ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 12 марта 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +7°C
Все новости
Все новости
Калейдоскоп
29 января 2025, 19:05

"Я сделал очень мало! Но я обещаю…" Что писал Пташук в своем первом дневнике?

Кого Михаил Пташук называл своим Учителем? Какие свои фильмы сам Пташук считал особенными? Что про легендарного режиссера рассказывает его дочь, которая выросла у папы на съемной площадке? На вопросы проекта "В теме. История" отвечает Лика Пташук.

- Спасибо, что приняли наше предложение. И не просто приняли, а взяли с собой много вещей Михаила Николаевича.

- Я благодарю вас за приглашение. Рада нашей встрече и возможности поделиться с вами воспоминаниями о моем отце и показать те вещи, которые, на мой взгляд, создают сегодня в студии особую атмосферу и ощущение его незримого присутствия в этом пространстве. Хочу добавить, что эти вещи скоро войдут в музейную экспозицию, над которой мы плотно работаем. Идет подготовка открытия музея Михаила Пташука. Хочу проанонсировать сегодня это важное событие.
В первую очередь это книга, которая есть, наверное, у большинства поклонников его творчества. Она вышла в 2004 году и состоит из его автобиографической книги "И плач, и слезы... [Исповедь кинорежиссера]" и сценария фильма, который он мечтал снять - "Ангел-хранитель". Также здесь собраны многочисленные воспоминания его коллег, друзей, выдающихся деятелей культуры и искусства России, Беларуси и Сербии, которые оставили теплые слова после того, как мой отец погиб в 2002 году в Москве.

Здесь также находится дневник - уникальный, я считаю, экспонат. Очень дорогая вещь для нашей семьи. Последний дневник моего отца. Папа вел дневники с 17 лет. Когда он уехал из деревни и поступил в культпросветучилище в Калининграде на режиссуру массовых представлений, у него был большой дневник - амбарная книга. И в ней он написал: "Мне 17 лет! Я сделал очень мало! Но я обещаю, что стану режиссером кино и буду учиться во ВГИКе у Герасимова".

Есть и постеры к его фильмам "В августе 44-го", "Возьму твою боль", "Знак беды". А также режиссерские сценарии, разработки, над которыми он работал. Вы сейчас держите сценарий к фильму "Знак беды". "Кооператив «Политбюро", "Момент истины" - это папины сценарии.
Здесь также присутствует очень дорогая для меня вещь - это "рассказ" о его театральном прошлом. Здесь программки спектаклей, которые мой отец поставил в Казанском и Крымском драматических театрах. И, конечно, в Театре юного зрителя в Астрахани, где он ставил свои первые спектакли дипломные и познакомился с мамой. Потом они поженились. Также здесь есть программки из его спектаклей, поставленных в московском театре "Ромэн", где он служил до поступления на Высшие режиссерские курсы. Окончил их в 1972 году, а обучался у известного мастера, кинорежиссера Георгия Данелии, которого он всю жизнь называл не иначе, как Учитель.

И, конечно, одна из наград. Я сегодня решилась ее взять, чтобы показать, потому что часто говорят, что папа действительно обладатель многих Гран-при международных кинофестивалей, в том числе за рубежом. И Великобритания, и Чехословакия, и Польша, и Россия, конечно. Я сегодня принесла одну, это "Золотой Голем" - награда фильму "Кооператив "Политбюро" в 1995 году на международном кинофестивале в Праге. Это небольшая часть той коллекции, что хранится у нас дома.

Хочу сказать, что отец настолько трепетно относился, наверное, к каждому прожитому дню жизни, что фиксировал все самые важные события, которые с ним случались за один день. Фиксировал все важные встречи. Фиксировал съемки, работу с актерами. Он все записывал. И, кроме того, сам собрал свой архив и многочисленные фотографии - и со съемок, и личные. Кропотливо собирал архивы всю жизнь, можно сказать.
- Анжелика, у Михаила Николаевича много фильмов. Как вы считаете, какая самая значимая работа?

- В фильмографии моего отца 11 фильмов и телеспектакль "Макбет" по Шекспиру, его он снял по спектаклю, который шел на сцене Республиканского театра белорусской драматургии. Затем он с ним поехал в Шотландию, и там тоже получил призы за этот спектакль.

11 фильмов - много ли это, мало? Сложно сказать. Наверное, тут нужно говорить не о количестве, а о качестве. Без ложной скромности отмечу, что фильмы моего отца составляют золотой фонд белорусского кино. И не только белорусского, потому что отец занесен в списки мировых кинорежиссеров, которые получали престижные премии на кинофестивалях. Имя его известно мировой кинообщественности.

Его 11 фильмов сняты в разных жанрах. Есть первая картина "Про Витю, про Машу и морскую пехоту". Он очень любил этот фильм. У нас даже присутствует здесь журнал "На экранах": "В каждом фильме есть частица меня самого", - это слова из его автобиографической повести "И плач, и слезы..." Действительно, это так. Отец после окончания Высших режиссерских курсов Данелии поехал на Одесскую киностудию. И мне так повезло, что я помню эти съемки. Вообще мне повезло в том, что кино стало частью моей жизни с самого детства. Я присутствовала абсолютно на всех съемочных площадках отца. Это был большой подарок - наблюдать за процессом, знакомиться с великими людьми, актерами, с которыми он сотрудничал и которые были просто гостями моего дома. Так близко с ними общаться, слушать их разговоры - вот в такой атмосфере я выросла.
Я помню съемки в Одессе: было лето, шли пионерские отряды… Мой отец очень любил эту картину, и это одна из самых моих любимых картин - "Про Витю, про Машу и морскую пехоту". Витя Крякин - это главный герой, маленький мальчик, который приехал в пионерский лагерь. Его сначала унижали, издевались над ним. А потом он стал победителем - всех построил и все ходили под его команды. И папа сказал: "Витя Крякин - это я".

Следующей его картиной, когда он приехал на "Беларусьфильм", были "Лесные качели". Но мне сегодня не хотелось бы с позиции кинокритика говорить о творчестве отца. Безусловно, это разные жанры. Есть и комедии, и мелодрамы, и трагикомедии, и фильмы для детей. И, безусловно, главная тема - Великая Отечественная война: военная драма, драма. И исторический детектив, который тоже связан с событиями Великой Отечественной войны, по Владимиру Короткевичу, нашему известному, выдающемуся писателю, по "Черному замку Ольшанскому".

Сложно говорить о любимой картине моего отца, потому что каждый фильм - это огромная отдача. Это огромное вложение творца, художника, кинорежиссера в процесс. Ответственность за каждый фильм, за киновысказывание, которое он как режиссер берется донести до зрителя. Ту мысль, тот смысл, который он вкладывает в свои фильмы.
Но в книге "Исповедь кинорежиссера" отец вспоминал о том, что фильм, который наиболее затронул струны его души - это "Знак беды" по Василю Быкову. Он писал о том, что все свои главные фильмы снял по белорусской литературе наших выдающихся писателей: Ивана Шамякина, Владимира Короткевича и Василя Быкова. Главные его фильмы, наверное, эти. Конечно же, блокбастер "В августе 44-го" - но, когда отец работал над книгой, он только приступил к съемкам этого фильма.

И о картине, которую он потом снял в Голливуде, "Песня Розы", он даже мечтать не мог. Это было совершенно неожиданным событием, когда ему предложили сотрудничать с Роджером Корманом - известным продюсером. Корман работал с выдающимися голливудскими режиссерами, Фрэнсисом Копполой и многими другими, и начинал с ними их творческий путь.

На тот момент, видимо, эти три картины он считал главными в своем творчестве. И, наверное, не случайно. Дело в том, что они автобиографические. Они все на тему войны.

| Подготовлено по видео БЕЛТА. Фото БЕЛТА.

Читайте также:
Тайны "Минск. 3 июля 1944 года": кто парень на мотоцикле и где была картина 30 лет?
Протоколы на папиросной бумаге. Какими были первые годы Белорусского союза композиторов?

На заре карьеры ему светил волчий билет. Почему художника Щемелева долго не признавали?
Новости рубрики Калейдоскоп
Топ-новости
Свежие новости Беларуси