Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Мнения

В каждом регионе Беларуси нужно создать план сохранения нематериального культурного наследия

Мнения 27.07.2017 | 14:51
Алла Сташкевич

В каждом регионе Беларуси нужно создать план сохранения нематериального культурного наследия. Такое мнение сегодня во время круглого стола "Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении нематериального культурного наследия Беларуси" в пресс-центре БЕЛТА высказала начальник отдела научно-методического обеспечения деятельности по охране историко-культурного наследия Института культуры Беларуси Алла Сташкевич.

"Сейчас нужно в каждом регионе составлять план сохранения нематериального культурного наследия. ЮНЕСКО разработана структура такого плана. Наша главная задача сегодня - выявить проблемы сохранения нематериального культурного наследия в Беларуси. И в течение одного-двух лет провести серию тренингов по созданию плана и механизмов сохранения наследия", - сказала она.

По словам эксперта, у ЮНЕСКО есть целая программа спецтренингов. Их необходимо проводить для носителей обрядов и традиций, которые могут быть включены в список нематериального культурного наследия, научно-методических центров в регионах, неправительственных организаций. Помимо этой работы, нужно еще обучить носителей технологиям маркетинга для продвижения своих объектов. Например, как делать сувенирную продукцию, привлекать инвестиции в тот или иной населенный пункт. "Нематериальное наследие значительно отличается от материального, поскольку здесь нужно обеспечить устойчивую экономическую стабильность развития региона, привлекать инвестиции - разворачивать целую систему по обеспечению жизнедеятельности этого элемента (нематериального культурного наследия. - Прим. БЕЛТА)", - отметила Алла Сташкевич.

В качестве хорошего примера она привела обряд "Колядные цари" в деревне Семежево Копыльского района Минской области, который в 2009 году был включен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в срочной охране. "Колядные цари" стали первым объектом, который Беларусь внесла в этот перечень. Данный обряд полностью соответствовал критериям, предъявляемым ЮНЕСКО для включения в список.

"Хочу отметить уникальность деревни Семежево. Таких в Беларуси мало, где до сих пор существует некий институт преемственности, передачи традиций из поколения в поколение без активного участия специальных служб. Этот обряд был восстановлен местными жителями, потом подключились местный клуб, школа. Жители очень гордятся обрядом "Колядные цари", - рассказала представитель института. Семежево также уникально наличием собственной кухни. В деревне работала экспедиция БГУ, которая совместно с местными жителями выпустила книгу по кухне этого места. Кроме того, обладает деревня и еще одним неповторимым объектом нематериального наследия - бело-красными рушниками. "Это очень богатая деревня. Жители сохраняют и развивают многовековые традиции, потому что для них самих это важно. Уверена, что если бы этот обряд не включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, то он был бы сохранен", - добавила она.

Конечно, в данном случае была оказана большая господдержка на национальном и региональном уровнях, продолжила эксперт. Жители деревни активно подают заявки на получение грантов по линии ПРООН, но этого недостаточно. "Нужно создавать места для сообщества. В Семежево говорят, что им негде собираться для приема гостей - туристов, СМИ, которые приезжают в зимний период в деревню. Есть и другие вопросы. Сейчас мы рассматриваем эту деревню в качестве модели, которую изучаем. И разрабатываем варианты для создания системы сохранения нематериального культурного наследия в других регионах страны", - резюмировала Алла Сташкевич.

История обряда "Колядные цари" уходит корнями в XVIII век. Он объединяет элементы карнавала и народной драмы. Обряд знакомит с самобытным фольклором, декоративно-прикладным искусством (костюм, предметы быта), особыми рождественскими блюдами национальной кухни. Возродили обряд в 1996 году: были собраны документальные материалы, свидетельства старожилов, а в самой деревне Семежево ежегодно стали проводить "Колядные цари". По традиции, в обряде участвуют молодые мужчины и юноши - "цари". Они одеты в белые брюки и сорочки, на груди крест-накрест повязаны красные семежевские пояса с традиционным орнаментом. На голове у них - высокие шапки, украшенные разноцветными лентами. Среди других персонажей - главный герой царь Максимилиан, царь Мамай, Дед и Баба. Передвигаясь по деревенской улице, участники громкой праздничной процессии входят в дом и разыгрывают историко-религиозную драму "Царь Максимилиан" с "батальными" сценами, секретами народного врачевания. С наступлением темноты "цари" зажигают факелы. Проводится обряд в Щедрый вечер ("Шчадрэц", "Шчодрык") - с 13 на 14 января.

Все мнения