Капитальный ремонт жилых домов проводится в соответствии с положением о порядке планирования, проведения и финансирования капремонта жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров. Он осуществляется на основании программ на пять лет и текущих графиков. В соответствии с государственной программой "Комфортное жилье и благоприятная среда" ежегодно после капитального ремонта вводу подлежит не менее 3% эксплуатируемой организациями ЖКХ общей площади жилых домов. О том, как в Беларуси контролируется процесс капремонта жилых домов и их энергоэффективность, в пресс-центре БЕЛТА рассказали представители организаций Государственного комитета по стандартизации.
Строительная экспертиза на страже проектной документации и капремонта
Законодательно установлено, что проектная документация на капитальный ремонт жилых домов за счет бюджетных средств в обязательном порядке подлежит государственной экспертизе. Она проводится по промежуточным результатам процесса реализации принятых заказчиком решений. Ключевые решения в вопросах проведения капитального ремонта принимаются именно заказчиком. По его предложениям жилые дома включаются в перспективные программы и текущие графики капитального ремонта по территориальному принципу. Заказчик должен сформулировать требования к разработке проектной документации, а разработчик - выпустить ее в обращение. Для того чтобы приступить к строительству объекта, необходимо получить положительное заключение органа государственной экспертизы.
Заместитель генерального директора предприятия "Главгосстройэкспертиза" Александр Солнцев рассказал, что в прошлом году по Минской области было представлено на экспертизу и выдано заключение под 361 объект, из них 357 объектов получили положительное заключение экспертизы. По Минску выдано заключение под 187 объектов, из которых 185 - положительных и 2 - отрицательных. Кроме того, в прошлом году эксперты предотвратили неоправданные расходы на сумму Br68,3 млн по Минской области и Br37,9 млн по Минску.
Основным проблемным вопросом, выявляемым при проведении оценок по действиям заказчиков, является недостаточно полное обследование жилых домов перед капитальным ремонтом специализированной аттестованной организацией, что влечет за собой невключение в проектную документацию требуемых работ, а в последующем - обоснованные претензии и недовольство потребителей. Это говорит о необходимости повышения ответственности заказчика, что положительно отразится на эффективности выполнения возложенных на него функций.
Надзор за ходом капремонта и проблемы подрядчиков
Заместитель начальника инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по Минску Павел Дроздов рассказал, что инспекция как структурная часть органа Госстройнадзора занимается контролем и надзором за объектами строительства, в том числе капитального ремонта. "Мы ведем учет всех без исключения объектов капитального ремонта жилых домов, в процессе строительства осуществляем надзор за выполнением этих работ. По завершении работ мы обязаны выдать заключение, которое подтверждает либо не подтверждает готовность объекта к эксплуатации. Если говорить о структуре нашей деятельности, то это техническая сторона. Мы смотрим за соответствием выполняемых работ проектной документации и техническим нормативно-правовым актам. Также мы следим за работой служб производственного контроля подрядных организаций, за работой авторского и технического надзора", - рассказал он.
Специалист добавил, что приемка объектов с капитальным ремонтом технически не сложная, но, учитывая специфику выполнения работ (эксплуатация здания не прерывается во время ремонта), возникает относительно много непроизводственных причин, которые влияют и на качество, и на сроки сдачи таких домов. "Что касается проблем в работе подрядных организаций, то основная причина заключается в недостаточной квалификации сотрудников. Мы боремся с этим процессом, разработаны планы по посещению объектов. Надзор ведется постоянно - выдаем предписания, контролируем исполнение и всеми возможными способами помогаем заказчику осуществить планы по проведению капремонта", - добавил Павел Дроздов.
Что делается для повышения энергоэффективности жилых домов
Начальник производственно-технического управления Департамента по энергоэффективности Госстандарта Денис Булыка отметил, что в условиях, когда стоимость топливно-энергетических ресурсов постоянно растет, наряду с реализацией энергоэффективных мероприятий особое место отводится повышению энергоэффективности и снижению потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в многоквартирном жилом фонде. "Значительная часть жилищного фонда страны не удовлетворяет действующим современным нормативам теплозащиты основных ограждающих конструкций (стены, кровля, окна, перекрытия) и имеет высокие удельные показатели энергопотребления (от 160-200 кВт ч/кв.м в год), а в некоторых жилых домах потребление составляет более 200 кВт ч/кв.м в год. В общем объеме жилого фонда страны дома с высокими удельными показателями энергопотребления составляют около 30%", - сказал он.
Сейчас в процессе капитального ремонта жилых домов производится ремонт фасадов только с устранением сырости и продуваемости отдельных фрагментов без доведения теплопередачи до нормативных значений. Для повышения энергоэффективности многоквартирных жилых домов были выработаны подходы по финансированию работ по комплексной тепловой модернизации жилого фонда на региональных уровнях, которые закреплены в указе Президента от 4 сентября 2019 года №327 "О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов". Указом созданы условия для привлечения широкого круга источников финансирования, в том числе средств собственников жилья.
"В областях уже приступили к этой работе, начав ее с наиболее энергозатратных многоквартирных жилых домов, построенных до 1996 года, с удельным теплопотреблением более 160 кВт ч/кв.м в год. Финансирование реализации мероприятий на первоначальном этапе осуществляется за счет средств местных бюджетов и привлекаемых средств, а собственники в последующем будут возмещать затраты ежемесячно равными долями в течение 10 лет. В отношении малообеспеченных и иных социально уязвимых категорий граждан местными исполнительными и распорядительными органами могут приниматься решения об установлении иного срока возмещения затрат, но не более 15 лет", - пояснил он.
Специалист отметил, что работы по тепловой модернизации многоквартирных жилых домов наиболее целесообразно проводить одновременно с процессом проведения их капитального ремонта, что позволяет повысить эффективность программы капитального ремонта за счет доведения зданий до состояния практически новых и сэкономить средства. "Такой подход позволяет объективно подойти к решению проблемы снижения удельного теплопотребления, исходя из индивидуальности теплопотребления жилых домов и принятия в них необходимых мер. В рамках указа №327 реализованы энергоэффективные мероприятия уже в 27 многоквартирных жилых домах", - заключил он.
БЕЛТА.-0-