Новости темы
"Проект "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА"
Кого Михаил Пташук называл своим Учителем? Какие свои фильмы сам Пташук считал особенными? Что про легендарного режиссера рассказывает его дочь, которая выросла у папы на съемной площадке? На вопросы проекта "В теме. История" отвечает Лика Пташук.
- Я благодарю вас за приглашение. Рада нашей встрече и возможности поделиться с вами воспоминаниями о моем отце и показать те вещи, которые, на мой взгляд, создают сегодня в студии особую атмосферу и ощущение его незримого присутствия в этом пространстве. Хочу добавить, что эти вещи скоро войдут в музейную экспозицию, над которой мы плотно работаем. Идет подготовка открытия музея Михаила Пташука. Хочу проанонсировать сегодня это важное событие.
Здесь также находится дневник - уникальный, я считаю, экспонат. Очень дорогая вещь для нашей семьи. Последний дневник моего отца. Папа вел дневники с 17 лет. Когда он уехал из деревни и поступил в культпросветучилище в Калининграде на режиссуру массовых представлений, у него был большой дневник - амбарная книга. И в ней он написал: "Мне 17 лет! Я сделал очень мало! Но я обещаю, что стану режиссером кино и буду учиться во ВГИКе у Герасимова".
Есть и постеры к его фильмам "В августе 44-го", "Возьму твою боль", "Знак беды". А также режиссерские сценарии, разработки, над которыми он работал. Вы сейчас держите сценарий к фильму "Знак беды". "Кооператив «Политбюро", "Момент истины" - это папины сценарии.

И, конечно, одна из наград. Я сегодня решилась ее взять, чтобы показать, потому что часто говорят, что папа действительно обладатель многих Гран-при международных кинофестивалей, в том числе за рубежом. И Великобритания, и Чехословакия, и Польша, и Россия, конечно. Я сегодня принесла одну, это "Золотой Голем" - награда фильму "Кооператив "Политбюро" в 1995 году на международном кинофестивале в Праге. Это небольшая часть той коллекции, что хранится у нас дома.
Хочу сказать, что отец настолько трепетно относился, наверное, к каждому прожитому дню жизни, что фиксировал все самые важные события, которые с ним случались за один день. Фиксировал все важные встречи. Фиксировал съемки, работу с актерами. Он все записывал. И, кроме того, сам собрал свой архив и многочисленные фотографии - и со съемок, и личные. Кропотливо собирал архивы всю жизнь, можно сказать.

- В фильмографии моего отца 11 фильмов и телеспектакль "Макбет" по Шекспиру, его он снял по спектаклю, который шел на сцене Республиканского театра белорусской драматургии. Затем он с ним поехал в Шотландию, и там тоже получил призы за этот спектакль.
11 фильмов - много ли это, мало? Сложно сказать. Наверное, тут нужно говорить не о количестве, а о качестве. Без ложной скромности отмечу, что фильмы моего отца составляют золотой фонд белорусского кино. И не только белорусского, потому что отец занесен в списки мировых кинорежиссеров, которые получали престижные премии на кинофестивалях. Имя его известно мировой кинообщественности.
Его 11 фильмов сняты в разных жанрах. Есть первая картина "Про Витю, про Машу и морскую пехоту". Он очень любил этот фильм. У нас даже присутствует здесь журнал "На экранах": "В каждом фильме есть частица меня самого", - это слова из его автобиографической повести "И плач, и слезы..." Действительно, это так. Отец после окончания Высших режиссерских курсов Данелии поехал на Одесскую киностудию. И мне так повезло, что я помню эти съемки. Вообще мне повезло в том, что кино стало частью моей жизни с самого детства. Я присутствовала абсолютно на всех съемочных площадках отца. Это был большой подарок - наблюдать за процессом, знакомиться с великими людьми, актерами, с которыми он сотрудничал и которые были просто гостями моего дома. Так близко с ними общаться, слушать их разговоры - вот в такой атмосфере я выросла.

Следующей его картиной, когда он приехал на "Беларусьфильм", были "Лесные качели". Но мне сегодня не хотелось бы с позиции кинокритика говорить о творчестве отца. Безусловно, это разные жанры. Есть и комедии, и мелодрамы, и трагикомедии, и фильмы для детей. И, безусловно, главная тема - Великая Отечественная война: военная драма, драма. И исторический детектив, который тоже связан с событиями Великой Отечественной войны, по Владимиру Короткевичу, нашему известному, выдающемуся писателю, по "Черному замку Ольшанскому".
Сложно говорить о любимой картине моего отца, потому что каждый фильм - это огромная отдача. Это огромное вложение творца, художника, кинорежиссера в процесс. Ответственность за каждый фильм, за киновысказывание, которое он как режиссер берется донести до зрителя. Ту мысль, тот смысл, который он вкладывает в свои фильмы.

И о картине, которую он потом снял в Голливуде, "Песня Розы", он даже мечтать не мог. Это было совершенно неожиданным событием, когда ему предложили сотрудничать с Роджером Корманом - известным продюсером. Корман работал с выдающимися голливудскими режиссерами, Фрэнсисом Копполой и многими другими, и начинал с ними их творческий путь.
На тот момент, видимо, эти три картины он считал главными в своем творчестве. И, наверное, не случайно. Дело в том, что они автобиографические. Они все на тему войны.
| Подготовлено по видео БЕЛТА. Фото БЕЛТА.
Читайте также:
Тайны "Минск. 3 июля 1944 года": кто парень на мотоцикле и где была картина 30 лет?
Протоколы на папиросной бумаге. Какими были первые годы Белорусского союза композиторов?
На заре карьеры ему светил волчий билет. Почему художника Щемелева долго не признавали?