ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 12 марта 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +6°C
Все новости
Все новости
Калейдоскоп
10 февраля 2025, 16:25

Ей в Каннах стоя аплодировал зал. Удивительная история сценариста Веры Савиной

Хороший фильм начинается с хорошего сценария. Эту истину подтверждают и киноленты, в титрах которых значится сценарист, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь Вера Савина. Вера Юрьевна - легендарная личность. В 1992-м она была членом жюри Каннского кинофестиваля, работала в программе "Взгляд". Еще она правнучка лечащего врача Льва Толстого, внучка директора Тульского драматического театра, а ее отец был солистом оперы. Поэтому, придя к Вере Юрьевне в гости, первым делом интересуемся ее предками.

- Вера Юрьевна, может, ваш прадед Вячеслав Грушецкий, портрет которого висит на самом видном месте в вашей квартире, рассказывал близким о Льве Толстом то, о чем не знали даже его биографы?

- Мне о нем много не рассказывали, но в семье говорили о Толстом, и, конечно, в моем детстве мы постоянно ездили в Ясную Поляну. Прадед в юности дружил с зятем писателя Михаилом Сухотиным. Позднее он стал семейным врачом Толстых. У старшей дочери писателя Татьяны Сухотиной-Толстой пятеро детей появились на свет мертворожденными. По терапии, предложенной прадедушкой, которая теперь называется сохранением, родилась внучка Толстого Татьяна Сухотина (в замужестве Альбертини). То есть можно сказать, что потомки Толстого по этой линии появились благодаря моему прадеду.

Мой отец рано остался без родителей. Во время войны выступал в составе фронтовых бригад Гомельской филармонии. Закончил Свердловскую консерваторию, стал солистом белорусской оперы. Мама санитаркой работала во фронтовом госпитале. Дед пошел в народное ополчение - награжден медалью "За оборону Москвы". Живущие в ХХ веке пережили немало событий, ломавших устои и судьбы: две войны, перестройка… Героям моих фильмов, как и моим родным, часто приходилось начинать жизнь заново - их творческие портреты в документальном кино создавались на фоне знаковых событий того времени.

- Расскажите о знаковых в вашей жизни фильмах, как вы работали над их сценариями.

- Первый фильм "Ангел мой" сняла в Коктебеле, где все живет воспоминаниями о Максимилиане Волошине. Поэт любил работать с утра, поэтому, когда к нему рано приходили, он вскользь замечал: "День пропал!". У меня также много сил уходит на концентрацию. За сценарий сажусь только тогда, когда явно представлю весь сюжет фильма, его драматургию - от первого кадра до последнего. Но когда лента создана, авторы часто не знают, когда его покажут на экране. Так было с фильмом о Чайковском, снятом по моему сценарию на "Ленфильме". Что характерно, эту ленту об авторе музыки к балету "Лебединое озеро" неожиданно показали после победы над путчистами в августе 91-го года. Аудиторией был весь Советский Союз.
- Как выстраивались ваши отношения с режиссерами?

- Если сценарий принят в работу, то главный в фильме, конечно, - режиссер. Для меня важно, чтобы видение мое и режиссера совпадало, потому всегда участвую в монтаже картины, ее озвучивании. Режиссеры меня понимали, были на одной волне со мной. Например, с Зоей Котович мы сняли фильм о белорусском драматурге Елене Поповой, пьесы которой шли по всему Советскому Союзу, а также о Пушкине "Благословите посетить обитель". Ленту снимали в Святогорском монастыре, что под Псковом, на территории которого захоронены Александр Сергеевич, его родители и брат. И это не случайно: родители поэта Пушкина были ктиторами (попечителями) монастыря, в частности, снабжали его мукой с собственной мельницы. Ведь имение Михайловское находилось недалеко от обители. Да и сам поэт жил в монастырской келье, работая над поэмой "Борис Годунов". Когда Пушкин хотел воспользоваться монастырской библиотекой, он писал прошение настоятелю, которое начиналось словами: "Благословите посетить обитель". Они и стали названием фильма.

- В вашем портфолио больше всего кинолент об артистах...


- В приоритете, конечно, были творческие портреты артистов белорусских театров, и не только столичных. Например, к 100-летию В.И. Ленина сделали передачу о народном артисте СССР актере Витебского драмтеатра имени Я.Коласа Федоре Шмакове. Он родился в Петрограде в 1917 году, трижды сыграл Ленина. Судьба актера стала неотъемлемой частью истории страны, что мы и постарались показать.

На белорусском телевидении создали цикл программ "Народные театры", в центре которых оказались лучшие из них - Молодечненский, Витебский ДК железнодорожников, Толочинский, Народный театр Краснополья. Когда делали передачу о театре Краснополья, там еще продолжали играть артисты - учителя, врачи, о которых писал Александр Вампилов в рассказе "Солнце в аистовом гнезде".

- Как удалось собрать целую галерею артистов, большинство из которых представляли российские - московские театры?

- Каждое лето в Минске гастролировали столичные театры. Гастроли длились месяц - на основных площадках столицы. И, конечно, планировались записи на телевидении. Не со всеми было легко договориться - в конце театрального сезона артисты чаще всего были уставшими, да и жара, отсутствие горячей воды в гостинице нередко не располагали к интервью. Но нам удавалось сделать 2-3 творческих портрета. Как ни странно, легко на контакт шли самые знаменитые - Михаил Ульянов, Станислав Любшин, Валерий Золотухин и даже поэт Андрей Вознесенский.

- Что вы скажете о современной кинодокументалистике?


- На телеэкранах страны идет много хороших фильмов. Особенно заметные и яркие работы "Студии исторического фильма" Владимира Бокуна, выпустившего цикл лент "Судьба человека", "Обратный отсчет", "100 имен Беларуси". Студией созданы и другие, тема которых - трагедия, жертвенность и героизм. Такие как серия фильмов "Хроника Минского гетто". И, конечно же, фильмы Галины Адамович, многие из которых стали призерами ряда кинофестивалей. На мой взгляд, в истории Беларуси немало героев, достойных кинолент. В их числе - знаменитый Дед Талаш - настоящий былинный герой, которому недавно исполнилось 180 лет. Это и легендарный Батька Минай - партизан Минай Шмырев, жизнь которого оказалась суровее судеб героев древнегреческих трагедий, - о нем снимается кинолента белорусско-российского производства.
- Расскажите о своей работе в программе "Взгляд". Ради нее вам пришлось переехать в Москву?

- Нет, я работала там внештатно. Готовила сюжеты о культурных событиях и героях в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и так далее. Например, поводом для создания сюжета одной из программ стала пачка фотографий, с которой играли дети на месте реставрации Верхнего города в Минске. На снимках были изображены английский писатель Бернард Шоу и баронесса Астор, которые приезжали по приглашению Максима Горького в 1931 году. Встречались с писателем в Негорелом - недалеко от Минска, именно там в то время была граница СССР. Тогда "Взгляд" для подготовки сюжета командировал меня в Минск.

- Вера Юрьевна, вы были членом жюри Каннского телевизионного фестиваля FIPA "События в обществе и большие репортажи". Это же просто фантастика! Как все произошло?

- Летом 1991-го в Каннах оказалась волей случая: пригласила к своим родителям однокурсница-француженка, с которой учились на филфаке БГУ. Чтобы найти партнеров для съемок фильма о Шагале, пошла во Дворец Каннских фестивалей, где встретилась с его директором. Я хорошо знала французский, и мой разговор с ним случайно услышал один из организаторов фестиваля, который сказал буквально следующее. "Мадам, не хотите ли стать членом жюри Каннского фестиваля? Оставьте ваш адрес". Таким образом в январе 1992 года я стала членом жюри Каннского фестиваля "События в обществе. Большие репортажи", а председателем была Марина Влади. Впечатления от Канн просто потрясающие. Жюри представляло кинематографическое созвездие - Теренц Янг, основатель "Бондианы" и режиссер "Майерлинга", известные французские актеры и телеведущие… Но самое главное произошло на открытии. Президент фестиваля Мишель Митрани представил меня следующим образом: "Знакомьтесь: мадам Вера Савина. Когда мадам Савина была приглашена в состав в жюри, она представляла одну страну - Советский Союз, а сегодня - уже другую, суверенное государство Республику Беларусь!". Зал встал и зааплодировал молодому государству, месяц назад появившемуся на карте мира, - Республике Беларусь!

| Тамара Маркина, газета "7 дней". Фото БЕЛТА, из открытых интернет-источников и архива героини.

Читайте также:
"У нас была традиция". Зачем Михаил Пташук после съёмок возил актеров в деревню? 
Легендарный дед Талаш: что правда, а что выдумка в истории 97-летнего партизана?
 
Сто лет вдохновения. Рассказываем о династии белорусских музыкантов Оловниковых
 
Новости рубрики Калейдоскоп
Топ-новости
Свежие новости Беларуси