Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Мнения

Автоперевозчики вряд ли будут объезжать платные дороги с внедрением электронной системы взимания сборов

Мнения 27.05.2013 | 17:02

Автоперевозчики вряд ли будут объезжать платные дороги с внедрением с 1 июля в Беларуси электронной системы взимания сборов за проезд. Такое мнение высказал сегодня на брифинге "Принципы работы национальной электронной системы сбора платы за проезд BelToll в Беларуси" заместитель начальника управления содержания дорожной сети департамента "Белавтодор" Минтранса Евгений Рокало.

"Нынешние перевозчики ценят время: если они воспользуются платной автодорогой, то смогут пересечь всю Беларусь за 6-8 часов, если же они будут ехать объездными путями, то не уложатся в сутки", - считает он.

При этом Евгений Рокало сравнил проект по внедрению системы BelToll , который заработает с 1 июля в Беларуси, и сегодняшнюю систему ручного сбора платы за перемещение по Беларуси, насчитывающую 4 пункта по взиманию средств. "Объезд такого пункта автомобилем, за перемещение которого нужно уплатить дорожный сбор, не является нарушением законодательства. Деньги взимаются только при пересечении самого платежного терминала. Система электронного сбора платы имеет иной принцип", - констатировал специалист. С 1 июля платные дороги, обозначенные постановлением Совмина №340 от 30 апреля, будут поделены на расчетные сегменты, длина которых между собой отличается. Они связаны с инфраструктурой автомагистрали - наличием транспортных развязок или крупных пересечений. К примеру, есть очень маленькие сегменты в пределах 850 м (вблизи границы с Польшей, где начинается дорога М-1/Е30), но есть и по 35 км. "Как только человек проехал портал, установленный на сегменте, он автоматически внесет плату за пройденное расстояние. Постановление №340 утвердило эти расчетные сегменты. Безусловно, водитель может объехать некоторое количество порталов на расчетных сегментах, съехав на второстепенную дорогу, но будет ли ему это выгодно?" - задался вопросом замначальника управления.

Он также проинформировал, что до конца мая ожидается принятие постановления Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси. Документ, в частности, определит размер платы в увеличенном размере в случае нарушений, минимальную величину предоплаты и остатка залоговой стоимости. Так, при достижении минимально допустимой суммы бортовое устройство будет подавать звуковой сигнал водителю, информирующий об истечении средств на счете. Постановлением будет также утвержден порядок округления денежных средств, которые будут использоваться в системе.

Евгений Рокало отметил, что ранее названная дата ввода электронной системы сбора платы за проезд - 1 июля - остается неизменной. "К этой дате мы идем планомерно, готовится инфраструктура, нормативная документация, чтобы система заработала. Это будет первый этап проекта, стоимость которого составляет около 120 млн. евро", - сказал он. В настоящее время эта сумма практически затрачена на реализацию проекта. "Вопросы, которые могут повлиять на запуск такой глобальной системы, на наш взгляд, отсутствуют", - резюмировал специалист.

Основное преимущество электронной системы заключается в том, что водителю не нужно будет останавливаться, чтобы произвести оплату, как это происходит сейчас. Новые технологии позволят двигаться с максимально разрешенной скоростью, не меняя полосу движения - оплата будет списываться автоматически, для чего дорога будет оборудована соответствующими порталами, оснащенными лазерными датчиками, видео- и фотокамерами, которые зафиксируют проезд автомобилей. На транспортных средствах (как правило - на лобовом стекле) должны быть установлены бортовые устройства электронной оплаты. Есть два типа таких приборов - для легковых и грузовых автомобилей, которые различаются размерами.

Получить бортовые устройства можно будет с 3 июня в пунктах обслуживания клиентов, которые будут расположены во всех областных центрах, на заправочных станциях вдоль трасс и вблизи пограничных зон пропуска. Все пункты обслуживания будут четко обозначены, и их местоположение будет указано знаками, установленными вдоль платных дорог. По желанию, когда водитель будет покидать Беларусь, не планируя дальнейших поездок в нашу страну, он может сдать бортовое устройство и получить залог обратно.

 Как сообщалось, австрийская компания Kapsch TrafficCom AG, выступающая в качестве инвестора, всего направит более 267 млн. евро на реализацию проекта создания в Беларуси электронной системы BelToll, которая начнет работу с 1 июля. Инвестдоговор предусматривает, что после сдачи инвестором в эксплуатацию каждой очереди оборудования оно принимается в собственность Беларуси.

Согласно указу №426 от 27 сентября 2012 года от платы за проезд по некоторым белорусским автотрассам будут освобождены транспортные средства, зарегистрированные на территории государств - участников Таможенного союза, с технически допустимой общей массой не более 3,5 т. Бесплатно смогут проехать мопеды и мотоциклы, зарегистрированные в Беларуси, колесные тракторы и самоходные машины, транспортные средства оперативного назначения, а также используемые в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка. Не нужно будет платить водителям маршруток для городских перевозок пассажиров, автомобилей, применяемых для оказания медпомощи, ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи населению Беларуси и других стран.

Платными станут в общей сложности 815 км дорог страны. Это на первом этапе касается всего протяжения автомагистрали М-1/Е30 Брест (Козловичи) - Минск - граница России (Редьки), а также отдельных участков автомобильных трасс M-2 Минск - Национальный аэропорт Минск, M-3 Минск - Витебск, M-4 Минск - Могилев, M-5/Е 271 Минск - Гомель и M-6/Е 28 Минск - Гродно - граница Польши (Брузги).

Все мнения