В межвоенный период 20-го века граница между Польшей и БССР проходила по территории современной Минской области. Она разделяла не только два государства, но и многие судьбы, семьи, и даже церкви и усадьбы. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми из них.
Начнем путешествие в деревне Киевичи Копыльского района Минской области.
После революции из храма в помощь голодающему Поволжью изъяли утварь. В советское время тут размещался склад горюче-смазочных материалов. В конце 90-х годов прошлого века церковь была возвращена верующим, в ней отремонтировали алтарную часть, восстановили хоры и колокольню. Впрочем, химия настолько впиталась в стены, что пятна проступают даже после ремонта.
Дальше направляемся в деревню Ёдчицы Клецкого района.
Первый православный храм здесь построили в самом начале XIX века, первым же священником был Ефрем Стипура (ныне захоронен в действующем храме).
Идея создать нынешний храм появилась у местных ветеранов русско-японской войны, они же создали инициативную группу. К 1914 году работы завершили, а старую церковь разобрали и передали в соседний приход. Все это происходило при священнослужителе Александре Волосовиче. Позже, во время Великой Отечественной войны, немцы арестовали его и сослали в концлагерь, где он умер в возрасте 90 лет.
Примечательно, что пока деревня находилась в составе межвоенной Польши, не смотря на все притеснения со стороны властей, храм не закрывали. Как и во время Великой Отечественной войны.
Из Ёдчиц едем в деревню Тесновка Клецкого района.
Основателями и первыми владельцами комплекса были представители рода Пласковичей, последними - Лабецкие. Скорее всего, уже при них во второй половине XIX века построили усадебный дом, официну и хозяйственные постройки. Исходя из того, что осталось в Тесновке, можно предположить, что усадебный дом походил на дворец Еленских в Стралково - то есть был выполнен в стиле классицизма, с колоннами и портиком. Сохранились до наших дней также остатки амбара, конюшни и сарая.
Рядом с Тесновкой в агрогородке Нагорное можно посмотреть на относительно молодой костел.
Дальше отправляемся в деревню Заостровечье Клецкого района.
У храма в Заостровечье интересная история. В межвоенный период польские власти закрывали многие белорусские школы, а в оставшихся вводили преподавание Закона Божия на польском языке. И одновременно с этим в начала 30-х годов в деревне возводили деревянную православную церковь. Фундатором постройки храма был ординат несвижский Альбрехт Антоний Радзивилл, князь Абба. Он распорядился отпустить лесоматериал и деньги для церкви и приезжал в Заостровечье во время строительства. Правда, окончания работы не увидел - скончался почти за год до освящения храма.
После присоединения Заостровечья к БССР советские власти предпринимали попытки закрыть церковь, но она выстояла.
Дальше едем в деревню Морочь Клецкого района.
Говорят, что в 1928 году в деревне был пожар и храм сгорел. Чтобы построить новый, прихожане и настоятель выбрали специальный комитет, которому пришлось ездить в Варшаву, чтобы получить разрешение на возведение православного храма. Потом начали собирать деньги: взносы и пожертвования, кружечный сбор, и даже направили письма в министерство исповеданий и своим бывшим прихожанам в Америку.
Закладка храма состоялась в 30-х годах прошлого века, но собранные деньги быстро закончились и процесс встал. Правда, уже в 1931 году благодаря церковным сборам и ассигнованиям министерства исповеданий работы возобновились. Вскоре храм был достроен. Иконостас приобрели в Сновской церкви - после закрытия храма там был запасной. Внутреннее убранство и церковную утварь пожертвовали прихожане и другие храмы.
Следующей точкой маршрута будет деревня Урведь.
Закрыли мельницу в конце 50-х годов прошлого века из-за очередной поломки крыльев: их просто не стали ремонтировать. Жернова забрали на мельницу в Мороче. А эта так и стоит в поле, продуваемая всеми ветрами, и ждет, что ей дадут новые крылья…
В Кунцевщине построили один из крупнейших спиртзаводов Минской губернии, а для руководства хозяйством - небольшой фольварк с садиком и прудом, поселок для рабочих. Сегодня здания бывшего бровара выглядят довольно хорошо и являются отличным примером промышленной архитектуры того времени и уровня развития возможностей и технологий. На фронтоне здания издалека можно увидеть выложенную дату - 1906 год, инициалы Ксаверия Войниловича и его герб.
А на высоком холме в Мокранах на рубеже XVIII и XIX веков построили из деревянного бруса главный усадебный дом имения. Он был украшен колоннами и светлыми террасами. В огромных комнатах постелили паркет и светлую плитку, камины облицевали светлым мрамором.
Рядом с домом располагалась официна, также украшенная портиком и колоннами. В парке стоял "скрабец" и двухэтажная хозпостройка с галереей. Кроме местных видов деревьев, тут росли и экзотические. Иосиф Войнилович был первым в стране, кто смог вывести в теплице местные ананасы. Ими торговали в Варшаве и Киеве, что приносило хороший доход.
Сейчас от дома ничего не осталось. Здание, которое туристы часто с ним путают - это маслозавод, еще одно грандиозное и прибыльное предприятие Войниловичей. В свое время он был оснащен по последнему слову техники и производил более 5 тонн готового сливочного масла в год. Это был абсолютный рекорд для личного имения в Беларуси. В советское время в здании размещали детский дом, потом - школу. Сегодня в нем гуляет ветер.
После разделения Беларуси в 1921 году имение Войниловичей надвое прочертила граница. Основная часть отошла советской стороне, и только небольшой кусочек в Кунцевщине достался Польше. Сюда и перебрался со своей женой Иосиф Войнилович, прожив там 15 лет.
Еще в Красной Дуброве можно увидеть руины православной церкви Святого Георгия, построенной во второй половине XIX века. Закрыли храм в 30-е годы уже прошлого столетия. После в здании была мельница, что не лучшим образом отразилось на его состоянии.
Самое интересное, что осталось от усадьбы в Красной Дуброве - крипта. Попасть к ней можно по аллее из лиственниц, которые были высажены еще при Войниловичах. Цокольное помещение полукруглой формы с нишами для гробов - пространство, разделенное мощными столбами на три нефа. Когда-то в апсиде находился алтарь для богослужений. И хотя в 20-е годы прошлого века ниши с гробами владельцев разграбили, а каплицу разрушили, усыпальница Войниловичей (как и весь усадебный комплекс) остается уникальной достопримечательностью нашей страны.
| Ксения Дмитриева. Фото автора.
Забытые усадьбы, храмы и чудотворная икона: путешествуем по Минской области
Тышкевичи, Шимон Перес и Фердинанд Рущиц - что их объединяет? Путешествуем по Беларуси
Белорусский прототип Дубровского, бровар и древний парк: путешествие по Минской области
Начнем путешествие в деревне Киевичи Копыльского района Минской области.
Церковь Вознесения Господня в Киевичах
Здесь находится церковь Вознесения Господня, одна из старейших на территории района. Говорят, что в начале XVIII века тут уже был православный приход, а деревянную церковь возвели чуть позже, в середине того же столетия. К середине XIX века здание стало ветшать. Местный помещик Климов, увидев это, заказал у виленского архитектора проект каменной церкви и внес пожертвование на новый иконостас.После революции из храма в помощь голодающему Поволжью изъяли утварь. В советское время тут размещался склад горюче-смазочных материалов. В конце 90-х годов прошлого века церковь была возвращена верующим, в ней отремонтировали алтарную часть, восстановили хоры и колокольню. Впрочем, химия настолько впиталась в стены, что пятна проступают даже после ремонта.
Дальше направляемся в деревню Ёдчицы Клецкого района.
Ёдчицы Клецкого района
Основная достопримечательность деревни - церковь Покрова Пресвятой Богородицы.Первый православный храм здесь построили в самом начале XIX века, первым же священником был Ефрем Стипура (ныне захоронен в действующем храме).
Идея создать нынешний храм появилась у местных ветеранов русско-японской войны, они же создали инициативную группу. К 1914 году работы завершили, а старую церковь разобрали и передали в соседний приход. Все это происходило при священнослужителе Александре Волосовиче. Позже, во время Великой Отечественной войны, немцы арестовали его и сослали в концлагерь, где он умер в возрасте 90 лет.
Примечательно, что пока деревня находилась в составе межвоенной Польши, не смотря на все притеснения со стороны властей, храм не закрывали. Как и во время Великой Отечественной войны.
Из Ёдчиц едем в деревню Тесновка Клецкого района.
Усадьба Лабецких в Тесновке
Информации об этой усадьбе очень мало. Но, если есть насмотренность и воображение, можно представить, как она выглядела в свое время.Основателями и первыми владельцами комплекса были представители рода Пласковичей, последними - Лабецкие. Скорее всего, уже при них во второй половине XIX века построили усадебный дом, официну и хозяйственные постройки. Исходя из того, что осталось в Тесновке, можно предположить, что усадебный дом походил на дворец Еленских в Стралково - то есть был выполнен в стиле классицизма, с колоннами и портиком. Сохранились до наших дней также остатки амбара, конюшни и сарая.
Рядом с Тесновкой в агрогородке Нагорное можно посмотреть на относительно молодой костел.
"Молодой" храм в Нагорном
Крестовоздвиженскому костелу еще нет и ста лет. Он весьма простых очертаний, без привычного изобилия архитектурных деталей. Ответ на вопрос "почему?" дает дата постройки - начало 30-х годов прошлого века, сложное время, когда местечко входило в состав межвоенной Польши. В послевоенное время в храме оборудовали склад. А в 90-е годы прошлого века костел был возвращен верующим.Дальше отправляемся в деревню Заостровечье Клецкого района.
Церковь Дионисия Ареопагита в Заостровечье
Все православные храмы Беларуси освящены в честь знаменательных событий или святых. И среди всего этого многообразия единицы посвящены священномученику Дионисию Ареопагиту.У храма в Заостровечье интересная история. В межвоенный период польские власти закрывали многие белорусские школы, а в оставшихся вводили преподавание Закона Божия на польском языке. И одновременно с этим в начала 30-х годов в деревне возводили деревянную православную церковь. Фундатором постройки храма был ординат несвижский Альбрехт Антоний Радзивилл, князь Абба. Он распорядился отпустить лесоматериал и деньги для церкви и приезжал в Заостровечье во время строительства. Правда, окончания работы не увидел - скончался почти за год до освящения храма.
После присоединения Заостровечья к БССР советские власти предпринимали попытки закрыть церковь, но она выстояла.
Дальше едем в деревню Морочь Клецкого района.
Вознесенская церковь в деревне Морочь
Есть три версии даты основания местного храма: 1794, 1845 и 1928 год.Говорят, что в 1928 году в деревне был пожар и храм сгорел. Чтобы построить новый, прихожане и настоятель выбрали специальный комитет, которому пришлось ездить в Варшаву, чтобы получить разрешение на возведение православного храма. Потом начали собирать деньги: взносы и пожертвования, кружечный сбор, и даже направили письма в министерство исповеданий и своим бывшим прихожанам в Америку.
Закладка храма состоялась в 30-х годах прошлого века, но собранные деньги быстро закончились и процесс встал. Правда, уже в 1931 году благодаря церковным сборам и ассигнованиям министерства исповеданий работы возобновились. Вскоре храм был достроен. Иконостас приобрели в Сновской церкви - после закрытия храма там был запасной. Внутреннее убранство и церковную утварь пожертвовали прихожане и другие храмы.
Следующей точкой маршрута будет деревня Урведь.
Мельница-козловка
Вернее, ветряная мельница, которая стоит в поле рядом с деревней. Ее в 20-е годы прошлого века возвели вручную по заказу местного зажиточного еврея. Чтобы ловить порывы ветра, корпус мельницы поворачивали на так называемых козлах - специальных приспособлениях, расположенных в нижней части основания корпуса. Поэтому она и называется мельница-козловка.Закрыли мельницу в конце 50-х годов прошлого века из-за очередной поломки крыльев: их просто не стали ремонтировать. Жернова забрали на мельницу в Мороче. А эта так и стоит в поле, продуваемая всеми ветрами, и ждет, что ей дадут новые крылья…
Кунцевщина и Мокраны - Красная Дуброва. Усадьба Войниловичей
Во второй половине XVIII века Кароль Станислав Радзивилл или Пане Коханку, нуждавшийся в деньгах, продал Николаю Войниловичу имения и земли в деревнях Кунцевщина и Мокраны (с 1961 года это Красная Дуброва).В Кунцевщине построили один из крупнейших спиртзаводов Минской губернии, а для руководства хозяйством - небольшой фольварк с садиком и прудом, поселок для рабочих. Сегодня здания бывшего бровара выглядят довольно хорошо и являются отличным примером промышленной архитектуры того времени и уровня развития возможностей и технологий. На фронтоне здания издалека можно увидеть выложенную дату - 1906 год, инициалы Ксаверия Войниловича и его герб.
А на высоком холме в Мокранах на рубеже XVIII и XIX веков построили из деревянного бруса главный усадебный дом имения. Он был украшен колоннами и светлыми террасами. В огромных комнатах постелили паркет и светлую плитку, камины облицевали светлым мрамором.
Рядом с домом располагалась официна, также украшенная портиком и колоннами. В парке стоял "скрабец" и двухэтажная хозпостройка с галереей. Кроме местных видов деревьев, тут росли и экзотические. Иосиф Войнилович был первым в стране, кто смог вывести в теплице местные ананасы. Ими торговали в Варшаве и Киеве, что приносило хороший доход.
Сейчас от дома ничего не осталось. Здание, которое туристы часто с ним путают - это маслозавод, еще одно грандиозное и прибыльное предприятие Войниловичей. В свое время он был оснащен по последнему слову техники и производил более 5 тонн готового сливочного масла в год. Это был абсолютный рекорд для личного имения в Беларуси. В советское время в здании размещали детский дом, потом - школу. Сегодня в нем гуляет ветер.
После разделения Беларуси в 1921 году имение Войниловичей надвое прочертила граница. Основная часть отошла советской стороне, и только небольшой кусочек в Кунцевщине достался Польше. Сюда и перебрался со своей женой Иосиф Войнилович, прожив там 15 лет.
Еще в Красной Дуброве можно увидеть руины православной церкви Святого Георгия, построенной во второй половине XIX века. Закрыли храм в 30-е годы уже прошлого столетия. После в здании была мельница, что не лучшим образом отразилось на его состоянии.
Самое интересное, что осталось от усадьбы в Красной Дуброве - крипта. Попасть к ней можно по аллее из лиственниц, которые были высажены еще при Войниловичах. Цокольное помещение полукруглой формы с нишами для гробов - пространство, разделенное мощными столбами на три нефа. Когда-то в апсиде находился алтарь для богослужений. И хотя в 20-е годы прошлого века ниши с гробами владельцев разграбили, а каплицу разрушили, усыпальница Войниловичей (как и весь усадебный комплекс) остается уникальной достопримечательностью нашей страны.
| Ксения Дмитриева. Фото автора.
Читайте также:
Тышкевичи, Шимон Перес и Фердинанд Рущиц - что их объединяет? Путешествуем по Беларуси
Белорусский прототип Дубровского, бровар и древний парк: путешествие по Минской области