Культурный туризм - одно из самых перспективных направлений последних лет. Особенно среди иностранцев, которые чаще всего отправляются в Беларусь за впечатлениями. Были случаи, когда люди проезжали тысячи километров ради того, чтобы увидеть две картины или постоять на берегу реки! И такие примеры не единичны, уверяет Ольга Барауля, директор туристической компании, специализирующейся на арт-путешествиях. Собрали шесть небанальных локаций, ради которых иностранцы стремятся в Беларусь. А сколько из них посетили вы?
Куда едем? Полоцк
В чем уникальность? Один из двух храмов планеты, где настенные росписи XII века сохранились практически полностью.
Что смотрим? Спасо-Евфросиниевский женский монастырь.
Полоцк всегда пользуется интересом у иностранных туристов. Но особенно их привлекает Спасо-Преображенская церковь. Почему так?
-
Это лучшее место, чтобы глубоко погрузиться в жизнь и деятельность преподобной
Евфросиньи, - уверяет нас Ольга Барауля. - Храм заслуженно называют жемчужиной
православия, ведь это одно из двух (!) мест во всем мире, где фрески XII века
сохранились практически полностью.
Реставрационные работы здесь велись несколько лет по сложнейшей технологии, которую изобрели в России и впервые применили в Полоцке. Фрески XII века были спрятаны под двумя слоями рисунков 1830-х и 1880-х годов. Если раньше поздние слои записей уничтожили бы, открывая шедевры более раннего периода, то теперь мастера шприцами, по капле, вводили растворитель и покрывали фрески "сеткой". Изображение 1880 года таким образом отпечатывалось на иную поверхность, открывая слой 1830 годов, а после - XII века.
В середине января церковь была открыта для посещения. Теперь это чудо смогут увидеть гости и паломники со всех уголков мира.
-
Иконографическую программу росписи храма преподобная Евфросинья составляла
лично, - отмечает Ольга Барауля. - Находясь здесь, ты попадаешь в расписанную
мастерами 1120-1150-х годов церковь и будто бы через картинку разговариваешь с
людьми, жившими 900 лет назад. Образы настолько чисты и просты для восприятия,
что даже не нужен "переводчик". Это тонкая, чарующая, волнующая
красота, ею хочется любоваться еще и еще.
Уникальна и сама церковь, которая является одним из древнейших каменных культовых сооружений на территории Беларуси. Изначально храм был вдвое больше, до нас дошла только его центральная часть.
Куда едем? Могилев
В чем уникальность? Деревянный иконостас в технике белорусской резьбы XVII века - таких в мире всего три.
Что
смотрим? Свято-Никольский женский монастырь.
Резьба по дереву - вид искусства, появившийся у восточных славян задолго до принятия христианства, хотя своего расцвета он достиг именно при создании иконостасов. Когда во второй половине XVII века в России возник спрос на создание фигур в объеме, а не на плоскости, к этому делу стали активно привлекать мастеров с земель ВКЛ: те уже владели приемами создания барочной резьбы и имели все нужные инструменты. Так белорусская резь стала известна повсеместно.
-
Наиболее распространенными мотивами этой техники были обвитые виноградной лозой
прорезные колонки, виноградные и акантовые листья, гребни с перлами, картуши в
виде скрученного пергамента, цветы, фрукты - и все максимально приближено к
оригинальным образам. Сейчас такую красоту в Беларуси можно увидеть лишь в
Свято-Никольском монастыре в Могилеве, - отмечает Ольга Барауля. - Царские
врата удалось воссоздать благодаря точной копии, которая чудом сохранилась у
местного жителя, занимавшегося резьбой по дереву.
Во всем мире сохранились лишь три деревянных иконостаса, выполненных в технике белорусской резьбы XVII века: в Новодевичьем монастыре в Москве, в Успенском соборе в Смоленске и в Могилевском Свято-Никольском монастыре. Неудивительно, что это место привлекает иностранных туристов.
Есть
что посмотреть и на территории самого монастыря, ансамбль которого является
одним из древнейших на востоке Беларуси.
Куда едем? Витебск
В чем уникальность? В годы войны отсюда исчезла целая галерея. Но некоторые картины удалось вернуть.
Что смотрим? Город глазами Юделя Пэна и его картины.
- Витебск принято ассоциировать с Марком Шагалом. Но этого художника, возможно, и не было бы, если бы не его первый учитель. Многие иностранцы приезжают в город на Двине именно для того, чтобы побольше узнать о Юделе Пэне и увидеть Витебск его глазами, - говорит Ольга Барауля.
Именно
Пэн в конце XIX века открыл в Витебске частную школу рисования и живописи,
которая стала первым в России еврейским художественным училищем. Талантливые
дети из бедных семей обучались у Пэна бесплатно. Его учениками в разное время
были один из выдающихся представителей авангарда Эль Лисицкий, выходец из
Витебска скульптор Осип Цадкин, народный художник СССР и автор скульптурной
композиции на площади Якуба Коласа Заир Азгур, ну и, конечно же, великий Марк
Шагал.
Художественная школа Пэна находилась на пересечении улиц Гоголевской и Замковой в доме, где он сам проживал по приглашению губернатора. Сейчас это также жилой дом, расположен он в самом сердце города - на улице Ленина и площади Свободы, напротив амфитеатра. Найти его легко: на первом этаже здания кафе, банк и книжный магазин. Буквально в нескольких сотнях метров - художественный музей. В Беларуси картины Пэна можно увидеть лишь там и в Национальном художественном музее в Минске.
Родина
художника привлекает туристов еще и тем, что с ней связана одна из самых
громких пропаж прошлого века.
- Пэн создал около полутора тысяч картин. Свои работы он завещал родному городу. После смерти художника в Витебске была создана картинная галерея мастера, в которой выставлялись около 800 его работ. Однако после эвакуации в годы Великой Отечественной обратно вернулась далеко не вся коллекция. Пропало свыше 600 художественных произведений Пэна, - отмечает Ольга Барауля.
Куда едем? Брест
В чем уникальность? Единственное место в СНГ с коллекцией арт-объектов, которые пытались нелегально перевезти через границу.
Что смотрим? Музей спасенных художественных ценностей.
Этот областной центр обычно ассоциируется с Брестской крепостью или Беловежской пущей. Но есть категория иностранцев, которые приезжают сюда для того, чтобы отдать дань уважения брестчанину Дмитрию Стеллецкому. Это один из самых видных художников зарубежья - выходцев из Российской империи.
-
За границей он занимался древнерусским искусством и "осовременивал", "переосмысливал"
его на то время. К примеру, портрет графа Олсуфьева - единственная работа
Стеллецкого в жанре живописного портрета - сочетает в себе портрет и древнюю
иконопись. Эта картина в свое время вызвала бурные обсуждения на тему того,
можно ли в русскую икону вставлять лик человека, - отмечает Ольга Барауля. - А
еще Стеллецкий был автором росписи храма Сергиева Подворья в Париже.
В Бресте оригиналов работ Стеллецкого нет, в Беларуси они представлены лишь в коллекции Белгазпромбанка. Так почему же сюда активно едут иностранцы?
- Все просто. Стеллецкий всю жизнь занимался древнерусским искусством. А Брест - это не только его родина, но и единственное место в СНГ, где можно увидеть произведения искусства, которые пытались нелегально перевезти через границу, в том числе огромную коллекцию русских икон ХVI - начала ХХ века, - поясняет Ольга Барауля. - Русская икона - это особое явление в художественном жанре. Если сравнить ее с западной, видна огромная разница. Первая представляет собой собирательный "нечеловеческий" образ высшего существа, на второй же святые изображены в виде человека. Поэтому портрет Олсуфьева и собрал столько хайпа.
Контрабанда
художественных ценностей - одно из самых доходных направлений в теневой
торговле. А в музее "Спасенные художественные ценности" выставлены
работы, которые не дали вывезти за границу. Они представлены широкой публике и
являются культурным достоянием. Такое собрание вы вряд ли еще где-то найдете -
на постсоветском пространстве уж точно.
Куда едем? Смиловичи
В чем уникальность? В музее, посвященном жизни гениального художника, а не его работам, - подобного в мире еще нет.
Что смотрим? Пространство Хаима Сутина.
Казалось бы, чем этот маленький поселок Минской области может привлечь иностранных туристов? А вот чем: в Смиловичах родился один из самых известных художников Беларуси. И, бесспорно, один из самых дорогих: к примеру, его работа "Бычья туша" в 2016 году была продана на аукционе Christie’s за немыслимые 28 миллионов долларов!
-
Помните кадр из фильма "1+1", где главный герой бросался краской в
холст? Это тот самый абстрактный экспрессионизм. А Сутин, как отмечала директор
парижского музея "Оранжери" Клэр Бернарди, был "предтечей"
этого художественного движения, - отмечает Ольга Барауля. - У нас Сутина знают
не так хорошо, как, к примеру, в США или Франции. Поэтому неудивительно, что
иностранцы, приезжая в Беларусь, с большой охотой едут на родину художника. Тем
более здесь открыт единственный в мире музей, посвященный его жизни.
В Смиловичах вы не увидите оригиналы картин Сутина. Но туристы отправляются сюда не за ними. Так за чем же?
- За атмосферой! А еще за рассказом о том, как в один день друг Амедео Модильяни вырвался из нищеты и смог продать все свои картины. Или о чтении книг с клопами - они бегали так, что пришлось ставить банки с водой по периметру. Ну и, конечно же, об удивительной истории первой любви Хаима Сутина, случившейся в Вильно, - говорит Ольга Барауля.
Смиловичи
- родина еще одного известного представителя парижской школы. Файбиш-Шраге
Царфину в музее также посвящена комната. Художник известен своими эскизами по
ткани, в том числе и для Коко Шанель.
- Это та экскурсия, где ты сидишь завороженный и задаешься вопросом, что важнее: написать картины, как Сутин, сделать виртуозный дизайн коммерческим, как Царфин, или создать музей, где хочется пить кофе, жадно впитывать информацию и мечтать… Ради этого в белорусскую глубинку и стремятся иностранцы. И ради этого же на Смиловичи стоит обратить внимание белорусам, - уверена Ольга Барауля.
Куда едем? Заславль
В чем уникальность? В работах Алены Киш - единственной белоруски, представленной во "Всемирной энциклопедии наивного искусства".
Что смотрим? Музей белорусской маляванки.
Еще
один феномен мирового уровня, на который не сразу обращаешь внимание, но
которым интересуются иностранные туристы, "маляваныя дываны" Алены
Киш.
- Это представительница наивного, или примитивного, искусства. Некоторые исследователи ставят ее в один ряд с такими признанными личностями, как Нико Пиросмани и Анри Руссо. Примитивисты - те художники, которые пишут интуитивно, не обладая профессиональными знаниями и образованием, и, следовательно, не знают законов построения перспективы, композиции, светотени, - отмечает Ольга Барауля. - В 1984 году в Югославии была издана "Всемирная энциклопедия наивного искусства", куда из белорусских авторов попала только Алена Киш.
В чем же особенность наших маляванак, полюбоваться которыми люди приезжают из разных уголков мира?
-
Если у Руссо или Пиросмани это картины, Алена Киш расписывала ткани! Картины
покупала аристократия (тот же Руссо был представлен на Салоне Отверженных), а "дываны"
- это то, что обычные люди вывешивали у себя дома в качестве предмета
интерьера, - отмечает Ольга Барауля. - У Алены Киш была и еще одна особенность.
В то время, когда большинство художников писали картины в духе
социалистического реализма, она создавала фантазийные сюжеты: изображала львов,
сказочных птиц.
В Музее маляванки в Заславле можно увидеть произведения и других мастеров, в том числе "дываны" Язепа Дроздовича. Всего там хранится около 280 работ разных авторов, которые точно приведут вас в восторг.
Фото с табличкой и мгновение в темных тонах
Вы бы отправились в другую страну, чтобы сфотографироваться с табличкой, на которой написаны всего два слова? А вот французы так делают!
- Во французском языке существует выражение C'est la Bérézina ("это Березина"), которое означает полное поражение, крах, катастрофу. Поэтому для француза поездка в деревню Студёнка Борисовского района, где была разгромлена армия Наполеона, и фотография у таблички с надписью "река Березина" имеет глубокое культурное значение. Ради этого они готовы приезжать в нашу страну, - поясняет Ольга Барауля.
Некоторые
французы совершали путешествие в Минск ради того, чтобы вживую увидеть картины
русских импрессионистов в Национальном художественном музее. Что в них
уникального?
- Полотна импрессионистов фиксируют мгновение, изображают свет, воздух. Но у русских художников есть одна особенность: умение передать мгновение в темных тонах. Ради того, чтобы посмотреть на эти работы вживую, некоторые французы прилетают в Минск. Особенно их впечатляют полотна Коровина "Портрет венгерского художника Йожефа Рипль-Ронаи" и "Париж. Кафе ночью", - отмечает Ольга Барауля.
| Юлия ГАВРИЛЕНКО, газета "7 дней". Фото БЕЛТА, собеседницы и из открытых интернет-источников.
Читайте также:
"Петрушечный театр у нас не прижился". Что отличает белорусский народный театр от прочих
"Линия памяти. Код войны": почему этот спектакль пробивает до слез?
Сола для цымбалаў. Як музычны інструмент стаў сімвалам беларускай культуры?