Действия России по запрету поставок белорусской продукции дискредитируют саму идею экономической интеграции
Александр Шпаковский
Действия России по запрету поставок белорусской продукции дискредитируют саму идею экономической интеграции. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА директор информационно-просветительского учреждения "Актуальная концепция", политический аналитик Александр Шпаковский.
"Достаточно странно эта ситуация выглядит как с правовой точки зрения, так и с точки зрения взаимоотношений между государствами и субъектами хозяйствования, потому что ограничены не только поставки наших товаров в Россию, но ограничен также транзит из Беларуси в Казахстан. Из-за этих действий страдают все партнеры по Таможенному союзу, и, кроме того, дискредитирована сама идея экономической интеграции на евразийском пространстве в целом. Фактически получается, что международные договоренности могут быть дезавуированы просто по подозрению контрольного органа одной из стран, без соответствующего правового разбирательства. При этом, как известно, международные обязательства всегда должны быть в приоритете", - сказал Александр Шпаковский.
Политический аналитик считает, что действия российской стороны с правовой точки зрения абсолютно необоснованны, потому как нарушают ряд подписанных ранее международных обязательств. В частности, между двумя странами с 1999 года действует соглашение о Союзном государстве. Этим документом предусмотрен отказ от пограничного и таможенного контроля на российско-белорусской государственной границе. Кроме того, существует единое таможенное пространство в рамках ТС России, Беларуси и Казахстана. Это означает, что возможен не просто транзит без таможенного досмотра из Беларуси в Россию, но также из Беларуси в Казахстан и обратно через территорию России. "По факту действия контрольного органа - Россельхознадзора - противоречат ранее взятым на себя Россией обязательствам. Причем совершенно непонятна причина подобного рода прецедента. У Россельхознадзора в отношении нашей продукции возникли некие подозрения, суть которых сводится к тому, что под видом белорусской продукции осуществляется реэкспорт товаров из санкционного списка, который Россия ввела в отношении производителей из ЕС. Но разве можно на основании подозрений, без соответствующего разбирательства, принимать запретительные решения?" - подчеркнул он.
Директор "Актуальной концепции" добавил, что раз в настоящий момент ряд белорусских предприятий постепенно возобновляют поставки в РФ, значит, подозрения Россельхознадзора не подтвердились. Это, в свою очередь, прямо указывает на необоснованность заявлений некоторых российских чиновников о том, что белорусские продукты питания опасны и заражены какими-то бактериями либо произведены из некачественного зарубежного сырья.
На вопрос о том, каким образом следует решать подобного рода споры между партнерами, но уже в формате Евразийского экономического союза, который начнет работать с 1 января 2015 года, Александр Шпаковский ответил: "Беларуси как стране с эффективным государственным управлением и высоким уровнем правовой культуры необходимо взять инициативу в свои руки и принуждать партнеров к урегулированию спорных вопросов исключительно в правовом поле, а не в поле каких-то внегласных договоренностей между политиками или бизнесменами, как это принято у наших российских друзей".
По мнению собеседника, чтобы впредь такие споры не повторялись, нужно усиливать позиции Евразийской экономической комиссии в отношении национальных правительств, а также создать независимый евразийский контрольный орган, решения которого будут обязательными для исполнения всеми субъектами хозяйствования на территории ЕАЭС. "Такой независимый орган должен быть уполномочен выносить подобного рода решения, он же будет верховным арбитром в спорах фитосанитарного характера", - резюмировал Александр Шпаковский.