ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +1°C
Все новости
Все новости
Комментарии
25 января 2023, 14:36
Ирина Калтович

Как в Беларуси разрабатывают альтернативные мясные и молочные продукты

Ирина Калтович
Заведующая сектором комплексных исследований мясных продуктов Института мясо-молочной промышленности кандидат технических наук, доцент

Белорусские ученые не перестают разрабатывать новейшие продукты, чтобы обеспечить отечественный рынок востребованным и качественным продовольствием. Продукты для оздоровления и профилактики заболеваний в последнее время пользуются популярностью, к тому же особое внимание уделяется питанию детей, аллергиков, спортсменов и людей, работающих в тяжелых условиях труда. Специалисты Института мясо-молочной промышленности Национальной академии наук уже давно работают над созданием продуктов, подходящих людям с непереносимостью лактозы, веганам, вегетарианцам и придерживающимся диетического питания. О 3D-пищевом принтинге и аналогах мясных продуктов на основе растительного сырья, которые уже совсем скоро появятся в магазинах, на полях выставки научно-технических достижений "Беларусь интеллектуальная" корреспонденту БЕЛТА рассказала заведующая сектором комплексных исследований мясных продуктов Института мясо-молочной промышленности кандидат технических наук, доцент Ирина Калтович.

Проект "3D-пищевой принтинг" - новое направление в промышленности Беларуси. Специалисты института разработали технологии производства натуральных 3D-продуктов для персонифицированного питания, уникальность которых заключается в их пищевой и биологической ценностях. Под потребности каждого человека с учетом его физиологических потребностей можно задавать индивидуальную пищевую ценность готовому продукту. "Если, допустим, в организме не хватает железа, кальция или каких-то аминокислот, то можно конкретно смоделировать необходимый продукт. С пищей человек будет получать в нужном количестве те компоненты, которые будут нужны и полезны именно этому организму. Также эта технология полезна при наличии аллергических реакций, потому что можно исключить аллергены из состава продукта, что тоже достаточно актуально", - рассказала Ирина Калтович.

Еще одним преимуществом технологии 3D-принтинга продуктов является возможность придания оригинальных технологических параметров - дизайна, формы, вкуса. В напечатанном продукте сохраняется натуральный состав и отсутствуют пищевые добавки. Для этой технологии институтом были разработаны сухие мясные порошки для печати. "Это импортозамещающая продукция на основе натурального мясного сырья. Они легко транспортируются, длительно хранятся и их удобно брать с собой, к примеру, в экспедиции, турслеты и даже в космос. Это новое импортозамещающее направление в нашей стране", - подчеркнула специалист.

Как отметила Ирина Калтович, технология еще в стадии разработки: "Мы впервые в Беларуси занялись этим направлением - до нас этого не было. Область применения достаточно широкая - это могут быть специализированные рестораны, кафе, где человеку могут напечатать под индивидуальные запросы любое оригинальное пирожное, мясной пирог. Это может быть интересно людям, которые посещают заведения с молекулярной кухней или мишленовские рестораны. Это не продукция массового производства, а узкоспециализированная технология для определенной группы людей, которые готовы пробовать уникальные продукты".

Такая технология может использоваться в спортивных и фитнес-центрах, реабилитационных и лечебно-диагностических центрах. Есть ряд заболеваний, где нужны продукты определенной консистенции, с помощью технологии 3D-принтинга ее можно задать. Печатать продовольствие можно и для пожилых людей, к примеру, обогащенное белком, коллагеном и кальцием для профилактики хрупкости костей. Определенные продукты можно изготовить для учащейся молодежи и людей, занимающихся умственным трудом. В таком случае можно включать компоненты для профилактики ухудшения зрения (бета-каротин, лютеин, зеаксантин), для улучшения памяти, концентрации внимания и витаминоподобные вещества - L-карнитин, халин, инозитол. "Это еда будущего. Когда еще 20 лет назад появились микроволновки, это было что-то совершенно новое, а сейчас уже на каждой кухне. С 3D-принтингом то же самое. По оценкам экспертов, через 5-10 лет такой принтер может стоять у каждой хозяйки. Она просто вечером придет с работы, нажмет на кнопочку и напечатается натуральный продукт", - считает специалист.

Помимо этого на стенде института представлены вегетарианские продукты из растительного сырья, альтернативные мясным и молочным. Их уникальность в том, что по пищевой и биологической ценности они не уступают обычным мясным и молочным продуктам. "Опять же, такая продукция актуальна людям, у которых есть аллергия на белок коровьего молока или которые соблюдают посты. Они могут употреблять эти продукты и при этом обеспечивать потребность организма в незаменимых компонентах на нужном уровне. Эта разработка из нашего отечественного растительного сырья. Также мы представляем молоко из белорусского овса и вегетарианские колбасы", - рассказала она.

По словам Ирины Калтович, производители проявляют большой интерес к сухим мясным смесям. "Мы глубоко прорабатываем эти вопросы и хотим поставить их на производство уже в этом году", - рассказала она.

Овсяное молоко и вегетарианские колбасы белорусского производства также скоро можно будет увидеть на прилавках магазинов. "Уже разработан дизайн упаковки для молока. Прошла выработка опытной партии на "Бабушкиной крынке", и в этом году уже планируем поставить его на производство. Вегетарианскую колбасу тоже в этом году планировали поставить на производство. Этот год заложен также на проведение маркетинговых исследований, подбор производителей, оценку рынка", - отметила представитель института.

Такие мероприятия, как выставка "Беларусь интеллектуальная", очень помогают в продвижении продукции и информировании людей о таких технологиях, уверена Ирина Калтович. "Большое количество людей посещает выставки. На примере даже этого мероприятия мы видим большой интерес потребителей. На выставках есть возможность рассказать о новых разработках. Не все могут знать, что мы такие продукты разработали. Мы можем показать дизайн упаковки, как продукты будут выглядеть, и рассказать, что это наша отечественная разработка. Такие масштабные мероприятия способствуют тому, что потребители знают белорусские бренды", - заключила она.

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси