28 октября, Могилев /Корр. БЕЛТА/. Могилевский областной драматический театр в новом сезоне порадовал зрителей премьерой "Маленькие трагедии" по одноименному произведению классика русской литературы Александра Пушкина. Яркий и неординарный спектакль интересен своим философским подтекстом, техническими находками и визуальным рядом, передает корреспондент БЕЛТА.
Основой спектакля стали показательные истории о человеческих слабостях и пороках, а его надстройкой - спор о вечном между Фаустом и Мефистофелем, которые появляются перед зрителем в белых одеждах, стирая грань между привычным пониманием добра и зла. В каждой своеобразной притче на первый план выходят люди с их бессмысленной суетой. На фоне монументальных декораций их маленькие проблемы кажутся еще более никчемными по сравнению с вечностью. В центре мистерии - смысл человеческого существования, поиски себя и своего предназначения.
"В каждом возрасте Пушкин открывается по-разному: ты мудреешь, и он вместе с тобой, - отмечает режиссер Михаил Лашицкий. - С годами и жизненным опытом ты начинаешь понимать материал глубже, и этот процесс бесконечен. Возможно, через 25 лет я вернусь к этому произведению и поставлю на сцене снова, но уже совсем по-другому. В произведении есть вечные вопросы, которые касаются человека. Например, невозможность разрешить свои проблемы, посмотреть на мир шире и отойти от мелкого и бытового - все то, что нас затягивает и создает ощущение обреченности: человек двигается заданным маршрутом и финал обещает быть нерадостным".
Зритель видит на сцене конфликт героев с собой и внешним миром, и это непримиримое противоречие рождает катастрофу вселенских масштабов: для действующих лиц не остается выбора - они обречены на путь в никуда. На могилевской сцене "Маленькие трагедии" звучат как своеобразный реквием, который одновременно становится и отпеванием, и воспеванием человечества. К слову, Михаил Лашицкий уже обращался к этому литературному материалу 25 лет назад, и тогда прочтение было другим. Спустя годы оно стало более сложным, глобальным и структурированным. Вместе с тем режиссер только ставит перед зрителем проблему, но не решает ее, предлагая это сделать публике.
"Я могу только констатировать, ведь художник не имеет права ничего предлагать, - подчеркнул Михаил Лашицкий. - Когда это происходит, возникает моралите и из творческого состояния мы просто становимся носителями морали. Уверен, что это неправильно: театр, как любое другое искусство, создан для того, чтобы обращать внимание на какую-то проблематику, но не отвечать на нее. Мы не имеем права делать выводы, это прерогатива зрителя. Я могу поднять вопрос, но ответить на него не могу: каждый сам определяет для себя, как его решать. В конце пути мы также будем отвечать сами за себя - универсальной инструкции нет".
Михаил Лашицкий предложил взглянуть на Пушкина гораздо пристальнее, ведь за легкостью и игривостью слога классика прячутся куда более глубокие, пронзительные и философские смыслы. В первых трех пьесах, представленных на сцене ("Каменный гость", "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери"), кипят человеческие страсти: любовь, ревность, скупость, зависть. Четвертая пьеса - "Пир во время чумы" - представлена автором и режиссером как глобальная катастрофа. Она задумана как расплата за грехи человеческие и заканчивается просьбой Фауста, адресованной Мефистофелю: утопи их всех.
"В чем обман мастера? По первому прочтению Пушкин производит впечатление поверхностного: ну да, стихи - понятно и банально, - отмечает Михаил Лашицкий. - Но, когда начинаешь вчитываться, по-другому смотришь на эти вещи. И с актерами также происходили чудеса: они сами мне подсказывали, куда идти. И чем глубже они проникали в материал, тем меньше я ими управлял. Александр Кулешов в роли Сальери ушел в роль энергетически, и эта трансформация - большая заслуга самого актера. Ольга Матюшко, сыгравшая Лауру, примерила несвойственное ей амплуа трагической героини. Для этой роли она преодолела большой личностный путь. Николая Романовского, сыгравшего скупого Барона, мы вообще оставляли одного на сцене, и он часами репетировал наедине с собой. В этой работе я многим обязан и благодарен актерам, у нас с ними было полное единодушие".
По словам режиссера, сложная и неоднозначная работа должна устояться, пройти испытание временем и найти своего зрителя. "Спектакль действительно специфический, но ведь я не гнался за массовостью, не пытался удивить всех. Актеры в этой работе существуют совершенно на другом уровне, и происходящее на сцене не навязывается зрителю: пусть он сам найдет все нужные смыслы. У каждого произведения должен быть свой ритм, свое понимание, мировоззрение и своя публика", - заключил он.
Постановка "Маленькие трагедии" реализована на сцене Могилевского драмтеатра при поддержке Министерства культуры РФ и АНО "Русские сезоны" - международного культурного проекта по представлению русской культуры за рубежом.-0-
Основой спектакля стали показательные истории о человеческих слабостях и пороках, а его надстройкой - спор о вечном между Фаустом и Мефистофелем, которые появляются перед зрителем в белых одеждах, стирая грань между привычным пониманием добра и зла. В каждой своеобразной притче на первый план выходят люди с их бессмысленной суетой. На фоне монументальных декораций их маленькие проблемы кажутся еще более никчемными по сравнению с вечностью. В центре мистерии - смысл человеческого существования, поиски себя и своего предназначения.
"В каждом возрасте Пушкин открывается по-разному: ты мудреешь, и он вместе с тобой, - отмечает режиссер Михаил Лашицкий. - С годами и жизненным опытом ты начинаешь понимать материал глубже, и этот процесс бесконечен. Возможно, через 25 лет я вернусь к этому произведению и поставлю на сцене снова, но уже совсем по-другому. В произведении есть вечные вопросы, которые касаются человека. Например, невозможность разрешить свои проблемы, посмотреть на мир шире и отойти от мелкого и бытового - все то, что нас затягивает и создает ощущение обреченности: человек двигается заданным маршрутом и финал обещает быть нерадостным".
Зритель видит на сцене конфликт героев с собой и внешним миром, и это непримиримое противоречие рождает катастрофу вселенских масштабов: для действующих лиц не остается выбора - они обречены на путь в никуда. На могилевской сцене "Маленькие трагедии" звучат как своеобразный реквием, который одновременно становится и отпеванием, и воспеванием человечества. К слову, Михаил Лашицкий уже обращался к этому литературному материалу 25 лет назад, и тогда прочтение было другим. Спустя годы оно стало более сложным, глобальным и структурированным. Вместе с тем режиссер только ставит перед зрителем проблему, но не решает ее, предлагая это сделать публике.
"Я могу только констатировать, ведь художник не имеет права ничего предлагать, - подчеркнул Михаил Лашицкий. - Когда это происходит, возникает моралите и из творческого состояния мы просто становимся носителями морали. Уверен, что это неправильно: театр, как любое другое искусство, создан для того, чтобы обращать внимание на какую-то проблематику, но не отвечать на нее. Мы не имеем права делать выводы, это прерогатива зрителя. Я могу поднять вопрос, но ответить на него не могу: каждый сам определяет для себя, как его решать. В конце пути мы также будем отвечать сами за себя - универсальной инструкции нет".
Михаил Лашицкий предложил взглянуть на Пушкина гораздо пристальнее, ведь за легкостью и игривостью слога классика прячутся куда более глубокие, пронзительные и философские смыслы. В первых трех пьесах, представленных на сцене ("Каменный гость", "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери"), кипят человеческие страсти: любовь, ревность, скупость, зависть. Четвертая пьеса - "Пир во время чумы" - представлена автором и режиссером как глобальная катастрофа. Она задумана как расплата за грехи человеческие и заканчивается просьбой Фауста, адресованной Мефистофелю: утопи их всех.
"В чем обман мастера? По первому прочтению Пушкин производит впечатление поверхностного: ну да, стихи - понятно и банально, - отмечает Михаил Лашицкий. - Но, когда начинаешь вчитываться, по-другому смотришь на эти вещи. И с актерами также происходили чудеса: они сами мне подсказывали, куда идти. И чем глубже они проникали в материал, тем меньше я ими управлял. Александр Кулешов в роли Сальери ушел в роль энергетически, и эта трансформация - большая заслуга самого актера. Ольга Матюшко, сыгравшая Лауру, примерила несвойственное ей амплуа трагической героини. Для этой роли она преодолела большой личностный путь. Николая Романовского, сыгравшего скупого Барона, мы вообще оставляли одного на сцене, и он часами репетировал наедине с собой. В этой работе я многим обязан и благодарен актерам, у нас с ними было полное единодушие".
По словам режиссера, сложная и неоднозначная работа должна устояться, пройти испытание временем и найти своего зрителя. "Спектакль действительно специфический, но ведь я не гнался за массовостью, не пытался удивить всех. Актеры в этой работе существуют совершенно на другом уровне, и происходящее на сцене не навязывается зрителю: пусть он сам найдет все нужные смыслы. У каждого произведения должен быть свой ритм, свое понимание, мировоззрение и своя публика", - заключил он.
Постановка "Маленькие трагедии" реализована на сцене Могилевского драмтеатра при поддержке Министерства культуры РФ и АНО "Русские сезоны" - международного культурного проекта по представлению русской культуры за рубежом.-0-