Новости темы
"Репортаж"
Один из ключевых показателей, по которому судят о степени развитости экономики государства и его авторитетности в мире, сколько товаров и услуг оно продало за рубеж? Беларусь как страна с экспортно ориентированной экономикой, конечно, не исключение. Несмотря на сложную ситуацию на внешнем контуре, санкции и ставшую их следствием затрудненную логистику, в 2024 году наша страна достигла рекордного за последние 12 лет объема экспорта товаров. В то время как близкие географически, но далекие в политических целях западные государства закрыли свои рынки для белорусских товаров, страны Азии, Африки и Латинской Америки - распахнули свои. В прошлом году отечественный экспорт освоил 14 новых рынков, и этот результат, как считают эксперты, далеко не предельный. Хотя бы потому, что потенциал значителен, а в его реализации на внешнем контуре бизнес не одинок. Компетентную поддержку в выходе на зарубежные площадки и закреплении на них предприятиям разных профилей и масштабов производства предлагают специалисты Национального центра маркетинга, и за 28 лет они в этом весьма преуспели, а потому без ложной скромности заявляют: "В успехе страны на мировой арене есть и наши заслуги". За аргументами дело не стало.
Но давайте по порядку. Организация на днях отпраздновала день рождение. Это ли не повод для нас, журналистов, пообщаться с коллективом, чтобы узнать, чем живет центр, позиционирующий себя в роли проводника политики МИД в развитии торгово-экономических отношений Беларуси с зарубежьем.
Бизнес-разведка - вот с чего стоит начинать
Первое, чем могут помочь специалисты центра бизнесу, - маркетинговые исследования. Всякий производитель знает: прежде чем зайти на новый рынок, необходимо как следует разведать обстановку, хотя бы для того, чтобы сделать вывод, а нуждаются ли там в принципе в твоем товаре? И в данном случае работа в центре ведется в двух направлениях, ведь помощь здесь предлагают не только отечественному бизнесу в продвижении на зарубежных рынках, но и иностранным предприятиям - на нашем.
"На самом деле, обзоры рынков являются лишь частью проводимых центром комплексных маркетинговых исследований, но в контексте помощи бизнесу - одни из основных, - вводит в курс дела заместитель начальника управления маркетинга Татьяна Жарина. - Как правило, обзоры содержат информацию о макро- и микроэкономических показателях рынка и особенностях доступа на него, то есть мерах тарифного и нетарифного регулирования, и отражают тенденции рынка конкретной исследуемой продукции, характер которой зависит от заказчика. Это могут быть продукты питания, изделия легкой промышленности или автопрома - список не ограничен. Среди важных исходных параметров для проведения маркетинговых исследований я бы отметила данные об объемах производства и потребления, внешней торговле, конкурентной среде, ассортименте и стоимости продукции. Однако это отнюдь не исчерпывающий перечень".
Скептики скажут, мол, чтобы собрать информацию, много усилий прилагать не надо, а в принципе, можно обойтись и без нее, и будут неправы. Ведь важно учитывать два условия. Во-первых, комплексный характер предлагаемых сведений, что требует знаний и опыта, во-вторых, факт того, что анализ и структурирование данных, за что ответственны эксперты центра, позволяет компаниям-заказчикам экономить самый ценный ресурс - время.
Нестандартный канал сбыта? Участие в закупках за рубежом! Здесь знают как
А еще закупки. Национальный центр маркетинга - ведущая организация в стране, специализирующаяся на комплексном сопровождении закупок, - уже достиг определенных результатов, которыми может похвастаться.
Вникая в сам механизм, понимаешь, насколько он непрост и многоступенчат, поскольку работа центра как оператора процедур закупок не ограничивается только администрированием. Сопровождение участников торгов ведется по принципу полного цикла. Сперва образовательный центр при Национальном центре маркетинга готовит специалистов по вопросам проведения закупок и участия в них. Второй шаг - выдача всех видов сертификатов электронной цифровой подписи для организации электронного документооборота. Наконец, сотрудники управления обеспечения закупок сопровождают пользователей не только при непосредственной работе с функционалом информационных платформ, но и консультируют по вопросам применения норм законодательства, в том числе зарубежного.
Венгрия и Италия обозначили интерес к возобновлению отношений с Беларусью
Изучение рынков, анализ продукции конкурентов, подбор перспективных бизнес-стратегий для предприятий, желающих расширить географию экспорта, конечно, нужны и важны, однако начальник отдела внешнеэкономических связей Павел Пигаль придерживается мнения: прямой контакт с потенциальным партнером может укрепить деловые отношения. Регулярно организуемые бизнес-форумы, семинары, онлайн-конференции, B2B-переговоры, визиты как раз эту цель и преследуют - упрочить диалог между представителями бизнеса разных стран. И в данном случае о пропагандируемой в западных СМИ изоляции белорусских предприятий говорить не приходится. Диалог ведется, и весьма оживленный.
"Центр заключил соглашения о сотрудничестве с более чем двумястами профильными структурами поддержки внешнеэкономической деятельности из 55 государств. Замечу, что договоренности на межправительственном уровне - отличная база для масштабирования отношений с конкретной страной по линии бизнеса. У нас таких примеров немало, - перечисляет начальник отдела внешнеэкономических связей. - Только в 2024 году центр организовал семь деловых визитов белорусских делегаций за рубеж и зарубежных делегаций в нашу страну, 13 бизнес-форумов и бирж деловых контактов, девять видеоконференций по внешнеэкономической тематике. В их числе такие значимые мероприятия, как II Форум регионов Беларуси и Узбекистана в Ташкенте, третий Белорусско-латиноамериканский форум в Москве, двусторонние бизнес-форумы в Турции, Саудовской Аравии, Никарагуа, Омане, Вьетнаме, Италии и Венгрии".
От ЮАР и Эфиопии до Индонезии и Пакистана: коллективные стенды Беларуси в 2025 году в планах организовать на около 30 выставках
А где бизнес-встречи, там и выставки. Нужно ведь потенциальному покупателю продемонстрировать качество предлагаемых товаров и услуг? Начальник отдела выставочной деятельности Валерия Шатилова не допускает сомнений в том, что участие в зарубежных выставках - наиболее действенный инструмент для освоения новых рынков и продвижения своей продукции.
"Выставка - уникальная площадка, где в одно время собираются ключевые игроки рынка. Это дает возможность не только найти новых партнеров и инвесторов, но и поддержать уже сложившееся торговые отношения, повысить узнаваемость бренда, сформировать положительный имидж компании, провести анализ конкурентной среды и, наконец, узнать мнение конечных покупателей о традиционной продукции или выпущенной новинке", - комментирует Валерия Шатилова.

Что же до Национального центра маркетинга, он имеет многолетний опыт в организации белорусских экспозиций за рубежом как на традиционных рынках сбыта, к которым можно отнести Россию, Узбекистан, Кыргызстан, Турцию, так и в странах дальней дуги, ставка на развитие сотрудничества с которыми с учетом сложившейся геополитической и экономической конъюнктуры сегодня в приоритете. Валерия Шатилова вспоминает о личном опыте подготовки экспозиций белорусских товаров для демонстрации в ЮАР, Кении, Пакистане, Иране, Индии…
"В прошлом году мы организовали в совокупности 11 коллективных экспозиций нашей страны на международных площадках в России, Узбекистане, Омане, ОАЭ, ЮАР и Индии, где представили нефтехимический, пищевой, сельскохозяйственный, энергетический, строительный, мебельный и инвестиционный потенциалы республики. Планы на этот год еще более амбициозные, - анонсирует начальник отдела выставочной деятельности. - Сформированный перечень планируемых к организации коллективных экспозиций Беларуси включает порядка трех десятков зарубежных выставок. Мы намерены показать свои лучшие товары и услуги не только в близких для нас Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Азербайджане, но и более колоритных ОАЭ, Саудовской Аравии, Иране, Омане, Индии, Пакистане, Вьетнаме, Индонезии, ЮАР, Кении, Эфиопии. Демонстрироваться будут достижения белорусов в самых разных отраслях: и в строительстве, и в деревообработке, и в мебели, и в пищепроме, и в сельском хозяйстве, и в тяжелой промышленности".
Помощь в организации участия для бизнеса предлагается по принципу "все включено": и выставочную площадь специалисты центра забронируют, и дизайн-проект стенда разработают, и его застройку и демонтаж обеспечат, и даже возьмут на себя вопросы командирования, вплоть до подбора оптимального авиаперелета и гостиницы.
"Опираясь на свой опыт, замечу, что отечественные товары и услуги высоко оцениваются за рубежом и пользуются приличным спросом, что доказывают заключенные договоры и соглашения по итогам участия в выставках, как и отзывы конечных потребителей, - делает акцент представитель Национального центра маркетинга. - Если для предприятия все еще стоит ребром финансовый вопрос в дилемме "участвовать или нет", я бы советовала склоняться к варианту участия. Поверьте, затраченные деньги не соизмеримы с полученными выгодами. На мой взгляд, тот, кто регулярно участвует в заграничных выставках и осваивает новые рынки, делает правильные шаги в развитии своего дела".
Это первый пример трансграничной торговли через электронный магазин между странами
Проект, о котором продолжают говорить в кабинетах Национального центра маркетинга даже спустя девять месяцев после запуска, - обновление портала Export.by. Летом прошлого года о мощном ребрендинге в информационном поле было сказано немало, а через столько месяцев работы ресурса многое можно добавить.
"Обновление Export.by в сотрудничестве с одной из крупнейших федеральных площадок России АО "РТС-тендер" позволило реализовать уникальный проект по интеграции с электронным магазином закупок B2B, что можно считать первым примером трансграничной торговли через электронный магазин между двумя государствами", - обращает внимание начальник отдела информационного развития Лилия Магамадова.
На востребованность портала лучше всего указывают цифры. С момента запуска новой версии портала регистрацию прошли более 900 организаций, разместивших свыше 7 тыс. товаров и услуг. По словам начальника отдела информационного развития, ежедневно портал посещают около 1,5 тыс. уникальных пользователей и изо дня в день цифры только растут.
Каждая программа должна быть прикладной и помогать в выходе на новые рынки
Однако даже далекому от процедур закупок человеку становится понятно: без специальных знаний и опыта, с наскока, во всех нюансах процессов не разобраться. Готовы помочь в организации и с этим. Среди не самых очевидных, но доказавших свою полезность и набирающих популярность направлений работы Национального центра маркетинга - образовательные услуги. Семинары по закупкам - с этого начал свою работу здешний образовательный центр, что было вполне логично, учитывая накопленную к тому времени крепкую базу экспертизы в данной области, а после, постепенно наращивая компетенции, центр получил лицензию на проведение курсов повышения квалификации. Так расширялась линейка образовательных программ.
"Качество образовательного продукта для нас всегда стоит на первом месте. Мы стремимся к тому, чтобы каждая программа была не только информативной, но и максимально прикладной, что эффективно помогает применять знания на практике, - поясняет начальник образовательного центра Елена Коледа. - Одно из активно развиваемых нами направлений - корпоративные программы обучения, где есть шанс в полной мере реализовать клиентоориентированный подход. Мы разрабатываем программы, учитывая пожелания заказчиков, но вместе с тем с опорой на собственный опыт, который подсказывает, что еще будет важно клиентам с учетом специфики их работы".
На данный момент образовательный центр развернул усиленную работу по расширению линейки программ в сфере внешнеэкономической деятельности и международного маркетинга. Ведется разработка программ с привлечением иностранных партнеров: практикующих экспертов, работающих в крупных компаниях и консалтинговых агентствах и представляющих международные ассоциации.
"Хотя в основе нашей работы всегда лежала собственная экспертиза, что позволяло создавать востребованные на рынке программы, этот подход поможет формировать курсы, учитывающие международный опыт в сфере бизнеса", - считает Елена Коледа.
И принципы, на которых базируются услуги образовательного центра, - практико- и клиентоориентированность, высокая эффективность и творческий подход - неплохо описывают работу всего Национального центра маркетинга, направленную на помощь отечественным предприятиям в выходе на внешние рынки и закреплении на них, что в конечном итоге приводит к наращиванию объемов экспортных отгрузок, увеличению доходов государства и росту зарплат. А это сказывается на каждом.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Национального центра маркетинга,
БЕЛТА.-0-
Но давайте по порядку. Организация на днях отпраздновала день рождение. Это ли не повод для нас, журналистов, пообщаться с коллективом, чтобы узнать, чем живет центр, позиционирующий себя в роли проводника политики МИД в развитии торгово-экономических отношений Беларуси с зарубежьем.
Бизнес-разведка - вот с чего стоит начинать
Первое, чем могут помочь специалисты центра бизнесу, - маркетинговые исследования. Всякий производитель знает: прежде чем зайти на новый рынок, необходимо как следует разведать обстановку, хотя бы для того, чтобы сделать вывод, а нуждаются ли там в принципе в твоем товаре? И в данном случае работа в центре ведется в двух направлениях, ведь помощь здесь предлагают не только отечественному бизнесу в продвижении на зарубежных рынках, но и иностранным предприятиям - на нашем.
"На самом деле, обзоры рынков являются лишь частью проводимых центром комплексных маркетинговых исследований, но в контексте помощи бизнесу - одни из основных, - вводит в курс дела заместитель начальника управления маркетинга Татьяна Жарина. - Как правило, обзоры содержат информацию о макро- и микроэкономических показателях рынка и особенностях доступа на него, то есть мерах тарифного и нетарифного регулирования, и отражают тенденции рынка конкретной исследуемой продукции, характер которой зависит от заказчика. Это могут быть продукты питания, изделия легкой промышленности или автопрома - список не ограничен. Среди важных исходных параметров для проведения маркетинговых исследований я бы отметила данные об объемах производства и потребления, внешней торговле, конкурентной среде, ассортименте и стоимости продукции. Однако это отнюдь не исчерпывающий перечень".

"Маркетинговые исследования, обзоры дают четкое представление о рынке, его конкурентной среде, потенциальных потребителях и возможных партнерах. Те, кто в бизнесе не первый день, понимают: информация такого рода необходима для взвешенных управленческих решений и разработки стратегий достижения бизнес-целей", - резюмирует заместитель начальника управления маркетинга.
Нестандартный канал сбыта? Участие в закупках за рубежом! Здесь знают как
А еще закупки. Национальный центр маркетинга - ведущая организация в стране, специализирующаяся на комплексном сопровождении закупок, - уже достиг определенных результатов, которыми может похвастаться.
"Информационная система "Тендеры", электронная торговая площадка www.goszakupki.by, государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками - три кита, на которых базируются все закупки белорусских предприятий и организаций. Каждая из них - ресурс Национального центра маркетинга, - объясняет что к чему начальник управления по обеспечению закупок Виктория Воробей. - Опыт, накопленный центром в сопровождении закупок, сделал нас национальным оператором по продвижению белорусского экспорта на зарубежные рынки электронных закупок. Мы обеспечиваем поиск и предоставляем информацию о закупках за рубежом, помогаем в вопросах регистрации и аккредитации на электронных площадках России. Не раз и не два мы подключались к решению проблемных вопросов участия наших поставщиков в закупках в России и выступали катализатором их урегулирования, нередко поднимая те на более высокий уровень. При нашем содействии отечественные поставщики, участвуя в российских закупках, за последние полтора года заключили договоры на сумму более Br71,6 млн".

Венгрия и Италия обозначили интерес к возобновлению отношений с Беларусью
Изучение рынков, анализ продукции конкурентов, подбор перспективных бизнес-стратегий для предприятий, желающих расширить географию экспорта, конечно, нужны и важны, однако начальник отдела внешнеэкономических связей Павел Пигаль придерживается мнения: прямой контакт с потенциальным партнером может укрепить деловые отношения. Регулярно организуемые бизнес-форумы, семинары, онлайн-конференции, B2B-переговоры, визиты как раз эту цель и преследуют - упрочить диалог между представителями бизнеса разных стран. И в данном случае о пропагандируемой в западных СМИ изоляции белорусских предприятий говорить не приходится. Диалог ведется, и весьма оживленный.

Кстати, интенсификация торгово-экономической деловой повестки - среди основных задач сотрудников центра. Помимо России, других государств СНГ и Китая, налажена активная бизнес-коммуникация со странами Латинской Америки, в частности, Бразилией, Колумбией, Кубой, Никарагуа и Эквадором, ведется работа в Южной и Юго-Восточной Азии по упрочению контактов с Бангладеш, Вьетнамом, Индией, Индонезией и Пакистаном, крайне многообещающи для белорусских предприятий рынки Африки, а именно Ботсваны, Египта, Нигерии и Зимбабве, и Ближнего Востока в лице Омана, Саудовской Аравии и Турции. Даже представляющие Евросоюз Венгрия и Италия, осознавая выгоду от масштабирования отношений с Беларусью, демонстрируют желание обернуть время вспять и вернуться к конструктивному деловому сотрудничеству. Что же, в Национальном центре маркетинга готовы тому способствовать.
От ЮАР и Эфиопии до Индонезии и Пакистана: коллективные стенды Беларуси в 2025 году в планах организовать на около 30 выставках
А где бизнес-встречи, там и выставки. Нужно ведь потенциальному покупателю продемонстрировать качество предлагаемых товаров и услуг? Начальник отдела выставочной деятельности Валерия Шатилова не допускает сомнений в том, что участие в зарубежных выставках - наиболее действенный инструмент для освоения новых рынков и продвижения своей продукции.
"Выставка - уникальная площадка, где в одно время собираются ключевые игроки рынка. Это дает возможность не только найти новых партнеров и инвесторов, но и поддержать уже сложившееся торговые отношения, повысить узнаваемость бренда, сформировать положительный имидж компании, провести анализ конкурентной среды и, наконец, узнать мнение конечных покупателей о традиционной продукции или выпущенной новинке", - комментирует Валерия Шатилова.


"В прошлом году мы организовали в совокупности 11 коллективных экспозиций нашей страны на международных площадках в России, Узбекистане, Омане, ОАЭ, ЮАР и Индии, где представили нефтехимический, пищевой, сельскохозяйственный, энергетический, строительный, мебельный и инвестиционный потенциалы республики. Планы на этот год еще более амбициозные, - анонсирует начальник отдела выставочной деятельности. - Сформированный перечень планируемых к организации коллективных экспозиций Беларуси включает порядка трех десятков зарубежных выставок. Мы намерены показать свои лучшие товары и услуги не только в близких для нас Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Азербайджане, но и более колоритных ОАЭ, Саудовской Аравии, Иране, Омане, Индии, Пакистане, Вьетнаме, Индонезии, ЮАР, Кении, Эфиопии. Демонстрироваться будут достижения белорусов в самых разных отраслях: и в строительстве, и в деревообработке, и в мебели, и в пищепроме, и в сельском хозяйстве, и в тяжелой промышленности".

"Опираясь на свой опыт, замечу, что отечественные товары и услуги высоко оцениваются за рубежом и пользуются приличным спросом, что доказывают заключенные договоры и соглашения по итогам участия в выставках, как и отзывы конечных потребителей, - делает акцент представитель Национального центра маркетинга. - Если для предприятия все еще стоит ребром финансовый вопрос в дилемме "участвовать или нет", я бы советовала склоняться к варианту участия. Поверьте, затраченные деньги не соизмеримы с полученными выгодами. На мой взгляд, тот, кто регулярно участвует в заграничных выставках и осваивает новые рынки, делает правильные шаги в развитии своего дела".
Это первый пример трансграничной торговли через электронный магазин между странами
Проект, о котором продолжают говорить в кабинетах Национального центра маркетинга даже спустя девять месяцев после запуска, - обновление портала Export.by. Летом прошлого года о мощном ребрендинге в информационном поле было сказано немало, а через столько месяцев работы ресурса многое можно добавить.
"Обновление Export.by в сотрудничестве с одной из крупнейших федеральных площадок России АО "РТС-тендер" позволило реализовать уникальный проект по интеграции с электронным магазином закупок B2B, что можно считать первым примером трансграничной торговли через электронный магазин между двумя государствами", - обращает внимание начальник отдела информационного развития Лилия Магамадова.
Главная задача, решаемая сегодня обновленным порталом, - доступ для белорусских компаний к участию в российских госзакупках малых объемов и закупках коммерческих структур. Регистрация на Export.by, кроме того, делает возможным для поставщиков и заказчиков из Беларуси и России видеть ассортимент, устанавливать контакты, обсуждать коммерческие условия сделок, не говоря уже о нормативной, рекомендательной и аналитической информации, полезной для экспортеров, которой регулярно пополняется ресурс.
На востребованность портала лучше всего указывают цифры. С момента запуска новой версии портала регистрацию прошли более 900 организаций, разместивших свыше 7 тыс. товаров и услуг. По словам начальника отдела информационного развития, ежедневно портал посещают около 1,5 тыс. уникальных пользователей и изо дня в день цифры только растут.
Каждая программа должна быть прикладной и помогать в выходе на новые рынки
Однако даже далекому от процедур закупок человеку становится понятно: без специальных знаний и опыта, с наскока, во всех нюансах процессов не разобраться. Готовы помочь в организации и с этим. Среди не самых очевидных, но доказавших свою полезность и набирающих популярность направлений работы Национального центра маркетинга - образовательные услуги. Семинары по закупкам - с этого начал свою работу здешний образовательный центр, что было вполне логично, учитывая накопленную к тому времени крепкую базу экспертизы в данной области, а после, постепенно наращивая компетенции, центр получил лицензию на проведение курсов повышения квалификации. Так расширялась линейка образовательных программ.
"Качество образовательного продукта для нас всегда стоит на первом месте. Мы стремимся к тому, чтобы каждая программа была не только информативной, но и максимально прикладной, что эффективно помогает применять знания на практике, - поясняет начальник образовательного центра Елена Коледа. - Одно из активно развиваемых нами направлений - корпоративные программы обучения, где есть шанс в полной мере реализовать клиентоориентированный подход. Мы разрабатываем программы, учитывая пожелания заказчиков, но вместе с тем с опорой на собственный опыт, который подсказывает, что еще будет важно клиентам с учетом специфики их работы".

"Хотя в основе нашей работы всегда лежала собственная экспертиза, что позволяло создавать востребованные на рынке программы, этот подход поможет формировать курсы, учитывающие международный опыт в сфере бизнеса", - считает Елена Коледа.
И принципы, на которых базируются услуги образовательного центра, - практико- и клиентоориентированность, высокая эффективность и творческий подход - неплохо описывают работу всего Национального центра маркетинга, направленную на помощь отечественным предприятиям в выходе на внешние рынки и закреплении на них, что в конечном итоге приводит к наращиванию объемов экспортных отгрузок, увеличению доходов государства и росту зарплат. А это сказывается на каждом.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Национального центра маркетинга,
БЕЛТА.-0-