Музей колоколов необходимо создавать в Беларуси. Такое мнение в беседе с корреспондентом БЕЛТА высказала кандидат искусствоведения, преподаватель Белорусской государственной академии музыки, автор книги "Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность" Елена Шатько.
По словам эксперта, в храмах страны можно встретить настоящие сокровища - старинные колокола, отлитые белорусскими мастерами и украшенные иконами и надписями. Они укрывались священниками и прихожанами в военные годы, сберегались во времена воинствующего атеизма. За каждым таким колоколом своя история. "Это уникально и требует изучения. Здесь еще много нераскрытых тайн, - убеждена Елена Шатько. - Некоторые колокола повреждены. И, не зная о ценности этих объектов, их отправляют на переливку, а они должны находиться в музее колоколов. Такой нужно создать".
Как сообщалось, Союз музыкальных деятелей и Институт культуры выступили с инициативой о внесении традиционных звонов православных храмов Беларуси в список нематериального наследия ЮНЕСКО (автор проекта - Елена Шатько). В список предлагается внести 24 православных храма, где сохранились старинные колокола и уникальная традиция звона. Наибольшее количество этих храмов (14) расположены на территории Брестской области, 6 - в Минской, 4 - в Витебской. Что касается последних, то традиции колокольного звона и преемственность звонарской практики на протяжении веков сохранили в деревне Ласица Поставского района, Ситцы, Тумиловичи и Порплище Докшицкого района.
Елена Шатько убеждена, что эти традиции звона нужно сберегать и передавать будущим поколениям. Необычные звонарские практики требуют почтительного отношения. Нельзя допустить, чтобы они были утрачены. "Важно успеть познакомить с уникальными традициями и практиками колокольного звона в семинариях и школах звонарей, в духовных училищах", - подчеркнула искусствовед. Сохранению традиций будет способствовать и проведение фестивалей звонарей, куда будут съезжаться представители разных традиций, чтобы продемонстрировать свое мастерство и поделиться секретами. На таких форумах молодежь сможет приобщаться к искусству колокольного звона и знакомиться с историей колоколов.
Последняя паспортизация (подсчет колоколов) на территории Беларуси была проведена еще в конце XIX века (1879 год). Это было анкетирование: священники отвечали на ряд вопросов и сдавали анкеты в епархию. "Там все описано очень кратко, только количество колоколов, редко есть сведения о надписях", - сказала собеседница, выразив убеждение, что такую перепись, но более подробную, нужно провести в Беларуси и сейчас.
В православных храмах Беларуси можно встретить и католические колокола. Они были отлиты в польских литейных и приспособлены под традиции православного звона, в которой по колоколу ударяют языком (в костелах звук извлекается двигающимся колоколом). Язычный способ звона давал возможность создавать огромные колокола. "Так в Витебске был колокол весом 312 пудов. Он был отлит в 1871 году и привезен из Москвы. Колокол звонил здесь вплоть до 1915 года. Сохранились воспоминания о его звучании - оно было бархатное и благодаря реке раздавалось на большое расстояние", - сказала исследователь.
Елена Шатько - этномузыковед-кампанолог, действительный член Ассоциации колокольного искусства России. С 2003 по 2011 годы по благословению митрополита Филарета посетила 247 православных храмов, паспортизировала и систематизировала 1747 колоколов XVI - XX веков. Одновременно с экспедициями шла работа в архивах Беларуси, Польши, Литвы, России. Собранный материал послужил основой диссертации, тема которой дала название книге: "Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность".