Еще в относительно далеком 2015 году у Президента прошло совещание по вопросу организации производства по сборке отечественного легкового автомобиля. Беларусь всегда славилась производством пассажирской, грузовой, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники. В этой линейке не хватало лишь одного - легкового авто. Тогда оппоненты не поверили в мечту Александра Лукашенко. Хотя если бы они внимательно слушали, что говорит глава государства, то воспринимали бы создание белорусского народного автомобиля как амбициозный, но вполне реальный план.
Президент уже тогда понимал, что экономически нецелесообразно создавать такое производство своими силами с нуля, конкурентов уже не догнать. А предлагать устаревшие модели как своим гражданам, так и на зарубежные рынки даже экономически нецелесообразно. Решение главы государства - найти зарубежного партнера, который поможет на основе своих и наших уже существующих компетенций создать недорогой, но современный легковой автомобиль. "Мы приняли решение: быть у нас легковому автомобилю и создавать его мы будем вместе с китайцами на основе их технологий. Это не значит, что мы просто возьмем и один в один скопируем и произведем аналогичный автомобиль. Там, где можем (а мы можем, опыт у нас есть сборки и производства грузовых автомобилей и компонентов для легковых автомобилей), мы должны использовать собственный опыт и собственные наработки. Они есть и в Национальной академии наук, и в прикладной науке также", - отметил Александр Лукашенко.
Сотрудничество с китайской компанией Geely Holding Group началось в 2011 году. На первом этапе это была так называемая отверточная сборка. Это когда автомобиль в Беларусь поставляется практически собранным - нужно лишь вставить двигатель, подвеску, фары, накинуть передний бампер и прикрутить колеса. Первый такой автомобиль собрали в 2013 году. В конце марта 2015 года началось строительство завода мелкоузловой сборки комплектов автомобиля полного цикла. На тот период производственная мощность планировалась до 60 тыс. автомобилей в год с возможностью их дальнейшего увеличения. Объем инвестиций по бизнес-плану составил $330 млн - это сумма на строительство завода и всей внутренней инфраструктуры. В ноябре 2017 года с конвейера завода "БЕЛДЖИ" в присутствии Президента сошел первый серийный Geely Atlas NL3. А к декабрю 2020 года был выпущен юбилейный, 50-тысячный автомобиль. Мечта не только Александра Лукашенко, но и многих белорусов стала реальностью.
Нынешняя ситуация вокруг Беларуси внесла свои коррективы. Глава государства в конце 2023 года на совещании по вопросу совершенствования системы планирования и контроля за реализацией стратегических проектов в качестве примера одного из таких проектов привел производство в Беларуси легковых автомобилей "Джили" и, обращаясь к присутствующим, сказал: "Мы сегодня уже замахнулись не на 30-40 тысяч автомобилей в год, а на 120 тысяч. Начали новую марку автомобилей производить. Вот видите, как жизнь повернулась. <…> Сегодня "Джили" занимает первое место по продажам в Беларуси. В России просят: продайте. Очереди появились. Когда такое было? Это говорит о том, что надо этим заниматься. И надо видеть перспективу".
Рядом с "БЕЛДЖИ" уже появились новые заводы - по производству силовых агрегатов, радиаторов, сидений. "Белшина" поставляет шины. Используются аккумуляторы белорусского и российского производства. В планах правительства - в течение 2024-2025 годов создать штамповочное производство, чтобы производить все компоненты кузова для нашего предприятия и производство по сварке конструкций. Рассматривается возможность локализации производства двигателей внутреннего сгорания и коробок передач. Уже имеющиеся компетенции показывают, что вполне возможно наладить производство и других запчастей: приборных панелей, насосов ГУР, генераторов, стартеров, проводки и датчиков, фар, колесных дисков, фильтров, бамперов и стекол.
Тут свою роль сыграла и покупка у Geely Holding Group лицензии на производство фирменных автомобилей, в том числе под собственным брендом Belgee. С точки зрения производства изготовление белорусско-китайского автомобиля под собственным брендом существенно повышает права и, как следствие, самостоятельность в принятии решений в этом процессе.
Только несколько примеров. Толщина лакокрасочного покрытия на автомобилях, собранных в Беларуси, больше, чем у аналогичных сваренных и покрашенных в Китае. Антикоррозионная обработка и шумоизоляция также адаптированы под наши условия. Таким образом, белорусско-китайский автомобиль полностью соответствует требованиям эксплуатации на белорусском и российском рынках.
В то же время необходимо смотреть даже не в завтрашний день, а что будем делать через пять-десять лет. А это уже другой уровень и другие компетенции. На эту тему достаточно четко высказался Александр Лукашенко почти пять лет назад при открытии завода мелкоузловой сборки "БЕЛДЖИ" и во время последнего посещения предприятия, когда поставил перед правительством и профильными ведомствами задачу освоить серийное производство белорусского электромобиля с 1 января 2025 года.
Именно поэтому при реализации поручения главы государства на повестку дня выходит задача поиска стратегического партнера, имеющего не только собственные компетенции, но и настроенного на долговременное сотрудничество с нашей страной.
Я отнюдь не утверждаю, что для Республики Беларусь единственным партнером для разработки и производства линейки отечественных электромобилей должна быть корпорация Geely Holding Group, но то, что эта компания является мировым лидером в указанной сфере и представляет для нас интерес, - это однозначно.
Группа компаний Geely Holding Group имеет собственную глобальную сеть из четырех научно-исследовательских центров, расположенных в Гетеборге, Ханчжоу, Нинбо и Ковентри, в которых насчитывается более 10 тыс. научных сотрудников. Результатом такой активной исследовательской деятельности стало признание Geely в качестве одного из десяти лучших брендов в области интеллектуальной собственности и инновационной деятельности не только в Китае, но и мировой автоиндустрии.
Электротранспорт, космос, медицина: Гусаков назвал важнейшие направления работы белорусских ученых
Новым вектором новаций компании являются исследования и разработки высокоинтеллектуальных технологий в сфере цифровых коммуникаций и мобильности. В ноябре 2022 года состоялась презентация новой стратегии Smart Geely 2025, стратегическая миссия которой состоит в том, чтобы создать глобальную автомобильную группу, основанную на передовых технологиях, базирующихся на инновационных модульных архитектурах, силовых установках нового поколения и интеллектуальных технологиях взаимодействия водителя и автомобиля.
К 2025 году Geely Holding Group планирует увеличить свое представительство за пределами Китая. Важными направлениями развития становятся регионы ЕАЭС, Восточной Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Так что времени на выбор своего стратегического партнера и поиска взаимовыгодных точек соприкосновения у Беларуси осталось совсем немного.
В то же время следует отметить, что решение этой стратегической задачи выходит за пределы компетенции не только СЗАО "БЕЛДЖИ", но и Минпрома как отраслевого органа госуправления. Возможно, это тот случай, когда создание отдельной межведомственной комиссии с участием уполномоченных представителей как органов госуправления, так и Национальной академии наук и профильных учреждений образования, а возможно, и независимых, в том числе зарубежных, экспертов и консультантов является обоснованным.
Георгий ГРИЦ,
экономический аналитик, кандидат экономических наук.-0-