ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 11 марта 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +9°C
Все новости
Все новости
Калейдоскоп
07 февраля 2025, 19:05

"У нас была традиция". Зачем Михаил Пташук после съёмок возил актеров в деревню?

Как Михаил Пташук подбирал команду и общался с актёрами? Зачем после съёмок всех возил на малую родину, в родную деревню? О жизни легендарного режиссёра рассказала его дочь, которая выросла у папы на съёмной площадке. В проекте "В теме. История" - Лика Пташук.

- Отец мой родился в 1943 году в землянке. И знаете, он очень долго искал, как начать книгу, должен был задать ей правильную интонацию. Она вся состоит из набросков, дневников, которые он собрал. Чем она интересна? Папа погиб, а книга была издана после. Дневники не подвергались его окончательной редакции и цензуре. То есть он собрал эту книгу, и она была издана практически в первозданном виде. Главным составителем ее является моя мама, Лилия Михайловна Пташук.

Отец очень долго искал. Он говорил: "У меня не получается книга, потому что у меня нет начала". И однажды утром - я помню, как это было - проснулся и сказал: "Все, я придумал". Удивительно, как он начал свою книгу автобиографическую: "Я вырос среди слез. Мне и сегодня кажется, что глаза мои видели только слезы, а уши слышали только плач. Я видел и слышал их в каждой хате: плакали бабы, оставшиеся вдовами после войны, плакали дети, ставшие сиротами, плакали родители, потерявшие детей. В Федюках не было дома без сирот. <…> Наш дом осиротел в январе 1946-го, когда мне было три года".

В 1946 году убили его отца, и всю жизнь моего отца воспитывали две женщины: бабтя Лиза и его мама, Мария Семеновна, моя любимая бабушка. Отец очень заботился о ней всю свою жизнь. Последние 10 лет она провела в нашем доме. Она выращивала лен, была бригадиром и заболела очень сильно вследствие этой тяжелой работы, стала инвалидом. Папа прикладывал очень много усилий, чтобы ей помочь, облегчить все страдания, связанные с болезнью. Искал ей лучших докторов, возил в санатории. Привозил бабушку обязательно на зиму к нам домой. Очень заботился!

Нужно сказать, что папа был удивительным человеком. В одном интервью меня спросили: "Ваш папа начал свою книгу с того, что «вырос среди слез», а как бы вы начали свою?" На тот момент я начала книгу об отце так: "В нем жил Бог". И мне не кажется это начало каким-то лживым, не органичным, потому что Бог есть любовь. Мне кажется, имя моего отца настолько связано с любовью - во-первых, к родным и близким. Он был замечательным отцом мне, замечательным дедом моему сыну Михаилу. Думаю, что он был бы замечательным прадедом, потому что у меня уже есть две внучки - поделюсь своей радостью. Он был замечательным мужем и замечательным сыном. У него была любовь к родным, близким, друзьям и обязательно, конечно, к искусству и белорусскому кино, которому он посвятил всю жизнь.

- Самое-самое яркое воспоминание о Михаиле Николаевиче?

- Воспоминаний много. Конечно, они связаны с кино. Но самое главное воспоминание, наверное, о том, когда я была маленькой на съемках фильма "Про Витю, про Машу и морскую пехоту" и мне отец впервые показал его театр. Это был абсолютно домашний театр, созданный им самим. Там был настоящий занавес, сделанный из шелкового платка моей мамы - очень красивого, красного, купленного на одесском Привозе за большие деньги. Он прибил его к реечке. Занавес удивительным образом поднимался, и мои куклы становились актрисами - инопланетянками. Обычная тарелка становилась летающей, лампа - другой планетой. Все это происходило под музыку, потому что отец был очень музыкальным человеком: у нас в доме всегда звучала музыка, папа собирал пластинки. Это было удивительное действие и, наверное, лучший театр, который я видела вообще в жизни.

Насколько он был занятой человек, насколько был в съемочном процессе, но находил время для меня, своей дочери, и рассказывал сказки, которые сам сочинял. Они были многосерийными, про Ашима и Ялил. Если перевернуть эти имена - про Мишу и Лилю, то есть про него и про маму. Это, конечно, была история любви. Я слушала каждый вечер с большим восхищением, ждала и просила продолжения "сериала". Каждый вечер - сказка на ночь от отца.

И, конечно, он брал меня на съемки. Побывать на съемочных площадках таких грандиозных фильмов (простите, может быть, это нескромно, но это мое мнение - дочери) и быть свидетельницей работы великих артистов, которые всегда работали с папой… Кстати, я однажды услышала, что кто-то назвал его продюсером. Я с этим не согласна, папа был художником, творцом, режиссером. И собирал команду, которая могла воплотить идею на самом высоком уровне. Я однажды спросила: "Все говорят, что ты работаешь только со звездами. У тебя работают лучшие актеры?" Во-первых, это неправда, у него были и начинающие актеры. Но он сказал: "Мне легко с ними находить общий язык. Я только подхожу, допустим, к Беате Тышкевич (играла в фильме «В августе 44-го…»), а она уже по глазам моим понимает, что я от нее хочу, что требуется и говорит: «Да, да, Миша, я поняла». И так со всеми". Он прекрасно работал с Алексеем Васильевичем Петренко, Михаилом Ульяновым, Александром Филиппенко, Евгением Мироновым, Владиславом Галкиным.

Более того, все эти люди были в нашем доме. У нас была традиция: он всегда всех, с кем работал, обязательно приглашал к нам и возил в деревню, к маме в гости. То есть в съемочном процессе участвовала вся наша семья. Мы встречали гостей, потом папа их вез в деревню, и там их встречали. Это было огромное событие, когда приезжали такие известные люди - собиралась вся деревня, только чтобы на них посмотреть. И моя бабушка принимала их деревенскими угощениями, драниками, белорусской кухней настоящей.

- Если бы Михаил Николаевич был жив, про что бы он снял сейчас фильм? И кто бы был в главной роли?

- Для меня большая радость в год 80-летия Великой Победы, который мы отмечаем и говорим о подвиге, мужестве и героизме наших защитников, наших отцов и дедов, говорить о моем отце, настолько сопричастном к этой теме и оставившим после себя такое завещание в своих фильмах молодому поколению. Слава богу, что мы 80 лет живем под мирным небом и не знаем, что такое война. И наши дети не могут, наверное, даже представить все те страдания, слезы, о которых мой отец снимал фильмы. Я горда и счастлива, что он снял такие фильмы о войне, включая последний в Голливуде - "Песня Розы". И "В августе 44-го", и "Знак беды". И пятисерийный "Время выбрало нас", первый сериал о войне, который он снял в Беларуси. И "Возьму твою боль".

Мне кажется, что эти картины любимы зрителями. Потому что в свое время, когда они были показаны по центральному телевидению, папе приходили посылки и письма от обычных зрителей. Он очень любил эти моменты и себя называл народным режиссером. Он говорил: "Я снимаю кино для народа". Ему были не так были важны награды, которые полученные на кинофестивалях. Хотя, безусловно, признание общественности и коллег тоже очень ценно, почетно и престижно. Но он очень любил спрашивать у обычных зрителей: "Что вам понравилось в моем фильме?"

Когда он ставил спектакли - я перекинусь во времени - он подходил к вахтеру и спрашивал у нее: "Марья Ивановна, для меня очень важно: что думает о моем спектакле вахтер?" Что она поняла, какие выводы сделала? И вот так же он очень любил встречи со зрителями. Он с удовольствием объездил весь наш бывший Советский Союз, общался на творческих встречах, рассказывал и всегда интересовался у зрителей об их впечатлении о фильме. Для него это было очень важно.

Нужно сказать, что у отца были большие творческие планы, которым, к сожалению, не дано было осуществиться. У него был автобиографический сценарий, который, наверное, был очень важной историей в его жизни - "Ангел-хранитель". Он о его военном и послевоенном детстве. О тех событиях, которые были близки, понятны ему, его односельчанам. И вообще, я думаю, всем белорусам, которые пострадали во время Великой Отечественной войны.

На его рабочем столе было несколько сценариев, среди которых - фильм "Авианосец" и также фильм о Чернобыле. Он мечтал снять фильм о чернобыльской трагедии, но, к сожалению, не получилось.

- На рабочем столе были сценарии. Кому сейчас можно было бы доверить эти съемки?

- Отец выпустил свой курс кинорежиссеров. Многие из них очень удачно работают, и не только в Беларуси, но и в России, сняли достаточно много фильмов и сериалов, получивших награды. Я думаю, что его ученики достойно продолжили бы наследие Михаила Пташука и сняли бы достойные фильмы - о нем и по тем сценариям, которые он оставил.

| Подготовлено по видео БЕЛТА. Фото БЕЛТА.

Читайте также:

"Я сделал очень мало! Но я обещаю…" Что писал Пташук в своем первом дневнике?

На заре карьеры ему светил волчий билет. Почему художника Щемелева долго не признавали?

Протоколы на папиросной бумаге. Какими были первые годы Белорусского союза композиторов?

Новости рубрики Калейдоскоп
Топ-новости
Свежие новости Беларуси