обеспечения. Договор будет предусматривать назначение пенсии каждым государством (РБ и РП) за стаж работы на его территории и экспорт назначенных пенсий в государство проживания пенсионера. При заключении этого договора может быть решен вопрос вашего пенсионного обеспечения Республикой Беларусь за стаж работы на ее территории.

Егор Панкратов, Минск
Не секрет, что у многих юридических лиц есть задолженности перед ФСЗН. Назовите, пожалуйста, общую цифру долга. Не мешает ли эта проблема вовремя выплачивать пенсии и пособия? Как был исполнен бюджет ФСЗН в 2017 году? Все ли было, как планировалось?
Ковальков Валерий

Задолженность юридических лиц по уплате взносов в Фонд социальной защиты населения на 1 апреля 2018 года (отчет формируется ежеквартально) составила Br28,8 млн. Расходная честь бюджета фонда на 2018 год запланирована на уровне Br13,394 млрд. При этом 98,5% - расходы на финансирование пенсий и пособия. Таким образом, имеющаяся у юридических лиц задолженность не оказывает значимого влияния на финансирование этих выплат. Что касается исполнения бюджета фонда за 2017 год, то он исполнен с профицитом по средствам профессионального пенсионного страхования - Br197,8 млн. Бюджет фонда на очередной год планируется из прогнозируемого уровня средней заработной платы работников и фонда оплаты труда. Поскольку фактические значения этих показателей не всегда совпадают с прогнозируемыми, как правило, осуществляется корректировка бюджета фонда. Такая корректировка была осуществлена и в декабре 2017 года указом Президента Республики Беларусь.

Дмитрий Ермак, Минск
Если посмотреть на структуру расходов фонда социальной защиты за последние годы, то можно увидеть, что доля пенсий уменьшается, тогда как заметно вырос удельный вес детских пособий (ежемесячные пособия по уходу за ребенком, единовременные выплаты при рождении ребенка). При этом размеры таких пособий растут опережающими темпами по отношению к трудовым пенсиям. В итоге величина ежемесячного пособия на второго ребенка сегодня уже превышает средний размер трудовой пенсии (Br356,6 против Br323,2). Желание государства стимулировать рождаемость понятна, но получается, что это происходит в ущерб гражданам пенсионного возраста, ведь именно они в первую очередь вправе рассчитывать на повышение пенсий, поскольку вносили свой вклад в фонд соцзащиты. В связи с этим планируется ли исправлять подобный дисбаланс и каким образом? Все-таки размер трудовых пенсий объективно должен быть выше детских пособий, тем более что так всегда и было в предыдущие годы.
Мурашкевич Наталья

Работники, которые получают пособия, также вносили свой вклад: уплачивали взносы на государственное социальное страхование. То есть основания на получение выплат из средств государственного социального страхования у них такие же, как и у пенсионеров. Представляется уместным отметить, что так называемое детское пособие предназначено для материальной поддержки двух персон - матери и ребенка. В целом обе эти категории - пенсионеры и дети - нуждаются в государственной поддержке. Однако более негативные последствия за снижением рождаемости. В конечном счете, от этого будет зависеть наполняемость фонда соцзащиты в будущем. И это нельзя не учитывать.

Дмитрий Ермак, Минск
Не могли бы вы привести данные по количеству граждан, которые, достигнув общеустановленного пенсионного возраста, не получили право на трудовую пенсию из-за отсутствия у них необходимого стажа работы с уплатой страховых взносов в фонд соцзащиты (страхового стажа) либо общего трудового стажа? В отношении таких граждан часто применяется выражение "попали в пенсионную ловушку". Но ведь в такой ловушке белорусы оказались не по своей воле, поскольку государство в 2014-2015 годах резко и без широкого общественного обсуждения увеличило страховой стаж: с 5 до 15 лет, то есть в три раза. Говоря спортивной терминологией, правила игры для граждан изменились уже по ходу игры. И если у 30- и 40-летних граждан еще есть возможность наработать требуемый стаж, то у граждан предпенсионного возраста, естественно, такой возможности уже не было. Ведь многие ориентировались на пятилетний период. В связи с этим, учитывая декларируемую в стране социальную направленность, планирует ли государство каким-либо образом поддержать своих граждан, которые не по своей воле оказались в "пенсионной ловушке" и не могут рассчитывать на трудовую пенсию?
Мурашкевич Наталья

Статистические данные о численности граждан, которые не приобрели право на пенсию, в том числе по причине отсутствия стажа, не формируются. Если к пенсионному возрасту человек имеет только 5 лет работы, то законодательством учитывается, по каким причинам это произошло. Если он учился, служил в армии, осуществлял уход (за детьми, инвалидами, престарелыми), иную социально значимую деятельность, то эти обстоятельства принимаются во внимание при назначении пенсии: страховой стаж снижается до 10 и даже 5 лет.

Если имели место иные причины, например, серая занятость, то гарантии государства в этом случае будут минимальны - социальная пенсия в более высоком возрасте.

Галина, Минск
Планируется ли уменьшение страхового стажа для родителей, которые воспитывали детей-инвалидов менее 8 лет? Например, у ребенка была инвалидность 5 лет. Мама оформляла уход за ним или работала, но у нее было много больничных, и страховой стаж в их период не накапливался. Кроме того, были отпуска по уходу до 3 лет. В итоге, даже если она работала, накопить необходимый страховой стаж для нее проблематично. И планируется ли снижение пенсионного возраста для родителей, которые воспитывали ребенка-инвалида с 4 степенью утраты здоровья в течение 5 лет? Родители, которые ухаживали за таким ребенком 5 лет, несли нагрузки физические и моральные не менее, чем родители, воспитывавшие ребенка-инвалида с 1 степенью утраты здоровья в течение 8 лет. Последние вправе оформить пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. Родители, которые боролись со сложнейшим недугом ребенка 5 лет и подорвавшие этим свое здоровье, никаких льгот (пенсионных) не имеют. Здесь видится недоработка в законодательстве. Хотелось бы видеть более сбалансированный подход к пенсионным льготам для них. Зачастую родители тяжело больных детей просто не доживают до пенсии или приходят к ней сами тяжело больными.
Ковальков Валерий

Введение новых пенсионных льгот (снижение пенсионного возраста и уменьшение требуемого стажа работы с уплатой взносов) для родителей, воспитывавших ребенка-инвалида менее восьмилетнего периода, не планируется. При этом замечу, что вопросы установления времени (возраста) наступления инвалидности у каждого конкретного ребенка-инвалида относятся к компетенции Министерства здравоохранения.

У женщины требуемый страховой стаж (16 лет 6 месяцев - 20 лет) формируется в течение всего трудоактивного периода - в среднем около 40 лет (начиная с 18 лет и до назначения пенсии). Даже с учетом отвлечения на уход за малолетними детьми (до трех лет) и на пятилетний уход за ребенком-инвалидом требования по страховому стажу остаются посильными.

Отметим также, что женщинам, имеющим общий стаж не менее 35 лет (в него включается и указанные периоды ухода за детьми, уход за взрослым инвалидом 1 группы, учеба, получение пособия по безработице и т.п.), требования к стажу уже снижены - пенсия по возрасту может назначаться при наличии не менее 10 лет работы с уплатой взносов.

Лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, назначается пенсия по инвалидности.

Елена Аблажей, Пуховичи
Во многих странах пенсионер знает, сколько средств находится на его персональном пенсионном счету. Где можно посмотреть, какая сумма находится у меня, сколько взносов в ФСЗН отдано мною за свою жизнь? Елена Аблажей, 54 года.
Яшкова Лариса

Информацию об уплате за вас работодателем страховых взносов, можно получить в районном отделе Фонда социальной защиты населения за период с 1 января 2003 года, то есть с даты введения индивидуального (персонифицированного) учета.

Отметим, что согласно Закону Республики Беларусь "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь", размер взноса для работодателя составляет 28% на пенсионное страхование, 6% - на социальное страхование. Взносы работника составляют 1% от начисленных ему выплат и уплачиваются им начиная с 1 января 1992 года.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси