Белорусское Полесье, 1893 год. Супруги Викентий-Станислав и Мария Козелл-Поклевские приезжают в Красный Берег, где только-только закончилось строительство их новой усадьбы, - и от увиденного у них буквально дух захватывает. Документальных подтверждений этому, конечно же, нет, но каждый, кто хоть раз бывал в их имении, с легкостью примет эти слова на веру. Ведь даже спустя 131 год, пережив войну, строение изумляет своим великолепием. Ни одно другое здание в Беларуси не может похвастаться таким разнообразием архитектурных стилей, собранных под одной крышей.
- В 1889 году дочь Гатовских Мария Козелл-Поклевская родила девочку, которую тоже назвали Марией, а спустя два года - сына Альфонса. По этому поводу счастливый дедушка решил сделать подарок: снести деревянный дом в Красном Береге и построить для семьи дочери каменную усадьбу - да такую, какая отличалась бы от всех других. В конце ХIХ века имение Красный Берег официально перешло Марии в качестве приданого и принадлежало ее семье вплоть до прихода советской власти, - рассказывает старший научный сотрудник ГУК "Жлобинский историко-краеведческий музей" Екатерина Тисецкая.
Усадебный дом в форме буквы "Г" был построен в 1893 году по проекту профессора архитектуры Петербургской академии художеств Виктора Шретера. Именно он, стремясь заменить недолговечную и непрочную штукатурку, первым в России стал облицовывать фасады обожженным в сильном огне кирпичом и естественным камнем, что мы и видим в этом имении. Сейчас уже сложно сказать, чей именно капитал - тестя или зятя - стал основой для строительства. Скорее всего, отмечает Екатерина Тисецкая, это было совместное участие: Гатовский выразил желание иметь что-то солидное, а Козелл-Поклевский занялся финансированием.
Усадьба получилась не просто солидной, она как будто сошла со страниц детской сказки. Все потому, что монументальное двухэтажное здание соединяет в себе элементы сразу нескольких стилей: здесь вам и готика, и ренессанс, и модерн, и классицизм… Чего стоят одни только стрельчатые оконные проемы и химеры на водостоках! Обратите внимание и на главный вход, сделанный в виде трех арок. Над ним сохранился герб старинного рода Козелл-Поклевских.
- Достаточно скромный вид центрального входа не может подготовить посетителя к тому великолепию, которое ожидает нас внутри, - уточняет Екатерина Тисецкая. И нам сложно с ней не согласиться. - Создавался усадебный комплекс очень тщательно и подробно, здесь была продумана каждая деталь. Например, красный цвет в неоштукатуренных хозяйственных постройках символизировал жизнь и деятельность, а зелень садов и парков - надежду.
- А вот бальный зал - это уже эпоха Людовика XVI, - уточняет Екатерина Тисецкая. - Будуар украшали настенные зеркала, оправленные в рамы из искусственного мрамора. Ряд салонов, стены и софиты были покрыты полихромной росписью кисти Александра Боравского. В оформлении Краснобережской усадьбы, помимо стилевой мебели, использовались бронзовые вещи, изготовленные польской фирмой Лопинских, венецианский хрусталь, английский фаянс, французский фарфор. Здесь же находилась и богатая галерея живописи с полотнами Семирадского, Айвазовского, Кондратенко.
Всего же в интерьерах комнат можно увидеть 10 стилей - ни один другой замок или усадьба Беларуси не могут похвастаться таким разнообразием.
Для прогулок на свежем воздухе рядом с усадьбой по проекту Франтишека Шаниора был разбит английский парк, который включен в перечень памятников природы Беларуси. Сеть дорожек делит территорию на несколько зон, одна из которых примыкает к реке. С привычными нам елями, дубами и каштанами соседствуют и экзотические растения, например американская, крымская и крупнолистная липы, амурский бархат, грецкий орех. Деревья были посажены так, чтобы вечнозеленые и листопадные виды сочетались.
- Франтишек Шаниор создавал изящные беседки, затейливые мостики. Там, где позволяли размеры усадьбы, зеленое пространство парка дополняла вода. Река не только украшала территорию, настраивала на романтический лад, но и решала чисто практические задачи: там разводили рыбу, - уточняет Екатерина Тисецкая.
В Красный Берег Козелл-Поклевские приезжали только летом, постоянно же проживали в Талице (сейчас это Свердловская область). Викентий-Станислав был очень известным человеком: действительный статский советник, предприниматель, меценат, общественный деятель, а с 1890 года - распорядитель торгового дома "Наследники А.Ф. Поклевского-Козелл". Ему принадлежали предприятия по переработке железа, чугуна и стеарина, стеклянные предприятия, а также золотые, асбестовые, серебряные, медные, железные рудники, прииски изумрудов и александритов. Он считался крупнейшим землевладельцем Сибири, за свой счет содержал армейский полк в годы Первой мировой и выдавал зарплату семьям ушедших на войну рабочих. Накануне 1917 года уральские заводы этой семьи производили пятую часть всего спирта России. Что касается супруги Викентия-Станислава, то она активно занималась благотворительностью, помогала женским гимназиям и училищу, а также стала создательницей общества по борьбе с чахоткой.
Во времена владения усадьбой Козелл-Поклевскими появилась красивая традиция. После венчания молодожены, жившие в этой местности, обязательно должны были приехать к имению и пройтись по аллее любви, в конце которой их встречали хозяева или их приказчик и вручали подарки.
| Юлия ГАВРИЛЕНКО, газета "7 дней". Фото Татьяна МАТУСЕВИЧ.
Усадьба Козелл-Поклевских на видео 360°: прогуливаемся по роскошным интерьерам
Не замком единым. Несвиж: вот что обязательно нужно увидеть в древнем городе
Персеиды… на фоне северного сияния! Такое зрелище увидишь не каждый день
Подарок на века
Имение Красный Берег известно еще с XVI века. Но его расцвет начался в конце XIX века, вскоре после того, как его приобрел генерал-лейтенант инженерных войск российской армии Михаил Семенович Гатовский. Вместе с женой Мальвиной он почти все время проживал в Санкт-Петербурге, а за имением следил поверенный. Все изменилось после того, как их дочь вышла замуж и подарила родителям долгожданных внуков.- В 1889 году дочь Гатовских Мария Козелл-Поклевская родила девочку, которую тоже назвали Марией, а спустя два года - сына Альфонса. По этому поводу счастливый дедушка решил сделать подарок: снести деревянный дом в Красном Береге и построить для семьи дочери каменную усадьбу - да такую, какая отличалась бы от всех других. В конце ХIХ века имение Красный Берег официально перешло Марии в качестве приданого и принадлежало ее семье вплоть до прихода советской власти, - рассказывает старший научный сотрудник ГУК "Жлобинский историко-краеведческий музей" Екатерина Тисецкая.
Усадебный дом в форме буквы "Г" был построен в 1893 году по проекту профессора архитектуры Петербургской академии художеств Виктора Шретера. Именно он, стремясь заменить недолговечную и непрочную штукатурку, первым в России стал облицовывать фасады обожженным в сильном огне кирпичом и естественным камнем, что мы и видим в этом имении. Сейчас уже сложно сказать, чей именно капитал - тестя или зятя - стал основой для строительства. Скорее всего, отмечает Екатерина Тисецкая, это было совместное участие: Гатовский выразил желание иметь что-то солидное, а Козелл-Поклевский занялся финансированием.
Сбежавший из сказки
После революции 1917 года в имении располагалось сельскохозяйственное училище, а во время Великой Отечественной оно использовалось фашистами как госпиталь. Отчасти поэтому здание и его внутреннее убранство хорошо сохранились. Сегодня на территории находится аграрный колледж, а сама усадьба является музеем. Чтобы попасть в главное здание, пройдите через неоготическую браму и двигайтесь прямо. Величественное двухэтажное здание вы заметите не сразу - оно притаилось за несколькими старыми деревьями.Усадьба получилась не просто солидной, она как будто сошла со страниц детской сказки. Все потому, что монументальное двухэтажное здание соединяет в себе элементы сразу нескольких стилей: здесь вам и готика, и ренессанс, и модерн, и классицизм… Чего стоят одни только стрельчатые оконные проемы и химеры на водостоках! Обратите внимание и на главный вход, сделанный в виде трех арок. Над ним сохранился герб старинного рода Козелл-Поклевских.
- Достаточно скромный вид центрального входа не может подготовить посетителя к тому великолепию, которое ожидает нас внутри, - уточняет Екатерина Тисецкая. И нам сложно с ней не согласиться. - Создавался усадебный комплекс очень тщательно и подробно, здесь была продумана каждая деталь. Например, красный цвет в неоштукатуренных хозяйственных постройках символизировал жизнь и деятельность, а зелень садов и парков - надежду.
В доме спрятан целый мир
На двух этажах усадьбы располагается 36 комнат, и все они - в разных стилях. Переходя из одного помещения в другое, вы как будто перемещаетесь по странам и эпохам. Пожалуй, самым необычным по праву считается интерьер арабского зала. Он был оформлен оригинальной мебелью из Дамаска, инкрустированной перламутром и слоновой костью, а на полах лежали персидские ковры.- А вот бальный зал - это уже эпоха Людовика XVI, - уточняет Екатерина Тисецкая. - Будуар украшали настенные зеркала, оправленные в рамы из искусственного мрамора. Ряд салонов, стены и софиты были покрыты полихромной росписью кисти Александра Боравского. В оформлении Краснобережской усадьбы, помимо стилевой мебели, использовались бронзовые вещи, изготовленные польской фирмой Лопинских, венецианский хрусталь, английский фаянс, французский фарфор. Здесь же находилась и богатая галерея живописи с полотнами Семирадского, Айвазовского, Кондратенко.
Всего же в интерьерах комнат можно увидеть 10 стилей - ни один другой замок или усадьба Беларуси не могут похвастаться таким разнообразием.
Для прогулок на свежем воздухе рядом с усадьбой по проекту Франтишека Шаниора был разбит английский парк, который включен в перечень памятников природы Беларуси. Сеть дорожек делит территорию на несколько зон, одна из которых примыкает к реке. С привычными нам елями, дубами и каштанами соседствуют и экзотические растения, например американская, крымская и крупнолистная липы, амурский бархат, грецкий орех. Деревья были посажены так, чтобы вечнозеленые и листопадные виды сочетались.
- Франтишек Шаниор создавал изящные беседки, затейливые мостики. Там, где позволяли размеры усадьбы, зеленое пространство парка дополняла вода. Река не только украшала территорию, настраивала на романтический лад, но и решала чисто практические задачи: там разводили рыбу, - уточняет Екатерина Тисецкая.
В Красный Берег Козелл-Поклевские приезжали только летом, постоянно же проживали в Талице (сейчас это Свердловская область). Викентий-Станислав был очень известным человеком: действительный статский советник, предприниматель, меценат, общественный деятель, а с 1890 года - распорядитель торгового дома "Наследники А.Ф. Поклевского-Козелл". Ему принадлежали предприятия по переработке железа, чугуна и стеарина, стеклянные предприятия, а также золотые, асбестовые, серебряные, медные, железные рудники, прииски изумрудов и александритов. Он считался крупнейшим землевладельцем Сибири, за свой счет содержал армейский полк в годы Первой мировой и выдавал зарплату семьям ушедших на войну рабочих. Накануне 1917 года уральские заводы этой семьи производили пятую часть всего спирта России. Что касается супруги Викентия-Станислава, то она активно занималась благотворительностью, помогала женским гимназиям и училищу, а также стала создательницей общества по борьбе с чахоткой.
Во времена владения усадьбой Козелл-Поклевскими появилась красивая традиция. После венчания молодожены, жившие в этой местности, обязательно должны были приехать к имению и пройтись по аллее любви, в конце которой их встречали хозяева или их приказчик и вручали подарки.
| Юлия ГАВРИЛЕНКО, газета "7 дней". Фото Татьяна МАТУСЕВИЧ.
Читайте также:
Не замком единым. Несвиж: вот что обязательно нужно увидеть в древнем городе
Персеиды… на фоне северного сияния! Такое зрелище увидишь не каждый день