Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Мнения

Автовладельцы должны ясно понимать последствия передачи машины пьяному водителю

Мнения 13.06.2013 | 18:16

Автовладельцы должны ясно понимать последствия передачи машины водителю, находящемуся в состоянии опьянения. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА адвокат Дмитрий Горячко, комментируя готовящийся к принятию проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения".

"В этом плане я полностью поддерживаю законопроект. Считаю, что это будет способствовать снижению числа случаев управления водителями транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения", - сказал адвокат, имея в виду норму о конфискации автомобилей.

Он обратил внимание, что предлагается ввести в Уголовный кодекс специальную конфискацию именно для случаев, подпадающих под ст.317-1 (управление транспортным средством в состоянии опьянения, передача управления нетрезвому или отказ от прохождения освидетельствования). "Здесь, я считаю, у законодателя правильный подход. Если человек заведомо знает, что отдает автомобиль лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, то практически это то же, что давать неподготовленному человеку заряженное ружье, что может привести к непредсказуемым последствиям", - отметил юрист. Он подчеркнул, что автовладелец должен ясно понимать, к чему может привести передача управления машиной лицу в состоянии алкогольного опьянения.

Ст.317-1 УК предполагает, что автомобиль не будет подлежать конфискации, если его угнали или если он выбыл из обладания собственника помимо его воли: "Диспозиция статьи предполагает, что орган уголовного преследования должен доказать, что собственник передал машину лицу, которое уже находилось в состоянии алкогольного опьянения". При этом Дмитрий Горячко отметил, что момент специальной конфискации машин за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения в ст.61 УК РБ "Конфискация имущества" необходимо описать максимально корректно. "Ведь идет речь об изъятии имущества, которое принадлежит на праве собственности. Поэтому здесь нужно быть осторожными с формулировкой, чтобы не получилось широкого толкования", - пояснил юрист.

Что касается возможных споров между супругами, если один из супругов, будучи в состоянии алкогольного опьянения, без согласия сел за руль машины, принадлежащей на праве собственности другому супругу, то Дмитрий Горячко напомнил: "Если машина приобретена одним из супругов до брака или получена в дар либо по наследству в период брака, то она принадлежит этому супругу и является его личной собственностью. Второй супруг может ее взять только с согласия собственника. В противном случае можно говорить, что машина выбыла из обладания первого супруга помимо его воли. Если машина приобретена в браке, она может выступать как совместно нажитое имущество. Если один из супругов будет управлять машиной в состоянии опьянения, то машина может подлежать конфискации, а второй супруг может требовать компенсации его доли в этой машине".

Говоря об увеличении штрафов за первый в течение года случай управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, адвокат отметил, что такая мера может быть эффективной. Он отметил, что для обеспечения взыскания штрафов законодатель планирует забирать автомобиль. "Граждане боятся этого иногда даже больше, чем уголовной ответственности", - сказал адвокат. Дмитрий Горячко также подчеркнул, что малые размеры штрафов могут только поощрять правонарушение, а вот их повышение меняет картину.

"Считаю, что вообще нужно убрать из обихода понятие, что якобы можно садиться за руль даже с минимальной долей алкоголя. Должен действовать принцип, что управлять автомашиной должен только трезвый", - считает Дмитрий Горячко.

Проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения" может быть принят в первом чтении Палатой представителей на текущей сессии либо осенью. В частности, проект предполагает изменение ст.18.16 КоАП (управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения освидетельствования). Штраф будет уже в пределах не от 15 до 35 базовых величин, а от 50 до 100.

Кроме того, предлагается дополнить ст.317 УК (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств) частями 4 и 5. При совершении пьяным водителем ДТП, при котором погиб один человек или было причинено тяжкое телесного повреждения, будет предусмотрено до 7 лет лишения свободы (нижний предел - полгода колонии). Смерть двух и более лиц грозит нетрезвому водителю лишением свободы на срок от 4 до 10 лет. Что касается конфискации автомобиля, то такая норма будет введена в ст.61 УК, а применяться будет при возбуждении дела по ст.317-1 УК. При этом в Палате представителей подчеркивают, что санкция по конфискации машин предлагается в таком виде, в котором нет противоречий с Конституцией Беларуси.

Все мнения