Как Михаил Пташук подбирал команду и общался с актёрами? Зачем после съёмок всех возил на малую родину, в родную деревню? О жизни легендарного режиссёра рассказала его дочь, которая выросла у папы на съёмной площадке. В проекте "В теме. История" - Лика Пташук.
- Отец мой родился в 1943 году в землянке. И знаете, он очень долго искал, как начать книгу, должен был задать ей правильную интонацию. Она вся состоит из набросков, дневников, которые он собрал. Чем она интересна? Папа погиб, а книга была издана после. Дневники не подвергались его окончательной редакции и цензуре. То есть он собрал эту книгу, и она была издана практически в первозданном виде. Главным составителем ее является моя мама, Лилия Михайловна Пташук.
В 1946 году убили его отца, и всю жизнь моего отца воспитывали две женщины: бабтя Лиза и его мама, Мария Семеновна, моя любимая бабушка. Отец очень заботился о ней всю свою жизнь. Последние 10 лет она провела в нашем доме. Она выращивала лен, была бригадиром и заболела очень сильно вследствие этой тяжелой работы, стала инвалидом. Папа прикладывал очень много усилий, чтобы ей помочь, облегчить все страдания, связанные с болезнью. Искал ей лучших докторов, возил в санатории. Привозил бабушку обязательно на зиму к нам домой. Очень заботился!
Нужно сказать, что папа был удивительным человеком. В одном интервью меня спросили: "Ваш папа начал свою книгу с того, что «вырос среди слез», а как бы вы начали свою?" На тот момент я начала книгу об отце так: "В нем жил Бог". И мне не кажется это начало каким-то лживым, не органичным, потому что Бог есть любовь. Мне кажется, имя моего отца настолько связано с любовью - во-первых, к родным и близким. Он был замечательным отцом мне, замечательным дедом моему сыну Михаилу. Думаю, что он был бы замечательным прадедом, потому что у меня уже есть две внучки - поделюсь своей радостью. Он был замечательным мужем и замечательным сыном. У него была любовь к родным, близким, друзьям и обязательно, конечно, к искусству и белорусскому кино, которому он посвятил всю жизнь.
- Самое-самое яркое воспоминание о Михаиле
Николаевиче?
- Воспоминаний много. Конечно, они связаны с кино. Но самое главное воспоминание, наверное, о том, когда я была маленькой на съемках фильма "Про Витю, про Машу и морскую пехоту" и мне отец впервые показал его театр. Это был абсолютно домашний театр, созданный им самим. Там был настоящий занавес, сделанный из шелкового платка моей мамы - очень красивого, красного, купленного на одесском Привозе за большие деньги. Он прибил его к реечке. Занавес удивительным образом поднимался, и мои куклы становились актрисами - инопланетянками. Обычная тарелка становилась летающей, лампа - другой планетой. Все это происходило под музыку, потому что отец был очень музыкальным человеком: у нас в доме всегда звучала музыка, папа собирал пластинки. Это было удивительное действие и, наверное, лучший театр, который я видела вообще в жизни.
Насколько он был занятой человек, насколько был в съемочном процессе, но находил время для меня, своей дочери, и рассказывал сказки, которые сам сочинял. Они были многосерийными, про Ашима и Ялил. Если перевернуть эти имена - про Мишу и Лилю, то есть про него и про маму. Это, конечно, была история любви. Я слушала каждый вечер с большим восхищением, ждала и просила продолжения "сериала". Каждый вечер - сказка на ночь от отца.
И,
конечно, он брал меня на съемки. Побывать на съемочных площадках таких
грандиозных фильмов (простите, может быть, это нескромно, но это мое мнение -
дочери) и быть свидетельницей работы великих артистов, которые всегда работали
с папой… Кстати, я однажды услышала, что кто-то назвал его продюсером. Я с этим
не согласна, папа был художником, творцом, режиссером. И собирал команду,
которая могла воплотить идею на самом высоком уровне. Я однажды спросила: "Все
говорят, что ты работаешь только со звездами. У тебя работают лучшие актеры?"
Во-первых, это неправда, у него были и начинающие актеры. Но он сказал: "Мне
легко с ними находить общий язык. Я только подхожу, допустим, к Беате Тышкевич
(играла в фильме «В августе 44-го…»), а она уже по глазам моим понимает, что я
от нее хочу, что требуется и говорит: «Да, да, Миша, я поняла». И так со всеми".
Он прекрасно работал с Алексеем Васильевичем Петренко, Михаилом Ульяновым,
Александром Филиппенко, Евгением Мироновым, Владиславом Галкиным.
Более того, все эти люди были в нашем доме. У нас была традиция: он всегда всех, с кем работал, обязательно приглашал к нам и возил в деревню, к маме в гости. То есть в съемочном процессе участвовала вся наша семья. Мы встречали гостей, потом папа их вез в деревню, и там их встречали. Это было огромное событие, когда приезжали такие известные люди - собиралась вся деревня, только чтобы на них посмотреть. И моя бабушка принимала их деревенскими угощениями, драниками, белорусской кухней настоящей.
- Если бы Михаил Николаевич был жив, про
что бы он снял сейчас фильм? И кто бы был в главной роли?
- Для меня большая радость в год 80-летия Великой Победы, который мы отмечаем и говорим о подвиге, мужестве и героизме наших защитников, наших отцов и дедов, говорить о моем отце, настолько сопричастном к этой теме и оставившим после себя такое завещание в своих фильмах молодому поколению. Слава богу, что мы 80 лет живем под мирным небом и не знаем, что такое война. И наши дети не могут, наверное, даже представить все те страдания, слезы, о которых мой отец снимал фильмы. Я горда и счастлива, что он снял такие фильмы о войне, включая последний в Голливуде - "Песня Розы". И "В августе 44-го", и "Знак беды". И пятисерийный "Время выбрало нас", первый сериал о войне, который он снял в Беларуси. И "Возьму твою боль".
Мне кажется, что эти картины любимы зрителями. Потому что в свое время, когда они были показаны по центральному телевидению, папе приходили посылки и письма от обычных зрителей. Он очень любил эти моменты и себя называл народным режиссером. Он говорил: "Я снимаю кино для народа". Ему были не так были важны награды, которые полученные на кинофестивалях. Хотя, безусловно, признание общественности и коллег тоже очень ценно, почетно и престижно. Но он очень любил спрашивать у обычных зрителей: "Что вам понравилось в моем фильме?"
Когда он ставил спектакли - я перекинусь во времени - он подходил к вахтеру и спрашивал у нее: "Марья Ивановна, для меня очень важно: что думает о моем спектакле вахтер?" Что она поняла, какие выводы сделала? И вот так же он очень любил встречи со зрителями. Он с удовольствием объездил весь наш бывший Советский Союз, общался на творческих встречах, рассказывал и всегда интересовался у зрителей об их впечатлении о фильме. Для него это было очень важно.
Нужно
сказать, что у отца были большие творческие планы, которым, к сожалению, не
дано было осуществиться. У него был автобиографический сценарий, который,
наверное, был очень важной историей в его жизни - "Ангел-хранитель".
Он о его военном и послевоенном детстве. О тех событиях, которые были близки,
понятны ему, его односельчанам. И вообще, я думаю, всем белорусам, которые
пострадали во время Великой Отечественной войны.
На его рабочем столе было несколько сценариев, среди которых - фильм "Авианосец" и также фильм о Чернобыле. Он мечтал снять фильм о чернобыльской трагедии, но, к сожалению, не получилось.
- На рабочем столе были сценарии. Кому сейчас можно было бы доверить эти съемки?
- Отец выпустил свой курс кинорежиссеров. Многие из них очень удачно работают, и не только в Беларуси, но и в России, сняли достаточно много фильмов и сериалов, получивших награды. Я думаю, что его ученики достойно продолжили бы наследие Михаила Пташука и сняли бы достойные фильмы - о нем и по тем сценариям, которые он оставил.
| Подготовлено по видео БЕЛТА. Фото БЕЛТА.
Читайте также:
"Я сделал очень мало! Но я обещаю…" Что писал Пташук в своем первом дневнике?
На заре карьеры ему светил волчий билет. Почему художника Щемелева долго не признавали?
Протоколы на папиросной бумаге. Какими были первые годы Белорусского союза композиторов?