Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Круглый стол

Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов

Круглый стол 18.03.2025 | 21:00
В нынешнем году Республика Беларусь председательствует в органах ЕАЭС. В своем обращении к главам государств Союза Президент нашей страны Александр Лукашенко озвучил основные приоритеты интеграции. Среди них - развитие технологического потенциала государств-членов, повышение продовольственной безопасности, формирование общего пространства кооперационного взаимодействия Союза и единого транспортного пространства. Требуется активизация взаимодействия государств - членов ЕАЭС в области цифровой трансформации, развития биржевой торговли. Новый импульс нужен и для развития международного сотрудничества во всех его форматах, создания дополнительных условий для продвижения товаров Союза на зарубежные рынки.

Оправдывает ли себя интеграция в ЕАЭС? Что значит членство в Союзе для Республики Беларусь? Какие соглашения уже заключены и какие от них преимущества? Как эксперты оценивают текущие результаты взаимной торговли в рамках ЕАЭС и какие меры принимаются для повышения ее эффективности? Как обновляются технические регламенты Союза? Какая работа проводится в части регулирования трансграничной электронной торговли? На эти и другие вопросы ответили участники круглого стола.

Участники:

Алеся Абраменко
Заместитель министра экономики Республики Беларусь
Андрей Большаков
Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь
Елена Моргунова
Председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Павел Утюпин
Заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь
В ЕАЭС разработают план мероприятий на пятилетку для реализации декларации "Евразийский экономический путь"

Основные направления дальнейшей экономической интеграции в ЕАЭС заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года "Евразийский экономический путь". "Под нее будет разрабатываться комплексный план мероприятий, по аналогии со Стратегией евразийской интеграции", - анонсировала Алеся Абраменко.
В этом году Беларусь председательствует в органах ЕАЭС. "В связи с этим Президентом нашей страны Александром Лукашенко в своем обращении к главам государств союза были озвучены основные приоритеты интеграции. Это и развитие технологического потенциала стран, и повышение продовольственной безопасности, и формирование общего пространства кооперационного взаимодействия союза, и единого транспортного пространства. Акцент сделан также на равные условия для бизнеса, развитие электронной торговли", - отметила замминистра.

По ее мнению, требуется активизация взаимодействия государств - членов ЕАЭС в области цифровой трансформации, развития биржевой торговли. Новый импульс нужен и для развития международного сотрудничества во всех его форматах, создания дополнительных условий для продвижения товаров союза на зарубежные рынки.

"Все направления носят прикладной характер. Цель - создание условий, позволяющих бизнесу эффективно вести свою деятельность в долгосрочной перспективе, создавать новые производства для выпуска евразийских промышленных и потребительских товаров, а также обеспечивающих реализацию потенциала граждан, возможность работы на современных конкурентоспособных предприятиях. Но нельзя забывать, что интеграция - это не только экономические эффекты, это повышение уровня жизни населения, открытые возможности для граждан", - подчеркнула Алеся Абраменко.

Единый рынок труда и промышленная кооперация: чего достиг ЕАЭС за 10 лет

"Хотелось бы рассказать о том, чего мы достигли за 10 лет в ЕАЭС по различным направлениям, какие механизмы были разработаны для бизнеса, для граждан. Например, появился новый формат финансирования проектов промышленной кооперации за счет бюджета ЕАЭС. Страны пятерки договорились о том, как мы будем финансово поддерживать совместные проекты", - сказала Алеся Абраменко. Ожидается, что благодаря новому инструменту страны союза смогут реализовать наиболее перспективные многосторонние проекты, стимулировать интеграционные процессы и технологическое развитие в ЕАЭС.

Продолжается также работа по расширению Евразийского реестра промышленных товаров. Наличие товара в перечне позволяет белорусским производителям беспрепятственно участвовать в процедурах государственных (муниципальных) закупок стран-партнеров.  
Подписано соглашение о взаимном признании банковских гарантий при государственных закупках в ЕАЭС, согласно которому поставщик сможет предоставить заказчику другой страны союза гарантию своего "домашнего" банка. "Утверждены критерии, которым должны соответствовать банки стран союза, а также порядок обмена уполномоченными органами информацией по включению и исключению банков из перечня гарантов", - добавила замминистра экономики.

Кроме того, развивается единый рынок услуг: он включает около 140 видов, еще 117 находятся в разработке. "Единый рынок охватывает чуть более 30% услуг, которые прописаны в Договоре о ЕАЭС. Это строительные, бытовые, компьютерные и другие услуги. Торговля ими ведется беспрепятственно, без признания дополнительных квалификаций, лицензий. Заключены соглашения об административном сотрудничестве по таким видам услуг между регуляторами. Кроме того, некоторые услуги связаны с безопасностью, например, установка лифтов, монтаж газового оборудования. Для того, чтобы обезопасить потребителя, необходимо понимать, кто оказывает эти услуги, и вырабатывать совместные критерии допуска на рынок", - рассказала Алеся Абраменко.

Высокой степени либерализации достиг единый рынок труда. "Не применяются квоты и разрешения на работу, признаются дипломы и документы об образовании. С 2023 года действует соглашение о взаимном признании документов об ученых степенях в государствах - членах ЕАЭС", - отметила Алеся Абраменко.

Урегулированы вопросы реализации пенсионных прав трудящихся, приобретенных при осуществлении ими трудовой деятельности на территориях других государств-членов. В 2021-2023 году на основе соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС пенсия назначена более 30 тыс. граждан. Кроме того, разрабатываются евразийские туристические маршруты. "В год председательства Беларуси мы уделяем большое внимание гуманитарной и социальной сфере и закладываем в нее экономический смысл. Ставим целью проанализировать экономические условия с точки зрения конкуренции, тарифов и цен на предмет удобства и комфорта граждан. Это касается рынков авиа, железнодорожного транспорта, услуг связи, лекарств, медицинских изделий, туризма", - заключила замминистра.

МИД: увеличение доли расчетов в нацвалютах обеспечивает независимость стран ЕАЭС от внешних факторов

"Доля расчетов в национальных валютах в ЕАЭС составляет 90%. Это обеспечивает необходимую финансовую независимость стран союза от внешних экономических и политических факторов. Перевод расчетов в национальные валюты также стимулирует развитие внутренних финансовых рынков, обеспечивает устойчивость национальных банковских систем. Это определенная стабильность, потому что мы видим, что происходит в рамках геополитических сдвигов в мировом пространстве, отдельные страны проводят санкционную политику, в том числе для повышения конкурентных преимуществ своих производителей. Использование национальных валют нивелирует все эти риски и создает достаточно прогнозируемую ситуацию для субъектов хозяйствования, которые занимаются внешней торговлей", - сказал Павел Утюпин.

Для повышения эффективности внешнеэкономического взаимодействия государств - членов ЕАЭС проводится активная работа по устранению барьеров во взаимной торговле, упрощению таможенного администрирования и развитию национальных и общих систем экономической поддержки. Реализуются меры по использованию цифровых технологий при обмене электронной таможенной информацией, расширяется область применения электронных навигационных пломб для обеспечения прозрачных и безопасных условий перевозки грузов. Заинтересованные органы приступили к подготовке пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR при осуществлении международных грузовых автомобильных перевозок в странах ЕАЭС.
Поддержка взаимной торговли ЕАЭС будет обеспечиваться и в рамках концепции формирования общего биржевого (организованного) рынка товаров в рамках ЕАЭС, утвержденной на уровне Евразийского межправительственного совета в октябре 2024 года. Реализация этой концепции направлена на снятие ограничений выхода участников евразийского рынка на товарные биржи друг друга, а значит, на создание дополнительных условий для развития торговли.

"В целом мы намерены сохранить положительную динамику торгово-экономического сотрудничества в ЕАЭС, продолжить продвижение на внутреннем рынке союза продукции евразийских брендов, а также работу в рамках промышленной кооперации над импортозамещением по широкому кругу товаров", - отметил замминистра.

Таможенные органы стран ЕАЭС планируют широкоформатное применение навигационных пломб

"Благодаря плодотворному взаимодействию на площадке ЕЭК государствам - членам ЕАЭС удалось достичь высоких результатов в области таможенного регулирования в части применения современных инструментов контроля за перемещением товаров. Вступило в силу соглашение о применении в союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок. В рамках этого соглашения Беларусь и Россия проводят эксперимент в целях обеспечения вывоза белорусских экспортных лесоматериалов, который показал свою эффективность", - сказал Андрей Большаков.
В настоящее время на завершающей стадии находится проработка вопроса начала широкоформатного применения навигационных пломб с участием всех государств - членов ЕАЭС. "В соответствии с поручением Совета ЕЭК Армении, Казахстану и Кыргызстану необходимо завершить предусмотренные соглашением мероприятия до 31 мая 2025 года", - отметил зампредседателя ГТК.

Темпы экономического роста стран ЕАЭС второй год подряд выше среднемировых

"С каждым годом эффективность интеграционной работы в ЕАЭС возрастает. Цифры показывают, насколько эффективно экономики стран ЕАЭС развивались благодаря членству в союзе. И эти цифры достаточно впечатляющие, на мой взгляд. Второй год подряд темпы экономического роста государств - членов ЕАЭС находятся выше среднемировых. Согласно предварительной оценке ЕЭК, совокупный ВВП ЕАЭС в 2024 году вырос на 4%, что выше уровня предыдущего года (3,8%) и среднемирового (3,2%). Внешняя торговля напрямую зависит от тех экономических процессов, которые происходят в экономиках стран ЕАЭС, и показывает их конкурентоспособность. Результаты взаимной торговли между государствами - членами ЕАЭС на протяжении 10 лет демонстрируют исключительно положительную динамику: с 2015 года внутренняя торговля выросла вдвое. По итогам 2024 года ее объем приблизился к $100 млрд. Доля взаимной торговли во внешнеторговом обороте ЕАЭС составила почти 20%, что является максимальным значением с момента создания союза", - сказал Павел Утюпин.
Благодаря отсутствию таможенных пошлин, единым требованиям к обороту продукции на евразийском пространстве, Беларусь имеет возможность не только сохранять свои сильные позиции на внутреннем рынке ЕАЭС, но и постоянно их усиливать. В 2024 году белорусский экспорт в страны ЕАЭС прибавил почти 5%.

"На качественно новый уровень выходит работа по развитию кооперационных связей между производительными комплексами государств-членов. Объем взаимной торговли кооперационными товарами находится на уровне $30 млрд. Это внушительная сумма. Дальнейшему развитию кооперации будет способствовать практическая реализация решения о поддержке совместных промышленных проектов за счет средств бюджета ЕАЭС. Кроме того, стороны начали проработку вопроса о распространении такой поддержки и на проекты агропромышленного комплекса, что позволит создать дополнительные условия для развития сельского хозяйства и повышения уровня продовольственной безопасности союза", - отметил замминистра.-0-

Единые требования к продукции. В ЕАЭС разрабатывают 10 новых техрегламентов

"Постоянного внимания требует актуальность применяемых в ЕАЭС единых обязательных требований к продукции. Для конкурентоспособности производителей Союза на внешних рынках важно обеспечить применение современных требований, основанных на прогрессивных международных нормах. Это касается как разработки новых технических регламентов, так и пересмотра уже действующих", - сказала Елена Моргунова.
По ее словам, сегодня в ЕАЭС введены обязательные требования не ко всей продукции, а примерно к 88%. "Необходимо двигаться дальше. На данный момент в работе 10 новых технических регламентов - по безопасности никотинсодержащих изделий, кормов, материалов, контактирующих с пищевой продукцией и др. Также вносятся изменения в техрегламенты, в частности, Беларусь разрабатывает восемь таких проектов. Проводятся работы по проверке научно-технического уровня уже действующих регламентов, по итогам которой определяется необходимость дальнейшей их актуализации. На различных стадиях разработки и принятия сейчас, например, находятся изменения в техрегламент "О безопасности пищевой продукции", а также в регламенты на отдельные виды продукции и маркировку, упаковку, машины и оборудование, смазочные масла. Это рутинная работа, она идет постоянно. Будут обновляться и разрабатываться новые технические регламенты и стандарты на ту продукцию, которая востребована и необходима в ЕАЭС", - поделилась планами председатель Госстандарта.

Около 60% белорусского экспорта приходится на страны ЕАЭС

"Эффект для Беларуси от союза выражен прежде всего в цифрах и в подписании различных соглашений с последующей их реализацией. Экономика Беларуси открытая, поэтому рынок союза для нас очень важен. За период с 2015 по 2024 годы экспорт Беларуси в страны ЕАЭС вырос почти в 2 раза. Объем взаимной торговли между странами ЕАЭС удвоился - с $45 млрд до $98 млрд", - рассказала заместитель министра экономики Беларуси Алеся Абраменко.

За 10 лет интеграции совокупный ВВП стран-участниц вырос в сопоставимых ценах более чем на 12% - на сегодня общий показатель оценивается более чем в $2,6 трлн. Промышленное производство в ЕАЭС выросло более чем на 20%. Почти 90% расчетов между странами проводится в национальных валютах, что снижает валютные риски и способствует стабильности.

В декабре 2020 года главами государств - членов Евразийского экономического союза были утверждены стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. "Мы уже подводим итоги выполнения стратегии в этом году. Порядка 75% мероприятий выполнено", - отметила замминистра.

В ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации техрегулирования

Важнейшей задачей проекта "Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза" является создание цифровой среды разработки технических регламентов и всех взаимосвязанных с ними документов (перечней взаимосвязанных стандартов, программ их разработки, перечней продукции с кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). "Решение этой задачи позволит существенно повысить эффективность работы регуляторов, сократить сроки разработки документов и систематизировать массивы данных. Кроме того, формируемые в проекте сведения об обязательных требованиях к продукции и формах оценки соответствия могут стать источником информации для заинтересованных субъектов в сфере технического регулирования", - подчеркнула председатель Государственного комитета по стандартизации Беларуси Елена Моргунова.

Перспективным направлением развития в ЕАЭС она также назвала электронную торговлю. "Будут приняты единые правила ее регулирования в целях защиты потребителей продукции от небезопасной продукции. Сейчас в этом направлении страны рассматривают различные подходы. Электронная торговля товарами для граждан стран союза набирает популярность за счет своей гибкой ценовой политики и доступности разносторонних товаров. Договор о ЕАЭС четко устанавливает, что выпускаемая в обращение продукция должна быть безопасной. Требования к продукции устанавливаются техническими регламентами союза и применяются независимо от видов или особенностей гражданско-правовых сделок", - отметила председатель Госстандарта.

Регулирование безопасности продукции в рамках электронной торговли прорабатывается одновременно по двум направлениям. Первое - когда приобретаемые в процессе электронной торговли товары в дальнейшем предназначены для реализации коммерческой (предпринимательской) деятельности, для продажи обычным гражданам. Второе - если в рамках электронной торговли товар приобретается физическим лицом у иностранного продавца исключительно для личного пользования (доставка из-за рубежа).

Как обеспечивают безопасность продукции на рынке ЕАЭС, рассказали в Госстандарте

По итогам десятилетия в Евразийском экономическом союзе создана единая система технического регулирования. Основными ее задачами являются устранение технических барьеров во взаимной торговле за счет применения единых обязательных требований к продукции и единых процедур ее допуска на рынок, а также создание условий для повышения качества и конкурентоспособности, обеспечение защиты внутреннего рынка от небезопасных товаров. Как отметила Елена Моргунова, выполнение единых требований к продукции и процедур подтверждения соответствия обеспечивает изготовителям экономические и временные преимущества. Если получен единожды разрешительный документ в любой стране пятерки, товары могут свободно обращаться на общем рынке ЕАЭС. Его емкость составляет 20 млн кв.км, или 1/7 часть суши.

"Это самое очевидное преимущество для евразийской интеграции, которое сегодня распространено в отношении почти 88% обращаемой на рынки ЕАЭС продукции. Основу действующей модели технического регулирования составляют обязательные технические регламенты и добровольные стандарты. Такой подход соответствует международной практике и обеспечивает обращение безопасной продукции при отсутствии необоснованных технических барьеров в торговле в стране, так и в союзе", - отметила председатель Госстандарта.

Елена Моргунова подчеркнула, что основные усилия в области техрегулирования сконцентрированы на установлении единых обязательных требований к продукции и правил допуска на единый рынок. "В ЕАЭС за 10-летний период разработано и принято 52 технических регламента, 48 из них уже вступили в силу. Прописаны четкие требования к обращаемой продукции, правила и процедуры. К этим же регламентам совместными усилиями на принципах консенсуса пятерки стран разрабатываются стандарты. Программами предусмотрена разработка порядка 2700 межгосударственных стандартов к техническим регламентам. За Беларусью - разработка 312 стандартов. Уже готовы 214. В этом году будут разработаны еще 67 стандартов. Все они будут межгосударственные, на пятерку стран. На 2026 год останется 31 стандарт", - поделилась она.

"Консенсус стран пятерки является самым важным при достижении тех целей, которые мы изначально планировали при создании единого евразийского пространства. Это требование долгосрочное, на перспективу", - подчеркнула Елена Моргунова.

МИД: актуальность евразийской экономической интеграции сегодня не вызывает сомнения даже у скептиков

"В последние годы мы сталкиваемся с беспрецедентными геополитическими вызовами, которые самым непосредственным образом влияют на мировые экономические процессы. Нарастают тенденции национального эгоизма, странами в международной торговле активно применяется политика протекционизма, идет откат от идей глобализации и активное переформатирование мировой экономической системы. На постоянной основе стала применяться практика санкционного давления к тем, кто, по мнению "цивилизованного мира", живет неправильно. Поэтому принятое 10 лет назад лидерами наших стран решение о создании Евразийского экономического союза прошло проверку временем. Сегодня актуальность евразийской экономической интеграции не вызывает сомнения даже у скептиков. ЕАЭС является важным участником мировой экономической архитектуры", - сказал Павел Утюпин.
Сегодня идет активная работа над углублением экономической интеграции, международным позиционированием ЕАЭС, формированием сети зон свободной торговли с перспективными дружественными странами. "Главное, что мы с партнерами по ЕАЭС видим перспективу и принимаем не спонтанные, а тщательно выверенные решения для адаптации евразийской экономической интеграции к современным тенденциям и темпам развития мировой экономики, заложенные в документах стратегического планирования. Отмечу, что основные направления развития ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года уже определены декларацией "Евразийский экономический путь", подписанной главами государств - членов ЕАЭС в декабре 2023 года", - отметил замминистра.

Готовится соглашение об электронной торговле товарами в ЕАЭС. Что нового ждет продавцов и покупателей

"Достаточно новой сферой союзной компетенции является электронная торговля. В целях фиксации принципов регулирования ввоза товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС, подписан протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе. В настоящее время завершаются подготовительные процедуры по его вступлению в силу. Протоколом введена отдельная категория - "товары электронной торговли", определен порядок их поступления на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран. Прорабатываются единые ставки таможенных пошлин и возможности их беспошлинного ввоза в адрес физических лиц", - сказала Алеся Абраменко.
Для создания экосистемы регулирования внутрисоюзного рынка разрабатывается проект соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС. По словам замминистра, проект соглашения находится в высокой степени готовности для проведения внутригосударственных согласований.

"Будут установлены требования к профессиональным участникам электронной торговли в части публичной оферты о заключении договора розничной купли-продажи, требования к операторам электронной торговой площадки в части публичной оферты об оказании ими услуг продавцам. Также определят перечень обязательных к предоставлению профессиональными участниками электронной торговли сведений о товаре, продавце и операторе электронной торговой площадки и иных необходимых сведений. А еще требования к информированию потребителя о ходе исполнения договора розничной купли-продажи, условия возврата товара и денежных средств и другие нормы. ЕЭК сформирует реестр товаров, которые запрещены или ограничены к реализации через интернет на территориях стран союза в соответствии с их законодательством", - отметила Алеся Абраменко.

Остались ли в ЕАЭС барьеры во взаимной торговле? Ответили в Минэкономики

"В 2024 году принимались активные меры, направленные на реализацию обозначенных главами государств - членов ЕАЭС инициатив и приоритетов по устранению барьеров и максимальному сокращению изъятий и ограничений для обеспечения свободного передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. Правовой основой устранения препятствий во взаимной торговле в Евразийском экономическом союзе является методология квалификации препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС и признания барьеров и ограничений устраненными, утвержденная решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 марта 2023 года №41. Применение этого инструмента в период с 2016 года позволило устранить 69 квалифицированных барьеров, 16 ограничений, 30 изъятий. На сегодня в союзе сохраняется только один барьер, 35 ограничений, 360 изъятий. Комиссия совместно со странами союза ведет постоянную работу по выявлению и устранению препятствий на рынке ЕАЭС", - рассказала Алеся Абраменко.

Договором о ЕАЭС предусмотрен принцип четырех свобод: свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Механизмы для возможного введения ограничений в случае необходимости защиты внутреннего рынка предусмотрены. При этом вводить меры можно только на зафиксированных договором условиях. Для товаров взаимная торговля может быть ограничена, например в целях обеспечения здоровья населения, безопасности, общественного порядка. Для торговли услугами страны союза зафиксировали право отступать от принципа свободной торговли в наиболее чувствительных сферах (например, розничная торговля табачными изделиями, алкогольной продукцией). При этом сферы, которые каждое государство ЕАЭС зафиксировало как изъятия, четко определены правом союза.

"Несмотря на значительные усилия по интеграции информационных систем в ЕАЭС и Союзном государстве, остается ряд проблемных вопросов. Среди них можно выделить ограниченный доступ к национальным информационным системам и различия в нормативно-правовой базе. Отсутствие взаимного признания электронных цифровых подписей и электронного документооборота затрудняет процесс трансграничных операций. Разные темпы внедрения цифровых технологий в странах Союзного государства и ЕАЭС приводят к несоответствиям, что может создавать препятствия при перемещении товаров, услуг и рабочей силы. Эти проблемы требуют дальнейшей гармонизации нормативной базы и совершенствования технических решений для создания единой цифровой экосистемы в рамках интеграционных процессов", - отметила замминистра.

В декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года "Евразийский экономический путь" главы государств отметили актуальность цифровизации экономических процессов как важной составляющей модернизации экономик государств - членов ЕАЭС. "Поэтому дальнейшая работа будет направлена в первую очередь на устранение перечисленных цифровых "нестыковок". Министерство экономики Беларуси предложило провести соответствующий анализ с выработкой рекомендаций для стран союза", - добавила Алеся Абраменко.

Взаимные инвестиции в ЕАЭС с 2017 года выросли почти в четыре раза

"Важным фактором экономического развития стран являются инвестиции. По итогам 2024 года инвестиции в основной капитал в ЕАЭС выросли на 7,5% (в Беларуси - на 8%). Взаимные инвестиции в ЕАЭС по итогам 2023 года составили $4,2 млрд, что в два раза выше, чем в 2022 году, и почти в четыре раза выше, чем в 2017 году. В первом полугодии 2024 года взаимные инвестиции также продемонстрировали рост, хотя и не столь значительный - на 5% к аналогичному периоду 2023 года. Удельный вес белорусских инвестиций составил 28,4%", - рассказала Алеся Абраменко.

Преобладающими инструментами взаимных прямых инвестиций были инвестиции в капитал компаний и акции инвестиционных фондов. "Полагаем, что логичным продолжением совместного взаимодействия в ЕАЭС должна стать подготовка комплекса мер по созданию благоприятных условий для взаимных капиталовложений, упрощению соответствующих административных процедур и повышению гарантий защиты прав инвесторов", - отметила замминистра.

Программу развития биржевых торгов в ЕАЭС планируют одобрить в 2025 году

"Поэтапно формируются общие биржевые рынки. В октябре 2024 года Евразийским межправительственным советом утверждена концепция формирования общего биржевого рынка товаров. Главными целями являются формирование объективных рыночных цен, рост объемов торговли в ЕАЭС, увеличение доли расчетов в национальных валютах и формирование справедливого ценообразования на евразийские товары. Следующим шагом станет программа развития биржевых торгов в рамках ЕАЭС. Ее одобрение Евразийским межправительственным советом планируется уже в 2025 году", - сказала Алеся Абраменко.
Задачи программы - развитие биржевой торговли товарами и производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, создание условий для обеспечения недискриминационного доступа участников рынка к торгам, развитие системы расчета ценовых товарных индикаторов, совершенствование порядка регистрации внебиржевых сделок по биржевым товарам, согласование требований к электронному документообороту, включая взаимное признание электронной цифровой подписи.

"В рамках общего биржевого рынка товаров будут формироваться индикаторы, отражающие состояние и динамику цен", - отметила замминистра.

Беларусь инициирует разработку программы импортозамещения в ЕАЭС

"В своем обращении к главам государств - членов ЕАЭС в рамках председательства нашей страны в органах союза Президент Беларуси определил одним из важнейших вопросов создание новых импортозамещающих производств. Наша страна инициирует в 2025 году подготовку проекта программы импортозамещения в ЕАЭС", - сказала Алеся Абраменко.

Она подчеркнула, что промышленность практически во всех странах союза является локомотивом экономического развития. В 2023 году в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года были внесены изменения, нацеленные на стимулирование промышленной кооперации. Согласно новым положениям договора Евразийская экономическая комиссия наделяется полномочиями по компенсации из бюджета ЕАЭС части процентной ставки (в размере ставки рефинансирования центральных банков) по кредиту, полученному субъектом хозяйствования для реализации кооперационного проекта в промышленности. Высшим Евразийским экономическим советом в конце 2023 года утверждено положение об отборе совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности и оказания финансового содействия при их реализации государствами - членами ЕАЭС. Уже в 2024 году появились заинтересованные бизнес-структуры.

В ходе заседания Совета ЕЭК 22 января 2025 года одобрено финансирование первых двух кооперационных проектов. Первый из них - создание производственных мощностей на АО "Муромский стрелочный завод" (Россия) по выпуску стрелочной продукции для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Второй - организация производства сельскохозяйственной техники на базе частной компании Kazrost Engineering Ltd (Казахстан). В обоих проектах участвуют белорусские производители.

Дни ЕАЭС пройдут в штаб-квартире Отделения ООН в Женеве в 2025 году

"В 2025 году мы планируем в тесном взаимодействии с ЕЭК и странами ЕАЭС организовать Дни Евразийского экономического союза в штаб-квартире Отделения ООН в Женеве и презентовать на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию, который ежегодно проводится в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, доклад о достижении Целей устойчивого развития в ЕАЭС. Данные мероприятия позволят обеспечить международное позиционирование Евразийского экономического союза в качестве самодостаточного объединения региональной интеграции и мощного полюса экономического притяжения в мире", - сказал Павел Утюпин.
В год белорусского председательства в ЕАЭС планируется продолжить активно развивать взаимовыгодные отношения евразийского объединения со странами и международными интеграционными организациями, заинтересованными в равноправном и конструктивном сотрудничестве. Основное внимание по линии Министерства иностранных дел будет уделено формированию преференциальных торговых режимов и использованию возможностей сопряжения интеграционных потенциалов ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС и АСЕАН.

"ЕАЭС - стратегически важный участник мировой торговли". Как развиваются поставки за пределы союза

"К основным вызовам, с которыми сталкивается ЕАЭС, можно отнести общую турбулентность мировой экономики, вызванную разрывом глобальных логистических и производственных цепочек, ростом протекционизма и практики так называемых торговых войн. Большую отрицательную роль играют незаконные санкционные ограничения и политическое давление со стороны третьих стран на отдельные государства - члены союза. Однако показатели экономической деятельности в ЕАЭС говорят о том, что с этими вызовами мы научились справляться весьма эффективно", - сказал Павел Утюпин.

В целях расширения торговли с третьими странами в ЕАЭС применяются такие инструменты, как соглашения о свободной торговле и о торгово-экономическом сотрудничестве. Благодаря таким соглашениям обеспечивается не только поддержка экспорта продукции на рынки третьих стран, но и закрывается потребность предприятий союза в сырье и материалах, относящихся к категории критического импорта. "В настоящее время заключены и применяются соглашения о свободной торговле с Сербией, Вьетнамом, Ираном. Ведется активный процесс переговоров о заключении в ближайшее время аналогичных соглашений с ОАЭ, Индонезией и Монголией", - отметил замминистра.
По инициативе белорусской стороны определяется перечень потенциальных партнеров ЕАЭС для торговых переговоров. Уже создана новая совместная исследовательская группа по изучению целесообразности заключения соглашения о свободной торговле с Тунисом. 

С 2019 года действует важное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом, его странами-участницами и Китаем. "По своему формату этот международный договор не является соглашением о свободной торговле - его положениями не предусмотрено снижение или устранение ввозных таможенных пошлин. Вместе с тем в охват соглашения входят важнейшие вопросы таможенного сотрудничества, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, мер торговой защиты, вопросы электронной торговли, интеллектуальной собственности, конкуренции и государственных закупок, а также отраслевого сотрудничества. Все это способствует существенному расширению торговых отношений с КНР", - подчеркнул Павел Утюпин.

"Географическая диверсификация внешней торговли укрепляет позиции ЕАЭС как стратегически важного участника мировой торговли и позволяет создавать более выгодные условия для экспортеров государств - членов ЕАЭС". - заключил замминистра.

ГТК: количество электромобилей в ЕАЭС значительно выросло благодаря беспошлинному ввозу

По инициативе Беларуси в Евразийском экономическом союзе в 2022 году ввели тарифную льготу в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины при ввозе электромобилей. "Нас поддержали государства - члены ЕАЭС. Такая возможность сегодня есть у Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. До конца текущего года в Беларусь как физические, так и юридические лица могут ввезти электромобиль без уплаты таможенных пошлин. Также национальным законодательством предусмотрено освобождение от НДС", - рассказал Андрей Большаков.

Чтобы не платить таможенную пошлину, нужно представить в таможенный орган документ, выданный уполномоченным органом и содержащий сведения о лице, которое ввозит электромобили, количестве и стоимости. При ввозе для личного пользования освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться физическим лицам только при одновременном наличии гражданства Беларуси и постоянного места жительства в нашей стране. При этом передача прав владения, пользования, распоряжения электромобилями, при ввозе которых не уплачивались таможенные пошлины, допускается только гражданам четырех стран ЕАЭС - Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.
Не допускается передача права владения пользованием такими электромобилями в Россию без уплаты таможенных платежей. Это будет считаться нарушением как для физических лиц, так и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такое ограничение для юрлиц и ИП действует в течение пяти лет. Для физических лиц - в течение трех лет с момента ввоза такого автомобиля.

"Для Беларуси льгота установлена на ввоз 15 тыс. автомобилей. На наш взгляд, это достаточное количество, которое всем желающим позволит воспользоваться данной льготой в течение текущего года", - подчеркнул заместитель председателя ГТК.

Он также ответил на вопрос, планируется ли продлевать действие льготы. "Количество электромобилей значительно возросло по сравнению с 2022 годом. Спрос достаточно большой. Это также стимулирует наших отечественных производителей к производству электромобилей непосредственно на территории ЕАЭС. Сейчас идет анализ эффекта от льготы. Думаю, что по итогам этого анализа будут рассматриваться вопросы целесообразности ее продления", - отметил Андрей Большаков.-0-


К списку