Усиление практико-ориентированного обучения в вузах позволит повысить качество образования. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА ректор Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (БГСХА) Александр Курдеко.
Раннюю профориентацию по отдельным специальностям нужно начинать еще в школе, уверен собеседник. Особенно это касается сельскохозяйственных специальностей. И здесь важно, чтобы эту работу проводил не только вуз, школа, городской или районный отдел образования, но и активно подключался отдел по сельскому хозяйству и продовольствию, сельхозорганизации, где будут работать будущие выпускники. "Именно в таком ключе наш вуз в нынешнем году перестроил свою профработу. И, безусловно, мы будем ориентироваться на сельских жителей, которые уже имеют определенную подготовку и не понаслышке знают, что такое труд на земле", - сказал ректор.
Важно также, чтобы студент включался в практику уже с первого курса, а не в последние годы учебы. В БГСХА данная работа проводится в три этапа. На первом курсе вуз использует для этого собственную базу: УЧХОЗ БГСХА, который является одним из лучших в стране, современную школу-ферму, рыбопитомник, лабораторию контроля качества молока и т.д. На втором и третьем курсе студенты академии постигают современные технологии производства и методы управления в базовых хозяйствах республики и 80 филиалах наших кафедр. И на последних курсах будущие выпускники проходят практику в хозяйствах и предприятиях, как правило, на оплачиваемых должностях по своей специальности. Но и здесь есть резервы для совершенствования. Так, если по специальности "агроном" удается устроить на оплачиваемую работу на время прохождения практики до 80% выпускников, то на специальности "экономист" и "бухгалтер" - около 15%. И этот показатель нужно максимально повышать, так как именно здесь на реальной практике будущий специалист получает профессиональные навыки и опыт. И если он пройдет практику не формально, а напряженно поработав, получив еще и материальный стимул, то есть уверенность, что будущий работодатель будет иметь квалифицированного специалиста и ему не придется тратить время и силы на дополнительное образование и обучение молодого специалиста.
Для сельскохозяйственных вузов на совещании по совершенствованию системы и работы по приему в вузы и ссузы очень важным и своевременным стало решение об увеличении целевого приема абитуриентов по сельскохозяйственным специальностям до 60% от контрольных цифр приема. Это поможет стране решить быстрее проблемы с дефицитом кадров на селе, а вузам даст возможность шире работать по схеме кооперированного образования, когда за подготовку специалиста и его трудоустройство отвечает не только вуз, но и организация, направившая его на учебу. Здесь должен быть обоюдный контроль за качеством образования. И если оно не будет устраивать заказчика, "мы готовы корректировать образовательные программы, работать над ошибками", - заверил Александр Курдеко.