Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Мнения

В Таможенном союзе назрела необходимость решения проблем в транспортной сфере

Мнения 27.12.2013 | 10:08
Сергей Мусиенко
В Таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана назрела необходимость решения проблем в транспортной сфере. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА руководитель Аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко, комментируя итоги заседания Высшего Евразийского экономического совета в узком составе, которое состоялось в Москве.

"Огромное количество вопросов сейчас возникает именно в транспортной сфере, в частности - с Российской Федерацией. Их нужно решать в первую очередь. Очевидно, что Таможенный союз начинает пробуксовывать из-за недоработок в законодательстве, в том числе и в связи с использованием транзитных возможностей Беларуси", - отметил Сергей Мусиенко.

Так, по настоящее время не ликвидированы административные барьеры в области транспорта. Одним из основных является разрешительная система, так называемые дозволы, которая до сих пор не отменена в РФ и Казахстане, а в Беларуси ее нет вовсе. Дело дошло до того, что автомобиль белорусского перевозчика, доставивший груз на территорию России или Казахстана, не может свободно загрузиться обратным грузом, т.к. для этого требуется специальное разрешения страны-экспортера. "Эти разрешения нашими партнерами по ЕЭП сверхжестоко квотируются до настоящего времени. В результате страдает российский и казахстанский экспорт, выбирая мудреные (или "мутные") и гораздо более дорогие цепи поставок своей продукции. И в ряде случаев именно по этой причине товар становится неконкурентным на европейском рынке, - отметил Сергей Мусиенко. - Как результат, эта категория грузов в подавляющем большинстве доставляется транспортом наших ближайших соседей - Литвы и Польши. Экономический вывод напрашивается без комментариев. Но осадок остается".

"А мы строим логистические центры... Дошло до того, что белорусские предприятия даже не могут загрузиться в Калининградской области и доставить груз в Смоленск, Москву и т.д. А ведь на таких "мелочах" строится отношение соседей к нашему ТС. Но в чьих интересах это делается?", - задался вопросом политолог.

"Правомочны слова Президента Беларуси о том, что нужно сначала разобраться с Таможенным союзом, а потом уже переходить к более высоким формам интеграции, - подчеркнул Сергей Мусиенко. - Нельзя строить фундамент на силикатном кирпиче. В транспортной сфере Беларусь очень жестко регламентирована нормами, которые не вписываются в философию ТС. Все это работает не на пользу экономик каждой из стран таможенной "тройки". Поэтому вскрылась серьезная проблема, которая требует внимания на высоком уровне. Я считаю, что в этом случае нужно обратить внимание на транспортный вопрос - он самый простой и понятный, но оказался почему-то наиболее сложным".

Аналитик напомнил о намерении Армении и Кыргызстана в скором времени присоединиться к Таможенному союзу и ЕЭП. В частности, по итогам саммита в Москве была утверждена дорожная карта по присоединению Армении к ТС и ЕЭП. Кроме того, главы государств таможенной "тройки" договорились, что на экспертном уровне продолжится работа над дорожной картой по присоединению Кыргызстана.

"Президенты Кыргызстана и Армении Алмазбек Атамбаев и Серж Саргсян присутствовали на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Несмотря на события в Украине, присутствовал и премьер-министр этой страны Николай Азаров. Украинское руководство понимает, что состояние экономики страны очень серьезно зависит от ТС, так что для Украины необходимо как можно скорее найти баланс интересов между ЕС и ТС", - убежден политолог.

По его словам, Беларусь в рамках ТС/ЕЭП заинтересована в присоединении Армении и Кыргызстана, и сейчас идет отработка этих вопросов. "С Арменией у нас развиваются дружеские отношения, и желание малых стран интегрироваться с ТС говорит о том, что они не боятся присоединяться к союзу. Даже наоборот: учитывая опыт работы России с Беларусью, которая стала для РФ основным торговым партнером, несмотря на менее масштабную экономику и численность населения, чем, например, у Казахстана, другие государства также увидели для себя преимущества во вступлении в ТС. Поэтому чем больше будет стран, которые на равноправных условиях работают в ТС, тем более устойчивым будет этот союз", - считает Сергей Мусиенко.

Оценивая возможность придания в будущем формируемому Евразийскому экономическому союзу статуса международной организации, аналитик отметил, что это абсолютно нормальная практика. "Придание такого статуса предполагает работу с другими интеграционными образованиями, в том числе с Европейским союзом, как с равными партнерами, без ограничений на международном уровне. К нашему Таможенному союзу будут относиться более уважительно, он станет равноправным серьезным игроком на геополитическом пространстве", - резюмировал Сергей Мусиенко.
Все мнения