После совещания о ценовой ситуации в стране Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Директиву №10 "О недопустимости роста цен". Документ был принят для быстрого и жесткого реагирования на сложившуюся ситуацию на потребительском рынке. После этого правительство утвердило постановлением №713 новую систему регулирования цен на товары всей потребительской корзины - как отечественные, так и импортные. Министерство антимонопольного регулирования и торговли активно разъясняет нормы постановления, а Совет Министров вносит коррективы по мере действия документа. Кандидат экономических наук, заведующая сектором ценообразования и антимонопольного регулирования Института экономики Национальной академии наук Беларуси Алла Тетёркина рассказала корреспонденту БЕЛТА о том, почему эта система будет эффективной в нынешних реалиях рынка.
- После принятия Директивы №10 в Беларуси была утверждена новая система регулирования цен. Расскажите, насколько этот способ сдерживания цен будет эффективным и почему?
- Сегодня вполне очевидно, что дестабилизация внешних рынков, вызванная сначала коронавирусными ограничениями, а затем развертыванием международных экономических санкций, негативно сказалась на ситуации в Беларуси. В начале 2022 года на фоне очередного витка ухудшения геополитических взаимоотношений со странами Запада наметились падение курса национальной валюты и разрыв логистических цепочек. Республика столкнулась с проблемой поиска новых каналов сбыта своей продукции и вариантов замены отдельных зарубежных поставщиков. Был взят ориентир на интенсификацию замещения импортного продукта отечественным.
В таких условиях на первоначальном этапе вполне ожидаем всплеск цен на потребительском рынке. В марте мы видели, что индекс потребительских цен на товары и услуги, рассчитанный к декабрю прошлого года, составил 109,4%. Причем только за последний месяц первого квартала цены выросли более чем на 6%. Здесь свою негативную роль сыграл фактор кратковременного разбалансирования валютного рынка и формирования субъектами хозяйствования, торгующими импортной продукцией, подушки безопасности на случай реализации новых валютных рисков.
Со стороны правительства и Национального банка были предприняты срочные меры реагирования. Управление экономикой приобрело мобилизационный характер, по сути, перешло на ручной режим. Нацбанк провел валютные интервенции и принял ряд контрциклических мер. Однако полностью купировать причины роста цен не получилось.
Так, если курсы белорусского рубля по отношению к доллару и евро удалось быстро стабилизировать, то укрепившийся после мартовского обвала российский рубль продолжает котироваться высоко. На начало октября его стоимость была на четверть выше, чем в первых числах января текущего года. Для растущего белорусского экспорта это выгодно, но подорожали и российские товары, альтернативы которым нет или она слишком дорога из-за санкций. Сложился ценовой непаритет. Это подтолкнуло предприятия к выравниванию доходности каналов сбыта.
Одновременно не стоит забывать, что рост цен в 2022 году бьет рекорды и в еврозоне, и в США, а также у восточных соседей. В той же России, несмотря на укрепление рубля, он превысил 10%, что, безусловно, не может не повлиять на цены внутреннего рынка.
Для того, чтобы стабилизировать ситуацию, в апреле было принято постановление Совета Министров №214 "О регулировании цен". В документе уже велась речь об ограничении темпов роста цен, уровней рентабельности производства, надбавок импортера, оптовых и торговых надбавок. В большинстве своем они касались жизненно важных продуктов питания и лекарств.
Определенные позитивные изменения произошли. Темпы инфляции замедлились. Во втором квартале она составила менее 3,5%, а в третьем не достигла и 1,5%. Однако из-за кумулятивного эффекта к сентябрю показатель роста цен приблизился к 15% (в том числе 14,4% по продовольствию) при целевом уровне за год в 6%. Среди причин этого и недобросовестное поведение бизнеса. Многие субъекты хозяйствования проигнорировали понятие справедливости и постарались извлечь максимум выгоды из нынешней ситуации, не понимая, что рано или поздно это может привести к стратегическим потерям. Достаточно сослаться на информацию Министерства антимонопольного регулирования и торговли, где говорится, что только в мае выявлено 59 предприятий, нарушивших ценовое законодательство. Около 90% нарушений связаны с установлением ритейлерами торговых надбавок выше допустимого уровня. Кроме того, нередко в цепочку товародвижения начали встраиваться лишние звенья в виде ненужных посредников, формируя предпосылки беспочвенного завышения стоимости продукта для конечного потребителя. Вдобавок торговые сети выработали для себя правило отказываться от работы с поставщиками без дополнительных вознаграждений и так далее.
В таком контексте развития событий закономерным стало принятие Директивы Президента №10, а в последующем и постановления Совета Министров №713 "О системе регулирования цен", предусматривающих ужесточение контроля за ценовой ситуацией на потребительском рынке.
В частности, расширен список товаров, цены на которые будут регулироваться. Теперь более чем на 300 наименований продукции ограничены надбавки импортеров, а также оптовые и торговые надбавки. Таким образом пресекаются попытки экономически необоснованного посредничества. Положительно оцениваем намерение по формированию четкого порядка расчета себестоимости продукции. Это даст возможность упорядочить процесс калькуляции затратной составляющей цены. Вполне оправданно и решение о запрете взимания торговлей бонусов с отечественных товаропроизводителей за продвижение продукции, выплаты которых создавали неравные условия хозяйствования последних и вели к росту их финансовой нагрузки.
- Как обстоят дела с непродовольственной категорией товаров?
- Если внимательно посмотреть на перечень непродовольственных товаров, подлежащих ценовому регулированию, то видно, что он достаточно обширный. И этому есть объяснение. В среднем за 9 месяцев этого года непродовольственная группа товаров подорожала почти на 19%, а по некоторым позициям цены выросли более чем на 40%, к примеру, на бытовую химию, легковые автомобили и запчасти к ним и даже на самые обыкновенные спички.
Стоит признать, что сегодня удельный вес отечественных непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота всего лишь 36-37%, тогда как еще в 2010 году он был близок к 60%. Это важный фактор корреляции цен внутреннего рынка и стоимости импорта.
В ходе торговли ввезенными из-за границы товарами поставщики учитывали девальвацию белорусского рубля, но практически не принимали во внимание его укрепление. Установив высокие ценники, они оставляют их неизменными до момента, когда появится новый повод поднять цены. Потребитель в лучшем случае может рассчитывать лишь на скидку. Так, в марте курс доллара превышал Br3, а к сентябрю он снизился более чем на 20%. В то же время индекс потребительских цен по непродовольственным товарам за этот период вырос почти на 6 процентных пунктов. Кстати, и российский рубль с июля снижается.
Однако все списывать на внешние факторы нельзя. Резкое подорожание некоторых товаров белорусского происхождения выглядит сомнительным. Проявилось стремление свои сложности с импортом материалов и сырья не купировать путем поиска новых партнеров, а компенсировать высокой ценой. При этом забывается о низкой стоимости базовых ресурсов для нашей страны, в то время как, например, цены на газ в Европе по контрактам с поставкой на нидерландском хабе TTF с декабря 2021 года по сентябрь 2022 года увеличились в два раза.
- Можем ли мы столкнуться с дефицитом товаров из-за введенных ограничений по надбавкам для импортеров, оптовиков и торговли?
- В рамках вопроса о возможности возникновения дефицита товаров в Беларуси по причине принятия постановления №713 хотелось бы пояснить следующее. Введенные ограничения достаточно аргументированы и учитывают результативность работы наших предприятий. Например, параметры предельных надбавок установлены с учетом экономической обоснованности уже сложившегося у них уровня, то есть для большинства субъектов хозяйствования они приемлемы. К тому же в документе прописано, что органы госуправления обязаны обеспечить поставку отечественных товаров под полную потребность в ней.
Также инициировано внесение изменений в постановление МАРТ от 19 ноября 2020 года №74 "О перечнях товаров", которым предусмотрено установление товарного ассортимента, обязательного к реализации в торговых объектах. У национальных товаропроизводителей непродовольственного сегмента появилась отличная возможность усилить свое присутствие на внутреннем рынке.
Главное в принятых решениях - твердая демонстрация способности государства вернуть недобросовестных субъектов хозяйствования в русло ответственного ценообразования. Особенно тех, которые позволили себе привязывать цены к доллару и закладывать несуществующий завышенный курс при свободной продаже этой валюты в стране. Глава государства неоднократно давал сигналы о необходимости наведения порядка с ценами, однако они игнорировались. Итогом стало принятие Директивы №10 и постановления №713.
Следует обратить внимание, что многие нормы, прописанные в постановлении, сами по себе не новы для Беларуси, они имели место и ранее. Но с началом переговорного процесса по вступлению в ВТО государственное регулирование цен было ослаблено и была предпринята попытка выстраивания действенной системы ценообразования на рыночных началах. К сожалению, бизнес не смог справиться с этой задачей. В погоне за сверхприбылью он перестал считаться с интересами контрагентов, потребителей, да и общества в целом.
Хочу отметить, что ужесточение ценового законодательства позволяет решить проблему в краткосрочной перспективе. Длительное сохранение предложенной парадигмы несет определенные риски развития ценового непаритета с сопредельными странами, неорганизованного экспорта и импорта, ухудшения финансового состояния субъектов хозяйствования. Поэтому с принятием 713-го постановления нельзя самоуспокаиваться. Подтверждением тому выступает внесение изменений в документ.
Сегодня важно понимать, что если участники рынка не осознают выгоду добросовестного сотрудничества и честной конкуренции, то, адаптировавшись к новым условиям, они вновь спровоцируют разгон инфляции и ответ государства. Требуется побудить бизнес-структуры к саморегулированию, базирующемуся на взаимоувязке двух важнейших принципов: социальной справедливости и экономической эффективности.
БЕЛТА.-0-